Резолютивная часть постановления объявлена 9 июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 9 июня 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тамашакина С.Н.
судей Лукьяненко М.Ф., Мелихова Н.В.
рассмотрел кассационную жалобу открытого акционерного общества "Омский завод гражданской авиации" на решение Арбитражного суда Омской области от 02.12.2010 (судья Глазков О.В.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2011 (судьи Сидоренко О.А., Лотов А.Н., Шиндлер Н.А.) по делу N А46-6754/2010 по заявлению открытого акционерного общества "Омский завод гражданской авиации" (ИНН 5507029944, ОГРН 1025501378572) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (ИНН 5503085391, ОГРН 1045504038524), Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Омской области (ИНН 5503051770, ОГРН 1025500754400) об исправлении кадастровой ошибки.
Другие лица, участвующие в деле: администрация города Омска (ИНН 5503047244, ОГРН 1025500757259), Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля" (ИНН 5502042807, ОГРН 1025500510474).
Суд установил:
открытое акционерное общество "Омский завод гражданской авиации" (далее - ОАО "ОЗГА", Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке, установленном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление Росреестра по Омской области) об исправлении с 27.05.2009 кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 06:569, обязав Управление Росреестра по Омской области заменить сведения о кадастровой стоимости земельного участка с 11 069 215 рублей 08 копеек на 632 466 рублей 62 копейки и размер удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв. м земельного участка с 4 800 рублей 18 копеек на 274 рубля 27 копеек; об исправлении с 27.05.2009 кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 06:565, обязав Управление Росреестра по Омской области заменить сведения о кадастровой стоимости земельного участка с 60 242 259 рублей на 3 442 088 рублей 50 копеек и размер удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв. м земельного участка с 4 800 рублей 18 копеек на 274 рубля 27 копеек; об исправлении с 27.05.2009 кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 06:566, обязав Управление Росреестра по Омской области заменить сведения о кадастровой стоимости земельного участка с 38 411 040 рублей 36 копеек на 2 194 708 рублей 54 копейки и размер удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв. м земельного участка с 4 800 рублей 18 копеек на 274 рубля 27 копеек; об исправлении с 27.05.2009 кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 06:564, обязав Управление Росреестра по Омской области заменить сведения о кадастровой стоимости земельного участка с 629 092 390 рублей 08 копеек на 35 944 729 рублей 12 копеек и размер удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв. м земельного участка с 4 800 рублей 18 копеек на 274 рубля 27 копеек; об исправлении с 27.05.2009 кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 06:567, обязав Управление Росреестра по Омской области заменить сведения о кадастровой стоимости земельного участка с 334 226 933 рублей 04 копеек на 19 096 871 рубль 56 копеек и размер удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв. м земельного участка с 4 800 рублей 18 копеек на 274 рубля 27 копеек; об исправлении с 27.05.2009 кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 06:568, обязав Управление Росреестра по Омской области заменить сведения о кадастровой стоимости земельного участка с 41 406 352 рублей 68 копеек на 2 365 853 рубля 02 копейки и размер удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв. м земельного участка с 4 800 рублей 18 копеек на 274 рубля 27 копеек; об исправлении с 27.12.2007 по 23.10.2009 кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 06:21, обязав Управление Росреестра по Омской области заменить сведения о кадастровой стоимости земельного участка с 1 144 695 037 рублей 28 копеек на 61 940 100 рублей 72 копейки и размер удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв. м земельного участка с 4 930 рублей 46 копеек на 266 рублей 79 копеек.
Заявленные требования мотивированны со ссылкой на статью 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановление Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации N 316), статью 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", пункты 1.4, 2.2.6, 2.2.7 Приказа Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 "Об утверждении методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", пункт 9.2 Приказа Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 "Об утверждении административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель"), пункты 3.1, 3.2, 3.2.7, 4.1 Приказа Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152 "Об утверждении технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", Постановление Правительства Омской области от 29.10.2008 N 179-п "Об утверждении Положения об арендной плате за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и расположенных в городе Омске".
В ходе судебного разбирательства судом в порядке статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве соответчика привлечено Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" (далее - ФГУ "Земельная кадастровая палата").
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация города Омска, Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля".
Решением Арбитражного суда Омской области от 02.12.2010, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2011, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ОАО "ОЗГА" просит принятые судебные акты отменить и вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований.
