г. Тюмень |
Дело N А27-13823/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2011 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Фроловой С.В.,
судей Лукьяненко М.Ф.,
Рябининой Т.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Обаготительная фабрика "Прокопьевская" на решение от 17.12.2010 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Останина В.В.) и постановление от 28.03.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Терехина И.И., Лобанова Л.Е., Ярцев Д.Г.) по делу N А27-13823/2010 по иску открытого акционерного общества "Прокопьевское транспортное управление" (ИНН 4223036431, ОГРН 1044223004308) к обществу с ограниченной ответственностью "Обаготительная фабрика Прокопьевская" (ИНН 4205191018, ОГРН 1094205023439) о взыскании 1 137 001, 29 руб.
Другие лица, участвующие в деле: Департамент цен и тарифов администрации Кемеровской области.
В заседании приняли участие представители сторон:
от истца - Калачева Е.Н. по доверенности от 16.02.2011;
от ответчика - Мороз И.Л. по доверенности от 25.10.2010.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Прокопьевское Транспортное управление" (далее - ОАО "ПТУ", истец) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Обогатительная фабрика "Прокопьевская" (далее - ООО "ОФ "Прокопьевская", ответчик) о взыскании 1 137 001,29 руб., в том числе 1094 191,13 руб. задолженности по договору на подачу и уборку вагонов N 1.4/127 от 01.09.2004 за период с января по март 2010 года, 42 810,16 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Определением от 16.11.2010 судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент цен и тарифов администрации Кемеровской области (далее - Департамент).
Решением арбитражного суда от 17.12.2010, оставленным без изменения постановлением от 28.03.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением и постановлением, ООО "ОФ "Прокопьевская" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кемеровской области.
В обоснование кассационной жалобы ответчик приводит следующие доводы: суды не дали оценку письму Департамента N ДЦ-03/141 от 09.02.2010 о применении договорных тарифов, размер которых не должен превышать утвержденного предельного уровня, а также акту сверки расчетов за 1 квартал 2010 года; уведомление о направлении проекта цены в Комитет по ценам не может считаться уведомлением об изменении цены, так как содержит в себе неопределенность в отношении тарифа, который будет применяться в дальнейшем.
Суд кассационной инстанции, проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, исходя из доводов кассационной жалобы, заслушав пояснения представителей сторон, пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, между ОАО "ПТУ" ("транспорт") и ООО "ОФ "Прокопьевская" ("предприятие") 01.09.2004 заключен договор N 1.4/127 на подачу и уборку вагонов в редакции протокола разногласий и дополнительного соглашения от 01.04.2010 с Приложением N1, по условиям которого: - "транспорт" принимает на себя обязательства оказывать "предприятию" услуги по подаче и уборке вагонов, отправляемых "предприятием", а также прибывающих в его адрес, а "предприятие" обязано оплатить данные услуги. Номенклатура грузов установлена в Приложении N1 (пункт 1.1 договора).
Пунктом 4.1 договора установлено, что за перевозку грузов от станции Прокопьевск до места выгрузки и от места погрузки до станции Прокопьевск "предприятие" уплачивает "транспорту" плату согласно стоимости одного тонно-километра по калькуляции, утвержденной и согласованной в соответствии с действующим законодательством РФ.
Согласно пункту 4.5 договора плата за пользование вагонами взыскивается в соответствии с Постановлением ФЭК N 35/12 от 19.06.2002.
В соответствии с пунктом 4.7 договора "предприятие" обязано производить оплату за транспортные услуги, плату за вагоны, сборы в порядке предоплаты в размере 100%, окончательный расчет за месяц производится в течение пяти рабочих дней с момента получения счетов от "транспорта".
Письмом N 359/7.1 от 11.12.2009 ОАО "ПТУ" уведомило ООО "ОФ "Прокопьевская" о том, что в Департамент цен и тарифов направлен пакет документов на повышение тарифа на услуги с 01.01.2010.
Администрация Кемеровской области 25.12.2009 приняла решение N 48-гп об утверждении предельных тарифов на транспортные услуги, оказываемые на железнодорожных путях необщего пользования ОАО "ПТУ".
На основании решения N 48-гп от 25.12.2009 ОАО "ПТУ" направило в адрес ООО "ОФ "Прокопьевская" письмо N 380/71 от 29.12.2009 с приложением Декларации тарифов на транспортные услуги, в котором уведомило, что с 01.01.2010 счета на услуги будут предъявляться по новым тарифам: 1 ткм - 3,81 руб. без НДС; 1 локомотив - 1840 руб. без НДС.
