г. Тюмень |
Дело N А27-15356/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июня 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Мартыновой С.А.
судей Кокшарова А.А., Поликарпова Е.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 10.12.2010 (судья Дворовенко И.В.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2011 (судьи Музыкантова М.Х., Жданова Л.И., Хайкина С.Н.) по делу N А27-15356/2010 по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) (ИНН 4205168040, ОГРН 1084205020965) к закрытому акционерному обществу "Колта" (ИНН 4207002026) о взыскании штрафа.
Суд установил:
государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) (далее - Управление, Пенсионный фонд) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Кемеровской области к закрытому акционерному обществу "Колта" (далее - Общество) о взыскании штрафа в размере 1 062, 17 руб., начисленного на основании решения от 03.06.2010 N 289 о привлечении к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 10.12.2010 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2011 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Пенсионный фонд, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, просит отменить решение и постановление, принять по делу новый судебный акт.
Управление указывает на то, что в принятом им решении зафиксирован факт нарушения и дана соответствующая оценка противоправным деяниям Общества, что является надлежащим и достаточным доказательством, свидетельствующим о характере и самом факте совершения нарушения лицом, привлекаемым к ответственности.
В порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, исходя из доводов кассационной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что 28.02.2010 Обществом представлена ведомость уплаты страховых взносов за 2009 год, индивидуальные сведения за 2009 год. Кроме того, Обществом в налоговый орган была сдана декларация о начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование за 2009 год.
Указанную декларацию налоговый орган направил в Пенсионный фонд. При этом Управление при сличении сведений отраженных в декларации и ведомости уплаты страховых взносов АВД-11 на обязательное пенсионное страхование было выявлено, что индивидуальные сведения на работников представлены в искаженном виде, а именно: обнаружены расхождения в начислении страховых взносов.
26.04.2010 Пенсионным фондом направлено Обществу уведомление N 20-5317 о расхождении АДВ - 11 и декларации и необходимости устранения данных расхождений в срок до 06.05.2010.
13.05.2010 Обществом представлены корректирующие индивидуальные сведения на двух застрахованных лиц - ведомость уплаты от 13.05.2010 N 052579.
Ссылаясь на расхождение данных о сумме страховых взносов за 2009 год, указанных Обществом в ведомости уплаты по форме АДВ-11 и в налоговой декларации, Пенсионный фонд пришел к выводу о предоставлении Обществом недостоверных сведений необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, что нашло отражение в акте от 13.05.2010 N 289.
По результатам проверки Управлением принято решение от 03.06.2010 N 289 о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа в размере 1 062, 17 руб., и в адрес Общества направлено требование по состоянию на 03.06.2010 N 289 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов организаций - страхователем, срок уплаты установлен до 21.06.2010.
Невыполнение Обществом в добровольном порядке указанного требования в установленный срок явилось основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражные суды исходили из того, что Управлением не представлены доказательства, свидетельствующие о совершении Обществом правонарушения, предусмотренного пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Кассационная инстанция считает данные выводы арбитражных судов правильными, при этом исходит из следующего.
Согласно пункту 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания десяти процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 29 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 N 318 "О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования" (далее - Инструкция), в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган формах документов персонифицированного учета страхователь в 2-недельный срок представляет исправленные формы.
Таким образом, из Инструкции следует, что в случае выявления расхождения между представленными страхователем индивидуальными сведениями о застрахованных лицах и результатами проверки Пенсионный фонд направляет страхователю уведомление об этом, с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.
Частью 3 статьи 2 Федерального закона от 15.05.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании" установлено, что правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Законом.
Судами установлено, подтверждено материалами дела и не оспаривается сторонами, что с учетом выявленных Управлением в ходе документальной проверки недостатков в представленных сведениях индивидуального (персонифицированного) учета за 2009 год Обществом 13.05.2010 внесены изменения в ведомость уплаты АДВ-11 за 2009 год (протокол ведомости уплаты), в индивидуальные сведения на двух застрахованных лиц, а так же представило в налоговый орган уточненную декларацию по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2009 год.
Поскольку сам по себе факт несоответствия суммы страховых взносов, указанной в ведомости уплаты страховых взносов, сумме, отраженной в декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование не свидетельствует о совершении Обществом указанного правонарушения, вывод судов о том, что Пенсионным фондом в нарушение пункта 3 статьи 100, пунктов 5, 8 статьи 101, статей 106 и 108 Налогового кодекса Российской Федерации не установлена противоправность деяния и вина страхователя является правильным.
При этом судами установлено, что Пенсионный фонд не отразил в акте проверки от 13.05.2010 N 289 и в решении от 03.06.2010 N 289 обстоятельства совершения правонарушения (какие сведения и по каким конкретно лицам неполно представлены, в чем заключается недостоверность представленных сведений, какие конкретно сведения признаны недостоверными, не изложены обстоятельства, касающиеся установления противоправности действий Общества и виновности его в совершении правонарушения, не указало документы и иные сведения, подтверждающие обстоятельства правонарушения).
Принимая во внимание изложенное, суды пришли к обоснованному выводу о том, что в данном случае у Пенсионного фонда отсутствовали правовые основания для привлечения Общества к ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Суд кассационной инстанции считает, что судами первой и апелляционной инстанций правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права и не опровергают выводы судов, а направлены на переоценку обстоятельств, установленных арбитражными судами, что не соответствует требованиям статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 10.12.2010 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2011 по делу N А27-15356/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.А. Мартынова |
Судьи |
А.А. Кокшаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку сам по себе факт несоответствия суммы страховых взносов, указанной в ведомости уплаты страховых взносов, сумме, отраженной в декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование не свидетельствует о совершении Обществом указанного правонарушения, вывод судов о том, что Пенсионным фондом в нарушение пункта 3 статьи 100, пунктов 5, 8 статьи 101, статей 106 и 108 Налогового кодекса Российской Федерации не установлена противоправность деяния и вина страхователя является правильным.
При этом судами установлено, что Пенсионный фонд не отразил в акте проверки от 13.05.2010 N 289 и в решении от 03.06.2010 N 289 обстоятельства совершения правонарушения (какие сведения и по каким конкретно лицам неполно представлены, в чем заключается недостоверность представленных сведений, какие конкретно сведения признаны недостоверными, не изложены обстоятельства, касающиеся установления противоправности действий Общества и виновности его в совершении правонарушения, не указало документы и иные сведения, подтверждающие обстоятельства правонарушения).
Принимая во внимание изложенное, суды пришли к обоснованному выводу о том, что в данном случае у Пенсионного фонда отсутствовали правовые основания для привлечения Общества к ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 июня 2011 г. N Ф04-2154/11 по делу N А27-15356/2010