По его мнению, решение арбитражного суда и постановление апелляционного суда приняты с нарушением норм материального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Заявитель считает, что исправление кадастровой ошибки в судебном порядке является самостоятельным способом защиты нарушенных прав Общества и не требует от суда признания отчета об оценке незаконным или недействующим нормативно-правового акта. Для исправления кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости достаточно установить ошибку в отчете или ином документе, на основании которого внесены сведения в кадастр.
ОАО "ОЗГА", со ссылкой на пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 1 Постановления Правительства Российской Федерации N 316 и пункт 11 регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" указывает, что определение величины кадастровой стоимости земельных участков является обязательным именно для внесения сведений о кадастровой стоимости земельных участков в государственный кадастр для применения в целях налогообложения и иных целях. Именно в кадастре должны содержаться достоверные сведения, используемые как землепользователями в целях уплаты соответствующих платежей за пользование землей, так и иными органами.
Заявитель указывает на ошибочность выводов суда о невозможности проверки правильности содержащихся в кадастре сведений об экономических характеристиках участков ОАО "ОЗГА", полагает, что суды, сделав вывод о ненадлежащем способе защиты права, необоснованно указали на отсутствие основания для удовлетворения заявленных требований.
ОАО "ОЗГА" также считает необоснованным отклонение арбитражным судом ходатайства заявителя о назначении математической экспертизы.
До рассмотрения кассационной жалобы от ОАО "ОЗГА" поступило ходатайство о приостановлении производства по делу.
Суд кассационной инстанции в удовлетворении заявленного ходатайства отказал, за его необоснованностью.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела видно, что ОАО "ОЗГА" имеет на праве собственности: земельный участок с кадастровым номером 55:36:140106:21, площадью 232 168 кв. м, предоставленный для производственных целей под здания, сооружения, местоположение установлено относительно здания заводоуправления, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, Кировский административный округ, ул. Суровцева, д. 112 (свидетельство о государственной регистрации права 55 АВ 724429 от 07.07.2008); земельный участок с кадастровым номером 55:36:14 01 06:569, площадью 2 306 кв. м, предоставленный для производственных целей под здания, сооружения, местоположение установлено относительно двухэтажного здания СТО, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, Кировский административный округ, ул. Суровцева, д. 112 (свидетельство о государственной регистрации права 55 АВ 983522 от 29.06.2009); земельный участок с кадастровым номером 55:36:14 01 06:565, площадью 12 550 кв. м, предоставленный для производственных целей под здания, сооружения, местоположение установлено относительно здания заводоуправления, здания столовой, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, Кировский административный округ, ул. Суровцева, д. 112 (свидетельство о государственной регистрации права 55 АВ 983526 от 29.06.2009); земельный участок с кадастровым номером 55:36:14 01 06:566, площадью 8 002 кв. м, предоставленный для производственных целей под здания, сооружения, местоположение которого установлено относительно оздоровительного комплекса - двухэтажного кирпичного здания, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, Кировский административный округ, ул. Суровцева, д. 112 (свидетельство о государственной регистрации права 55 АВ 983525 от 29.06.2009); земельный участок с кадастровым номером 55:36:14 01 06:564, площадью 131 056 кв. м, предоставленный для производственных целей под здания, сооружения, местоположение установлено относительно здания летно-испытательной станции - одноэтажного строения, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, Кировский административный округ, ул. Суровцева, д. 112 (свидетельство о государственной регистрации права 55 АВ 983527 от 29.06.2009); земельный участок с кадастровым номером 55:36:14 01 06:567, площадью 69 628 кв. м, предоставленный для производственных целей под здания, сооружения, местоположение установлено относительно одноэтажного металлического здания моторного цеха, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, Кировский административный округ, ул. Суровцева, д. 112 (свидетельство о государственной регистрации права 55 АВ 983524 от 29.06.2009); земельный участок с кадастровым номером 55:36:14 01 06:568, площадью 8 626 кв. м, предоставленный для производственных целей под здания, сооружения, местоположение установлено в 34 м восточнее относительно котельной - нежилого одноэтажного строения, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, Кировский административный округ, ул. Суровцева, д. 112 (свидетельство о государственной регистрации права 55 АВ 983523 от 29.06.2009).
