г. Тюмень |
Дело N А03-13089/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июня 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Беловой Л.В.
судей Новоселова В.И., Шабалковой Т.Я.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю на постановление от 17.03.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи: Жданова Л.И., Музыкантова М.Х, Хайкина С.Н.) по делу N А03-13089/2010 по заявлению Администрации города Бийска (место нахождения: г. Бийск, ул. Ленина, д. 250, ОГРН 1022200567212, ИНН 2204001327) к Управлению федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (место нахождения: г. Барнаул, ул. Пролетарская, д. 65, ОГРН 1022201518547, ИНН 2221022528) о признании недействительными ненормативных правовых актов.
Другие лица, участвующие в деле: муниципальное унитарное предприятие г. Бийска "Трансагентство" (место нахождения: г. Бийск, ул. Красноармейская, д. 39/1, ОГРН 1022200559270, ИНН 2226008301).
В заседании приняли участие представитель Администрации г. Бийска - Воробьёва И.В. по доверенности от 13.10.2010 N 1382/01-18.
Суд установил:
администрация города Бийска обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании вынесенных Управлением федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (далее по тексту - УФАС по Алтайскому краю) решения от 27.08.2010 N 63-ФАС22-ОВ/06-10 и предписания от 27.08.2010 N 63-ФАС22-ОВ/06-10.
Определением от 30.09.2010 Арбитражного суда Алтайского края (судья Музюкин Д.В.) для участия в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное унитарное предприятие г. Бийска "Трансагентство" (далее по тексту - МУП "Трансагентство").
Решением от 02.12.2010 Арбитражного суда Алтайского края (судья Музюкин Д.В.) Администрации г. Бийска отказано в удовлетворении заявленных им требований.
Постановлением от 17.03.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение от 02.12.2010 отменено. По делу принят новый судебный акт. Обжалуемые ненормативные правовые акты УФАС по Алтайскому краю признаны недействительными.
УФАС по Алтайскому краю просит отменить постановление апелляционной инстанции, считая что судом неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Администрация г. Бийска и МУП г. Бийска "Трансагентсво" в отзывах просят кассационную жалобу УФАС по Алтайскому краю оставить без удовлетворения, ссылаясь на правильное применение арбитражным судом апелляционной инстанции при принятии нового решения норм материального и процессуального права.
Представителем Администрации г. Бийска в судебном заседании поддержаны возражения, изложенные им в отзыве.
Судебная коллегия кассационной инстанции в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы УФАС по Алтайскому краю, изложенные в кассационной жалобе и возражения Администрации г. Бийска и МУП г. Бийска "Трансагентсво" на них, закреплённые в отзывах, проверив правильность применения Седьмым арбитражным апелляционным судом при принятии нового решения норм материального и процессуального права, не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела следует, что 31 мая 2010 года в УФАС по Алтайскому краю поступили материалы прокуратуры города Бийска (вх. N 864 от 31.05.2010) на предмет проверки соответствия монопольному законодательству постановления Администрации г. Бийска от 27.04.2010 N 944 "О конкурсе на право осуществления пассажирских перевозок автобусами по муниципальной маршрутной сети г. Бийска" и утвержденных им актов.
В связи с установленными признаками нарушения пункта 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту - Закона N 135-Ф3) УФАС по Алтайскому краю на основании приказа N 195 от 29.06.2010 г. в отношении заявителя было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства N 63-ФАС22-ОВ/06-10.
В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства было установлено, что во исполнение постановления N 944 от 27.04.20010 г. в газете "Муниципальный вестник" 28.04.2010 было опубликовано извещение о проведении указанного конкурса. При этом проекты договоров на право осуществления пассажирских перевозок автобусами по муниципальной маршрутной сети г. Бийска (приложения N 2 и N 3 к извещению, л.д. 15-22) содержат пункты 2.9 и 2.8 соответственно, согласно которым на исполнителя - победителя конкурса возлагается обязанность по заключению договора на диспетчерское обслуживание с МУП г.Бийска "Трансагентство".
Согласно ответу Администрации г. Бийска на территории города, помимо указанного предприятия, услуги диспетчерского сопровождения оказывают также общество с ограниченной ответственностью "АлтайАвто" (далее по тексту - ООО "АлтайАвто") и НП "Ассоциация автоперевозчиков "Газель" Бийска" (л.д. 39-40), что свидетельствует о функционировании в указанном муниципальном образовании рынка диспетчерских услуг.
Таким образом, администрация, возложив обязанность на победителя конкурса обязанность заключить договор на диспетчерское обслуживание с МУП г. Бийска "Трансагентство", лишила перевозчика права самостоятельного выбора контрагента, предоставляющего такие услуги, что в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ является нарушением антимонопольного законодательства.
На заседании Комиссии УФАС по Алтайскому краю 17.08.2010 было принято решение N 63-ФАС22-ОВ/06-10 о признании действий администрации, выразившихся во включении в договоры на право осуществления пассажирских перевозок автобусами по муниципальной маршрутной сети г. Бийска требования о заключении договора на диспетчерское сопровождение с МУП г. Бийска "Трансагентство", противоречащими пункту 5 части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ.
На основании указанного решения администрации было выдано предписание N 63-ФАС22-ОВ/06-10 от 27.08.2010 о недопущении при проведении конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автобусами по муниципальной маршрутной сети г. Бийска нарушения антимонопольного законодательства, в том числе путем включения в конкурсную документацию положений, устанавливающих для приобретателей товаров ограничения выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.
