г. Тюмень |
|
5 сентября 2014 г. |
Дело N А75-7433/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Отческой Т.И.
Черноусовой О.Ю.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение от 10.02.2014 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Зубакина О.В.) и постановление от 28.05.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Веревкин А.В., Глухих А.Н., Зиновьева Т.А.) по делу N А75-7433/2013 по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (628012, город Ханты-Мансийск, улица Студенческая, 2, ИНН 8601024089, ОГРН 1048600006179) к открытому акционерному обществу "ТНК-Нижневартовск" (628616, Тюменская область, город Нижневартовск, улица 9П Западный промышленный узел, 26, панель 4, ИНН 8620011857, ОГРН 1028601866810) о взыскании ущерба, причинённого почве.
Другое лицо, участвующее в деле: Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
Суд установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (далее - Управление Росприроднадзора, истец) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с исковым заявлением, уточненным в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к открытому акционерному обществу "ТНК-Нижневартовск" (правопредшественнику открытого акционерного общества "РН-Няганьнефтегаз", далее - ОАО "РН-Няганьнефтегаз", ответчик) о взыскании 3 999 000 руб. ущерба, причиненного почве.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (далее - Служба).
Решением от 10.02.2014 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, оставленным без изменения постановлением от 28.05.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда, требования истца удовлетворены частично. С ответчика взыскано в пользу Управления Росприроднадзора 3 084 000 руб., в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Управление Росприроднадзора, ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального права, просит отменить указанные судебные акты в части отказа в удовлетворении заявленного им требования и принять новое решение.
По мнению Управления Росприроднадзора, суды сделали необоснованный вывод об отсутствии у истца полномочий на предъявление требований о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства об охраны окружающей среды на территории земель лесного фонда.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "РН-Няганьнефтегаз", соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в результате некатегорийного отказа (аварии) на участке нефтесборного трубопровода "ЦДНГ-1, т.вр.к.352 - м.вр.к.372 р.н.т.вр.к.355", находящегося на балансе ответчика, произошло загрязнение нефтепродуктами земельного участка площадью 0,0841 га.
Согласно результатам количественного химического анализа проб почв, отобранных 22.05.2012, концентрация нефтепродуктов в контрольной пробе превысила содержание данного показателя в фоновой пробе в 57,8 раза, а по хлоридионам в 1,9 раза.
Поскольку претензия истца от 07.11.2012 N 02-1/8960, в которой предлагалось в добровольном порядке в течение 30 дней оплатить причиненный почве ущерб, оставлена ответчиком без удовлетворения, Управление Росприроднадзора обратилось в суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций установили, что фактически площадь нефтезагрязненного участка составляет 0,1333 га, из которых 0,1028 га относятся к категории земель промышленности, 0,0215 га являются землей лесного фонда.
Отнесение части нефтезагрязненного участка к землям лесного фонда подтверждается претензией истца от 31.02.3883 N 51-ЭН, инвентаризационной картой загрязненного земельного участка, договорами аренды лесного участка от 21.08.2007 N 038/07-09-ДА и от 21.04.2008 N 280/08-08-ДА, маркшейдерской схемой.
Отказывая в удовлетворении части исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что Управление Росприроднадзора не имеет полномочий для взыскания вреда, причиненного почве на земельном участке площадью 0,0215 га, отнесенному к категории земель лесного фонда.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы.
В соответствии с пунктом 4.1 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 24.06.2011 N 421, названное Управление осуществляет контроль и надзор, в том числе: за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов (государственный лесной контроль и надзор) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения; государственный пожарный надзор в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения; государственный земельный контроль в пределах своих полномочий.
Согласно пункту 5.9 названного Положения для осуществления своих полномочий Управление Росприроднадзора имеет право заявлять в установленном законом порядке иски о возмещении ущерба (вреда), причиненного окружающей среде в установленной сфере деятельности, о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Из содержания статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, частей 1, 3, 4 статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394, пунктов 1, 5.3.3, 5.9 Положения о Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.08.2012 N 299-п, следует, что данная Служба осуществляет федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану); определяет размер вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам вследствие нарушения обязательных требований законодательства в области охраны окружающей среды на территории земель лесного фонда и предъявляет иски о его возмещении.
Следовательно, суды первой и апелляционной инстанций сделали обоснованный вывод об отсутствии у истца полномочий на предъявление требований о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства об охраны окружающей среды на территории земель лесного фонда.
При этом суд установил, что по претензии Службы от 16.07.2012 N 98-ЛН сумма ущерба, рассчитанная в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного хозяйства", уплачена ответчиком платежным поручением от 13.08.2012 N 12663.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 10.02.2014 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 28.05.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-7433/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Ильин |
Судьи |
Т.И. Отческая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из содержания статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, частей 1, 3, 4 статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394, пунктов 1, 5.3.3, 5.9 Положения о Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.08.2012 N 299-п, следует, что данная Служба осуществляет федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану); определяет размер вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам вследствие нарушения обязательных требований законодательства в области охраны окружающей среды на территории земель лесного фонда и предъявляет иски о его возмещении.
Следовательно, суды первой и апелляционной инстанций сделали обоснованный вывод об отсутствии у истца полномочий на предъявление требований о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства об охраны окружающей среды на территории земель лесного фонда.
При этом суд установил, что по претензии Службы от 16.07.2012 N 98-ЛН сумма ущерба, рассчитанная в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного хозяйства", уплачена ответчиком платежным поручением от 13.08.2012 N 12663."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 сентября 2014 г. N Ф04-7801/14 по делу N А75-7433/2013