Омским филиалом Федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее - ФГУП "ФКЦ "Земля") по состоянию на 01.01.2007 были проведены работы по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель муниципального образования "город Омск", в том числе вышеперечисленных земельных участков, принадлежащих Обществу.
Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" (далее - Постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п) утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36, а именно средние удельные показатели кадастровой стоимости по видам разрешенного использования по кварталам, в том числе средний удельный показатель 1 кв. м кадастровой стоимости в кадастровом квартале 55:36:14 01 06 по виду разрешенного использования N 9 - "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок", предусмотренного Типовым перечнем видов разрешенного использования, утвержденным Приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152, который составил 4 800 рублей 18 копеек.
Постановлением Правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-п "О внесении изменений в постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" приложение "Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" к постановлению Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" дополнено таблицей "Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов города Омска по результатам работ по определению кадастровой стоимости земельных участков, проведенных в 2007 году", указанная таблица содержит сведения, в том числе о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 06:21.
Согласно сведениям, содержащимся в Государственном кадастре недвижимости: кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 06:21 составляет 1 144 695 037 рублей 28 копеек, удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв. м данного земельного участка 4 930 рублей 46 копеек (кадастровый паспорт земельного участка от 28.07.2008 N 36/08-31805); кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 06:569 составляет 11 069 215 рублей 08 копеек, удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв. м данного земельного участка 4 800 рублей 18 копеек (кадастровый паспорт земельного участка от 29.05.2009 N 5536/215/09-1189); кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 06:565 составляет 60 242 259 рублей, удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв. м данного земельного участка 4 800 рублей 18 копеек (кадастровый паспорт земельного участка от 29.05.2009 N 5536/215/09-1193); кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 06:566 составляет 38 411 040 рублей 36 копеек, удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв.м. данного земельного участка 4 800 рублей 18 копеек (кадастровый паспорт земельного участка от 29.05.2009 N 5536/215/09-1194); кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 06:564 составляет 629 092 390 рублей 08 копеек, удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв. м данного земельного участка 4 800 рублей 18 копеек (кадастровый паспорт земельного участка от 29.05.2009 N 5536/215/09-1192); кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 06:567 составляет 334 226 933 рублей 04 копейки, удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв. м данного земельного участка 4 800 рублей 18 копеек (кадастровый паспорт земельного участка от 29.05.2009 N 5536/215/09-1190); кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 06:568 составляет 41 406 352 рублей 68 копеек, удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв. м данного земельного участка 4 800 рублей 18 копеек (кадастровый паспорт земельного участка от 29.05.2009 N 5536/215/09-1191).
Считая, что результат государственной кадастровой оценки среднего удельного показателя 1 кв. м кадастровой стоимости земельного участка по 9 виду разрешенного использования в кадастровом квартале 55:36:14 01 06 в размере 4 800 рублей 18 копеек является недостоверным, а при его расчете, как и при расчете непосредственно кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 06:21, была допущена ошибка в связи с неправильным применением формулы статистически значимой экспоненциальной модели, а, следовательно, кадастровая стоимость принадлежащих истцу земельных участков, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости, ошибочно рассчитана уполномоченным органом на основании недостоверной величины и завышена, ОАО "ОЗГА" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд, отказывая в удовлетворении заявленного требования, а апелляционный суд, оставляя решение в силе, исходили из отсутствия оснований для его удовлетворения.
Суд кассационной инстанции считает выводы судебных инстанций правомерными исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы.
Согласно пункту 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу положений пункта 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Исходя из данных норм права, для признания незаконными действий (бездействия) суд должен установить несоответствие обжалуемых действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение обжалуемыми действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Статьей 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) предусмотрена возможность исправления воспроизведенных в государственном кадастре недвижимости ошибок.
По пунктам 1 и 2 статьи 28 Закона N 221-ФЗ, ошибками в государственном кадастре недвижимости являются, техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях); воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
В пункте 5 статьи 28 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки.
Процедура исправления кадастровой ошибки указана в Порядке ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденном Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20.02.2008 N 35 в соответствии с частью 10 статьи 4 Закона N 221-ФЗ (далее - Порядок).
Из пунктов 4, 18 Порядка следует, что исправление кадастровых ошибок в кадастровых сведениях относится к одной из кадастровых процедур, выполняемых уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета при внесении кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости, и сопровождается принятием соответствующего решения.