Не согласившись с указанными актами, Администрация г. Бийска обратилась с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Арбитражный суд Алтайского края пришел к выводу, что оспариваемые ненормативные правовые акты УФАС по Алтайскому краю приняты последним в пределах компетенции, установленной Положением о Федеральной антимонопольной службе, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, статьями 23, 39, 40 Закона N 135-ФЗ и при наличии законных на то оснований.
Поскольку на территории города Бийска услуги диспетчерского сопровождения оказывают помимо МУП г. Бийска "Трансагентство", а также общество с ограниченной ответственностью "АлтайАвто" и НП "Ассоциация автоперевозчиков "Газель" Бийска", то возложение обязанности на победителя конкурса по заключению договора на диспетчерское обслуживание с МУП г. Бийска "Трансагентство" признано в качестве доказательства, свидетельствующего о лишении победителя конкурса права самостоятельного выбора контрагента.
Вышеизложенное явилось основанием для признания обжалуемых ненормативных правовых актов УФАС по Алтайскому краю не соответствующими пункту 5 части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, изучив ответы ООО "АлтайАвто" и НП "Ассоциация автоперевозчиков "Газель" Бийска", установил, что вышеперечисленными организациями диспетчерские службы созданы для организации внутренних работы собственных транспортных средств.
Вышеизложенное обстоятельство явилось основанием для признания соответствия оспариваемого решения Администрации г. Бийска требованиям Закона N 135-ФЗ.
В соответствии со статьёй 15 Закона N 135-ФЗ органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается: установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют таки товары (пункт 5 части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ).
Исходя из вышеизложенной нормы арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что для принятия правильного решения по настоящему делу необходимо установить факт ограничения конкуренции, создания определённых преимуществ и дискриминации на определённом товарном рынке, а также выявить причинную связь между принятым актом и (или) совершенными действиями и наступившими последствиями.
Арбитражный суд апелляционной инстанции исходя из норм, закреплённых в пункте 9 раздела 3.1, пунктах 11, 12 раздела 3.2, пунктах 14, 47, 79-81 Правил организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на территории города Бийска, утверждённых решением Думы г. Бийска от 25.08.2009 N 98, пришёл к выводу о том, что организацией, контролирующей регулярность движения транспортных средств является центральная диспетчерская служба. Центральная диспетчерская служба ежемесячно составляет и утверждает в Администрации города график и расписание движения транспортных средств.
Из пункта 5.2.5 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утверждённого приказом Министра транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 N 2 арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к правильному выводу о наличии у перевозчиков права на создание собственной диспетчерской службы.
Исходя из вышеизложенной нормы арбитражным судом апелляционной инстанции обоснованно были предприняты меры по установлению факта оказания ООО "АлтайАвто" и НП "Ассоциации автоперевозчиков "Газель" Бийска" созданной на их базе диспетчерской службой услуг по обслуживанию автобусов, осуществляющих перевозки по муниципальной маршрутной сети г. Бийска, принадлежащим другим организациям и индивидуальным предпринимателям.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив имеющиеся в материалах дела документы, признаёт вывод арбитражного суда апелляционной инстанции о создании ООО "АлтайАвто" и НП "Ассоциации автоперевозчиков "Газель" Бийска" диспетчерских служб исключительно для обслуживания принадлежащего им автопарка обоснованным, поскольку он сделан на основании их правильной оценки.
Исходя из вышеизложенных норм права и установленных по настоящему делу обстоятельств, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к правильному выводу о том, что наличие в городе иных диспетчерских служб, созданных перевозчиками для координации собственной внутренней работы, не может быть признано в качестве основания для признания наличия в действиях Администрации г. Бийска нарушения антимонопольного законодательства.
Судебная коллегия кассационной инстанции считает, что все юридически значимые для дела факты, доводы и доказательства Администрации г. Бийска и УФАС по Алтайскому краю были рассмотрены арбитражным судом апелляционной инстанции согласно части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности и взаимной связи и сделан правильный вывод об отсутствии оснований для вынесения обжалуемых ненормативных правовых актов.
Поскольку УФАС по Алтайскому краю документально не опровергнут выводы арбитражного суда апелляционной инстанции, изложенные в кассационной жалобе, фактически направлены на переоценку обстоятельств по данному делу, которым судом на основе полного и всестороннего исследования доказательств, предоставленных сторонами, дана правильная оценка, основания для отмены принятого арбитражным судом апелляционной инстанции по настоящему делу нового решения и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Нарушения Седьмым арбитражным апелляционным судом при принятии обжалуемого судебного акта норм процессуального права не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление от 17.03.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-13089/2010 Арбитражного суда Алтайского края оставить без изменения, кассационную жалобу Управления федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Белова |
Судьи |
В.И. Новоселов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьёй 15 Закона N 135-ФЗ органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается: установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют таки товары (пункт 5 части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ).
...
Арбитражный суд апелляционной инстанции исходя из норм, закреплённых в пункте 9 раздела 3.1, пунктах 11, 12 раздела 3.2, пунктах 14, 47, 79-81 Правил организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на территории города Бийска, утверждённых решением Думы г. Бийска от 25.08.2009 N 98, пришёл к выводу о том, что организацией, контролирующей регулярность движения транспортных средств является центральная диспетчерская служба. Центральная диспетчерская служба ежемесячно составляет и утверждает в Администрации города график и расписание движения транспортных средств.
Из пункта 5.2.5 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утверждённого приказом Министра транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 N 2 арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к правильному выводу о наличии у перевозчиков права на создание собственной диспетчерской службы."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 июня 2011 г. N Ф04-3290/11 по делу N А03-13089/2010