г. Тюмень |
|
18 сентября 2014 г. |
Дело N А45-24089/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Отческой Т.И.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области на решение от 27.02.2014 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Абаимова Т.В.) и постановление от 22.05.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Марченко Н.В., Усанина Н.А.) по делу N А45-24089/2013 по заявлению открытого акционерного общества "Сибирьгазсервис" (630005, город Новосибирск, улица Фрунзе, 124, ИНН 5407121939, ОГРН 1025402479024) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (630000, город Новосибирск, улица Кирова, 3, ИНН 5405116098, ОГРН 1035401913568) об оспаривании ненормативного правового акта.
Другое лицо, участвующее в деле: открытое акционерное общество" Сибирский завод электротермического оборудования".
Суд установил:
Открытое акционерное общество "Сибирьгазсервис" (далее - ОАО "Сибирьгазсервис", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Управление, антимонопольный орган) о признании недействительным решения от 27.09.2013 N 02-01-35-10-13 в части:
- признания ОАО "Сибирьгазсервис" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) путем не указания точки подключения в выданных открытому акционерному обществу "Сибирский завод электротермического оборудования" технических условиях от 31.07.2012 N 1854;
- прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО "Сибирьгазсервис" по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Сибирский завод электротермического оборудования" (далее - ОАО "Сибэлектротерм").
Решением от 27.02.2014 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 22.05.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда, требования заявителя удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных ОАО "Сибирьгазсервис" требований.
В отзыве на кассационную жалобу заявитель, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые Управлением судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ОАО "Сибэлектротерм" обратилось в Управление с заявлением о нарушении ОАО "Сибирьгазсервис" антимонопольного законодательства, выразившегося в не указании в технических условиях от 31.07.2012 N 1 854 точки подключения к газопроводу.
По результатам проверки данного заявления антимонопольный орган принял решение от 27.09.2013 N 02-01-35-10-13 о признании ОАО "Сибирьгазсервис" занимающим доминирующее положение на рынке транспортировки газа по газораспределительным сетям и нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выдав ОАО "Сибэлектротерм" технически условия на подключение объекта капитального строительства к газораспределительной сети без указания точки присоединения.
По результатам рассмотрения жалобы Управление прекратило рассмотрение дела по основанию пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции в связи с добровольным устранением ОАО "Сибирьгазсервис" нарушения антимонопольного законодательства.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе действия, заключающиеся в навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) ОАО "Сибирьгазсервис", осуществляя деятельность по транспортировке газа по трубопроводам, является субъектом естественной монополии. Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение субъекта естественной монополии на товарном рынке признается доминирующим.
Пунктом 3 статьи 8 Закона о естественных монополиях предусмотрена обязанность субъектов естественных монополий предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства.
Отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, и лицом, осуществляющим строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, возникающие в процессе подключения таких объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, включая порядок подачи и рассмотрения заявления о подключении, выдачи и исполнения условий подключения, а также условия подачи ресурсов, регулируются Правилами подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 (далее - Правила N 83).
Подключение объекта капитального строительства к сетям газоснабжения после заключения договора о подключении по этапам, предусмотренным абзацами 4-6 пункта 4 Правил N 83, осуществляется в порядке, установленном Правилами пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 317 (далее - Правила N 317).
В соответствии с пунктами 15 и 16 Правил N 317 технические условия на присоединение к газораспределительной системе выдаются газораспределительной организацией.
Подпунктом "б" пункта 2 Правил N 317 предусмотрено, что газораспределительной организацией является специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию газораспределительной системы и оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям.
Согласно пункту 10 Правил N 83 технические условия должны содержать следующие данные: максимальная нагрузка в возможных точках подключения; срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемый в том числе в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ; срок действия технических условий, но не менее 2 лет с даты их выдачи. По истечении этого срока параметры выданных технических условий могут быть изменены.
Пунктом 16 Правил N 317 предусмотрено, что технические условия на присоединение к газораспределительной системе должны содержать следующие сведения:
а) место присоединения к газопроводу;
б) максимальный часовой расход и давление газа в присоединяемом газопроводе, а также пределы изменения этого давления;
в) требования по учету расхода газа;
г) иные условия подключения к газораспределительной системе, учитывающие конкретные особенности проектов и систем газоснабжения.
Исследовав материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций установили, что ОАО "Сибирьгазсервис" является единственной газораспределительной организацией осуществляющей деятельность на спорной территории.
При обращении ОАО "Сибэлектротерм" за выдачей технических условий на подключение (присоединение) его объекта капитального строительства к существующей сети газоснабжения газораспределительная организация выдала технические условия, не указав точку подключения.
Установив соответствие технических условий от 31.07.2012 N 1854 подключения объекта капитального строительства к газораспределительной сети требованиям пункта 10 Правил N 83; факт выдачи в последующем в соответствии с требованиями пунктов 15, 16 Правил N 317 после оформления ОАО "Сибэлектротерм" разрешения на использование газа технических условий от 28.08.2013 N 2225 на присоединение объекта к газораспределительной системе газопровода, суды пришли к обоснованному выводу о недоказанности антимонопольным органом нарушения прав ОАО "Сибэлектротерм".
Кроме того суды указали, что антимонопольным органом не доказано каким образом ОАО "Сибирьгазсервис" нарушило права ОАО "Сибэлектротерм", выдав технические условия N 1854 без указания точки подключения, указав ее в технических условиях N 2225, поскольку действия заявителя не противоречат требованиям пункта 14 Правил N 83, пунктов 15-16 Правил N 317.
Принимая во внимание, что выводы судов первой и апелляционной инстанций не противоречат упомянутым нормам материального права, а также имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 27.02.2014 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 22.05.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-24089/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Ильин |
Судьи |
Т.И. Отческая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 3 статьи 8 Закона о естественных монополиях предусмотрена обязанность субъектов естественных монополий предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства.
Отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, и лицом, осуществляющим строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, возникающие в процессе подключения таких объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, включая порядок подачи и рассмотрения заявления о подключении, выдачи и исполнения условий подключения, а также условия подачи ресурсов, регулируются Правилами подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 (далее - Правила N 83).
Подключение объекта капитального строительства к сетям газоснабжения после заключения договора о подключении по этапам, предусмотренным абзацами 4-6 пункта 4 Правил N 83, осуществляется в порядке, установленном Правилами пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 317 (далее - Правила N 317)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 сентября 2014 г. N Ф04-8533/14 по делу N А45-24089/2013