В соответствии с пунктом 47 Порядка основанием для исправления кадастровой ошибки являются: представленные (поступившие в порядке информационного взаимодействия) документы, необходимые для кадастрового учета изменений объекта недвижимости; вступившее в законную силу решение суда об исправлении кадастровой ошибки.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила N 316), установлено, что государственная кадастровая оценка земель проводится Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями.
Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4 Правил N 316).
Пунктом 10 Правил N 316 установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, позволяющих определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов по видам разрешенного использования.
Приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152 утверждены Технические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, пунктом 2.2 которых предусмотрен механизм определения номера разрешенного использования земельного участка, согласно которому определение номера вида разрешенного использования земельных участков производится в соответствии с Типовым перечнем видов разрешенного использования (таблица N 1 приложения N 2).
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведённой независимым оценщиком", в случае предъявления в арбитражный суд иска об оспаривании достоверности величины стоимости объекта оценки, указанной в отчёте независимого оценщика, или о признании недействительным отчёта независимого оценщика судам следует учитывать, что в соответствии с частью 1 статьи 3 и статьей 4 Федерального закона Российской Федерации от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закона об оценочной деятельности), под оценочной деятельностью понимается деятельность оценщиков - юридических лиц и физических лиц (индивидуальных предпринимателей), - направленная на установление в отношении объектов оценки их рыночной или иной стоимости и выполняемая для потребителей этих услуг (заказчиков).
В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности, отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признаётся документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчёте, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
При этом следует учитывать, что оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки, определённой независимым оценщиком, путём предъявления самостоятельного иска возможно только в том случае, когда законом или иным нормативным актом предусмотрена обязательность такой величины для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица. Кроме того, в этом случае оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки возможно только до момента заключения договора (издания акта государственным органом либо принятия решения должностным лицом или органом управления юридического лица).
Если самостоятельное оспаривание величины стоимости объекта оценки, определённой независимым оценщиком, путём предъявления отдельного иска невозможно, вопрос о достоверности этой величины может рассматриваться в рамках рассмотрения конкретного спора по поводу сделки, изданного акта или принятого решения (в том числе дела о признании сделки недействительной, об оспаривании ненормативного акта или решения должностного лица, о признании недействительным решения органа управления юридического лица и др.).
Исследовав обстоятельства дела, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, установив, что в настоящий момент обжалование в судебном порядке отчета N 05-09/02, подготовленного Омским филиалом ФГУП ФКЦ "Земля", невозможно, Постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п не признано недействующим в части установления размера удельного показателя кадастровой стоимости указанных выше земельных участков, арбитражный суд пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционный суд, рассматривая доводы апелляционной жалобы, обоснованно поддержал выводы арбитражного суда по существу спора.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, при принятии обжалуемых судебных актов арбитражным и апелляционным судами не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для их отмены не имеется.
Изложенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения апелляционного суда, им дана надлежащая правовая оценка, у суда кассационной инстанции нет оснований для их переоценки.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 02.12.2010 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2011 по делу N А46-6754/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Омский завод гражданской авиации" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.Н. Тамашакин |
Судьи |
М.Ф. Лукьяненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведённой независимым оценщиком", в случае предъявления в арбитражный суд иска об оспаривании достоверности величины стоимости объекта оценки, указанной в отчёте независимого оценщика, или о признании недействительным отчёта независимого оценщика судам следует учитывать, что в соответствии с частью 1 статьи 3 и статьей 4 Федерального закона Российской Федерации от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закона об оценочной деятельности), под оценочной деятельностью понимается деятельность оценщиков - юридических лиц и физических лиц (индивидуальных предпринимателей), - направленная на установление в отношении объектов оценки их рыночной или иной стоимости и выполняемая для потребителей этих услуг (заказчиков).
В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности, отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признаётся документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчёте, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
...
Исследовав обстоятельства дела, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, установив, что в настоящий момент обжалование в судебном порядке отчета N 05-09/02, подготовленного Омским филиалом ФГУП ФКЦ "Земля", невозможно, Постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п не признано недействующим в части установления размера удельного показателя кадастровой стоимости указанных выше земельных участков, арбитражный суд пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 июня 2011 г. N Ф04-2971/11 по делу N А46-6754/2010
Хронология рассмотрения дела:
21.10.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12660/2011
27.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12660/11
14.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12660/11
09.06.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2971/11
09.03.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-45/2011