Во исполнение принятых на себя обязательств по договору N 1.4/127 от 01.09.2004 ОАО "ПТУ" оказало ООО "ОФ "Прокопьевская" с января по март 2010 г.. услуги (перевозка грузов, маневровая работа локомотива, пользование вагонами и т.п.) и выставило к оплате счета-фактуры: N 10 от 13.01.2010, N 25 от 22.01.2010, "69 от 31.01.2010, N 108 от 12.02.2010, N 138 от 26.02.2010, N 169 от 28.02.2010, N;240 от 12.03.2010, N 240 от 23.03.2010, N 295 от 31.03.2010 на общую сумму 1 347 421,48 руб., которые ООО "ОФ "Прокопьевская" оплатило частично на сумму 1 247 059,26 руб.
ОАО "ПТУ" 05.08.2010 направило в адрес ООО "ОФ "Прокопьевская" претензию N 1.4/134, в которой предложило в срок до 20.08.2010 погасить задолженность в размере 1 094 191,13 руб., а также начисленную пеню.
Ответчик в письменном ответе N 312 (исх.) от 24.08.2010 на претензию N 1.4/134 от 05.08.2010, выразило свое несогласие с наличием дебиторской задолженности, указав на то, что своего согласие на изменение тарифов в 1 квартале 2010 года ООО "ОФ "Прокопьевская" не давало, в связи, с чем оплата услуг производилась по тарифам, согласованным сторонами до 01.01.2010.
Отсутствие со стороны ООО "ОФ "Прокопьевская" действий по оплате суммы задолженности, послужило основанием для обращения ОАО "ПТУ" в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что в срок, установленный условиями договора, оплата в соответствующем размере ответчиком не произведена.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов правомерными по следующим основаниям.
Нормативным актом, касающимся транспортного обслуживания на железнодорожном и промышленном транспорте, а именно: Указом Президента РФ "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" от 28.02.1995 N 221, устанавливается право на государственное регулирование тарифов.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" право устанавливать тарифы на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта, предоставлено органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Таким образом, нормы об устанавливаемых или регулируемых ценах носят императивный характер, и условие договора о цене должно им соответствовать. При регулируемых ценах цена в договоре определяется с учетом предельной цены. Условия договора, нарушающие установленные или регулируемые цены, недействительны, и оплата принятых потребителем услуг осуществляется по установленным или регулируемым государственными органами ценам.
Решением Администрации Кемеровской области N 48-гп от 25.12.2009 "Об утверждении предельных тарифов на транспортные услуги, оказываемые на железнодорожных путях необщего пользования ОАО "ПТУ": перевозка грузов: государственные, муниципальные предприятия - 2,98 ткм, прочие потребители - 3,81 ткм; работа локомотива: государственные, муниципальные предприятия - 1311 час., прочие потребители - 1840 час; подача (уборка) вагонов до ООО КВРП "Новотранс" - 1219 ваг.
Принятое решение направлено Департаментом цен и тарифов письмом N ДЦ-03/980 от 29.12.2009 в адрес ОАО "ПТУ", которое в свою очередь известило своего контрагента (ООО "ОФ "Прокопьевская") об изменении с 01.01.2010 тарифа на перевозку грузов до 3,81 руб.
Исходя из чего, изменение платы одного тонно-километра калькуляции, произведено в порядке, установленном пунктом 4.1. договора, и применение ОАО "ПТУ" с 01.01.2010 стоимости услуги по подаче и уборке вагонов 3,81 руб. вместо 3,53 руб. не противоречит принятому органом исполнительной власти Кемеровской области решению.
Суды, исследовав по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности представленные в материалы дела доказательства, пришли к правильному выводу о том, что истец, направляя ответчику письмо N 380/71 от 29.12.2009 с приложением Декларации тарифов на транспортные услуги, правильно руководствовался вышеназванными нормативными актами, устанавливающими государственное регулирование цен на оказываемые истцом ответчику услуги, решением администрации Кемеровской области 25.12.2009 N 48-гп, статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктами договора, предусматривающими, что стоимость услуг и их изменение, определяется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Оснований для иных выводов у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, фактически повторяют доводы апелляционной жалобы, которым судом апелляционной инстанции дана надлежащая правовая оценка и направлены на переоценку установленных судами обстоятельств по делу, что в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входят в полномочия суда кассационной инстанции.
Таким образом, при принятии обжалуемых судебных актов судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для их отмены не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 17.12.2010 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 28.03.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-13823/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Обаготительная фабрика "Прокопьевская" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.В. Фролова |
Судьи |
М.Ф. Лукьяненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" право устанавливать тарифы на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта, предоставлено органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
...
Суды, исследовав по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности представленные в материалы дела доказательства, пришли к правильному выводу о том, что истец, направляя ответчику письмо N 380/71 от 29.12.2009 с приложением Декларации тарифов на транспортные услуги, правильно руководствовался вышеназванными нормативными актами, устанавливающими государственное регулирование цен на оказываемые истцом ответчику услуги, решением администрации Кемеровской области 25.12.2009 N 48-гп, статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктами договора, предусматривающими, что стоимость услуг и их изменение, определяется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 июня 2011 г. N Ф04-3339/11 по делу N А27-13823/2010