г. Тюмень |
|
11 сентября 2014 г. |
Дело N А70-12335/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Алексеевой Н.А.
Отческой Т.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Реском-Тюмень" на решение от 30.01.2014 Арбитражного суда Тюменской области (судья Коряковцева О.В.) и постановление от 12.05.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А., Лотов А.Н.) по делу N А70-12335/2013 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Реском-Тюмень" (625007, город Тюмень, улица Николая Федорова, 9, ИНН 7203133626, ОГРН 1037200589250) к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Лабытнанги, отделу государственной инспекции безопасности дорожного движения отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Лабытнанги об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности.
Суд установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Реском-Тюмень" (далее - ООО "Реском-Тюмень", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Лабытнанги, отделу государственной инспекции безопасности дорожного движения отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Лабытнанги (далее - Отдел ГИБДД, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 30.10.2013 серии 89 ВВ N 016784 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Решением от 30.01.2014 Арбитражного суда Тюменской области в удовлетворении требований заявителя отказано.
Постановлением от 12.05.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Реском-Тюмень", ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит отменить указанные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тюменской области.
По мнению заявителя, ООО "Реском-Тюмень" не является надлежащим субъектом вменяемого ему административного правонарушения; административным органом не устанавливались его вина в совершении административного правонарушения и создание его действиями угрозы безопасности дорожного движения.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы заявителя и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, между муниципальным учреждением "Управление жилищно-коммунального хозяйства и транспорта администрации города Лабытнанги" (далее - муниципальное учреждение) и ООО "Реском - Тюмень" заключен муниципальный контракт от 10.01.2012 N 1-М3, согласно которому данное общество приняло на себя обязательства по обеспечению устойчивого функционирования улично-дорожной сети города (1-ой категории уборки) и инженерных объектов, в том числе, зимнее содержание дорог 1-ой категории уборки, летнее содержание дорог 1-ой категории уборки, содержание внутриквартальных проездов, содержание водопропускных труб, лотков и канав, содержание автобусных павильонов, содержание дорожных ограждений, содержание дорожных знаков, ремонтные работы по дорожной обстановке, содержание светофорных объектов, вывоз снега.
При проведении проверки улично-дорожной сети города Лабытнанги инспектором отдела ГИБДД 10.10.2013 установлено наличие укатанного снега на асфальтобетонном покрытии проезжей части и снежного вала вдоль повышенного бордюра проезжей части в границах от улицы Гагарина до улицы Новая, что является нарушением пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, и пункта 3.1.8 ГОСТа Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения".
С участием прораба ООО "Реском - Тюмень" и ведущего инженера муниципального учреждения уполномоченным должностным лицом административного органа составлен акт от 10.10.2013 комиссионного обследования улично-дорожной сети г. Лабытнанги, с приложением фотографий обследованного участка автодороги.
Учитывая, что выявленные недостатки в содержании дорог создают помехи движению транспорта, пешеходов и создают угрозу безопасности дорожного движения, административным органом вынесено определение от 15.10.2013 N 89 АА 007243 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
По результатам административного расследования инспектором отдела ГИБДД составлен протокол об административном правонарушении от 28.10.2013 N 89АА 000643 и вынесено оспариваемое заявителем постановление от 30.10.2013 серии 89 ВВ N 016784 о привлечении ООО "Реском - Тюмень" к административной ответственности, предусмотренной статьей 12.34 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Статьей 12.34 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Субъектами административного правонарушения являются должностные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, и юридические лица.
Согласно части 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В соответствии с пунктами 6, 12 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Осуществление работ по содержанию автомобильных дорог отнесено к дорожной деятельности.
Осуществление дорожной деятельности обеспечивается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также физическими или юридическими лицами, являющимися собственниками таких автомобильных дорог или правообладателями земельных участков, предоставленных для размещения таких автомобильных дорог (часть 2 статьи 15 Закона N 257-ФЗ).
Обеспечение осуществления дорожной деятельности в части содержания автомобильных дорог может выражаться, в том числе, в заключении указанными органами соответствующих гражданско-правовых договоров со специализированными организациями, несущими в этом случае обязанность по содержанию таких автомобильных дорог (выполнение работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги) в силу возникновения гражданско-правовых отношений.
При этом такие лица наряду с вышеназванными органами могут являться субъектами административной ответственности, предусмотренной статьей 12.34 КоАП РФ. Возможность применения к указанным лицам мер гражданско-правовой ответственности в связи с ненадлежащим исполнением договорных обязательств не исключает возможность применения по отношению к ним мер административной ответственности в случае нарушения их действиями (бездействием) требований административного законодательства, в том числе, нарушения установленного законом порядка осуществления работ по содержанию автомобильных дорог.
Исследовав материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций установили, что в соответствии с муниципальным контрактом в период с 10.01.2012 по 31.12.2014 на ООО "Реском - Тюмень" была возложена обязанность по зимнему содержанию улично-дорожной сети города Лабытнанги и инженерных объектов, вывозу снега в порядке, установленном нормативными документами.
Следовательно, наряду с уполномоченными органами, ООО "Реском - Тюмень" является лицом, ответственным за состояние дорог, и субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, предусмотрено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Согласно пункту 3.1.8 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденного постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 N 221 (далее - ГОСТ Р 50597-93), формирование снежных валов не допускается, в том числе на участках дорог, оборудованных транспортными ограждениями или повышенным бордюром.
Нарушение заявителем требований пункта 3.1.8 ГОСТа Р 50597-93 при выполнении работ по содержанию улично-дорожной сети г. Лабытнанги в состоянии безопасном для дорожного движения подтверждается представленными административным органом доказательствами.
Принимая во внимание, что ООО "Реском - Тюмень" не представлены достоверные доказательства, подтверждающие своевременное принятия всех необходимых и достаточных мер для соблюдения требований обеспечения безопасности дорожного движения, а также невозможности их выполнения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, суды пришли к обоснованному выводу о наличии вины названного общества в совершении вменяемого административного правонарушения и обоснованно отказали в удовлетворении его требований о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 30.01.2014 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 12.05.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-12335/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Ильин |
Судьи |
Н.А. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, предусмотрено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Согласно пункту 3.1.8 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденного постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 N 221 (далее - ГОСТ Р 50597-93), формирование снежных валов не допускается, в том числе на участках дорог, оборудованных транспортными ограждениями или повышенным бордюром."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 сентября 2014 г. N Ф04-7323/14 по делу N А70-12335/2013
Хронология рассмотрения дела:
11.09.2014 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7323/14
12.05.2014 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2121/14
06.05.2014 Определение Арбитражного суда Тюменской области N А70-12335/13
30.01.2014 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-12335/13