г. Тюмень |
Дело N А27-25162/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июня 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Маняшиной В.П.
судей Ильина В.И.
Шабалковой Т.Я.
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Финансового управления по Новокузнецкому району и Главного финансового управления Кемеровской области на решение от 19.01.2011 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Драпезо В.Я.) и постановление от 08.04.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Музыкантова М.Х., Павлюк Т.В., Солодилов А.В.) по делу N А27-25162/2009 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПримТрэйдСервис" (690091, Приморский край, г. Владивосток, Океанский проспект, 20-5, ИНН 2537079584, ОГРН 1062537056141) к начальнику Финансового управления по Новокузнецкому району Беляловой Ирине Александровне, Финансовому управлению по Новокузнецкому району (654216, Кемеровская область, Новокузнецкий район, село Атаманово, улица Центральная, 109А, ИНН 4238003284, ОГРН 1024202127839) о признании незаконным бездействия.
Другие лица, участвующие в деле: Муниципальное образование "Новокузнецкий муниципальный район" в лице Администрации Новокузнецкого муниципального района (654216, Кемеровская область, Новокузнецкий район, село Атаманово, улица Центральная, 109А, ИНН 4238004496, ОГРН 1024202128246), Управление Федерального казначейства по Кемеровской области в лице Отделения по городу Новокузнецку (650055, Кемеровская область, г. Кемерово, улица Мичурина, 54, ИНН 4207011574, ОГРН 1024200723447), Главное финансовое управление Кемеровской области, (650000, Кемеровская область, г. Кемерово, проспект Советский, 58, ИНН 4200000630, ОГРН 1024200685233).
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "ПримТрэйдСервис" (далее - Общество, ООО "ПримТрэйдСервис") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным бездействия Финансового управления Новокузнецкого муниципального района (далее - Финансовое управление), выразившегося в неисполнении исполнительного листа от 25.06.2009 N 046202, выданного по делу N А27-2191/2009-3 в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа на исполнение, как несоответствующего пункту 5 статьи 252.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации; о признании незаконным бездействия начальника Финансового управления по Новокузнецкому району Беляловой Ирины Александровны (далее - начальник Финансового управления), выразившегося в невнесении изменений в сводную бюджетную роспись в целях исполнения исполнительного листа N 046202 по делу N А27-2191/2009-3, как несоответствующего требованиям пункта 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации; об обязании внести изменения в сводную бюджетную роспись.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "пункта 5 статьи 252.2 БК РФ" имеется в виду "пункт 5 статьи 242.2 БК РФ"
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены муниципальное образование "Новокузнецкий муниципальный район" в лице администрации Новокузнецкого муниципального района (далее - Администрация района), Управление Федерального казначейства по Кемеровской области в лице Отделения по городу Новокузнецку (далее - Отделение УФК по г. Новокузнецку), Главное финансовое управление Кемеровской области (далее - Главное финансовое управление).
Решением от 12.03.2010 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 11.06.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда, требования Общества оставлены без удовлетворения.
Данные судебные акты основаны на оценке действий Финансового управления и его начальника по соблюдению порядка исполнения судебных актов, предусмотренного пунктом 9 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Постановлением от 08.10.2010 Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа названные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кемеровской области.
Направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции в целях правильного разрешения спора указал на необходимость выяснения вопроса относительно положения администрации Новокузнецкого муниципального района как органа, представляющего интересы ответчика (субсидиарного должника), или ответчика (субсидиарного должника). Вывод судов о том, что Финансовое управление не является органом, в который должен быть направлен для исполнения исполнительный документ, признан судом кассационной инстанции не соответствует фактическим обстоятельствам дела, а также указано, что суды не установили, совершало ли Финансовое управление какие-либо действия для исполнения поступившего исполнительного документа в сроки, предусмотренные законодательством.
После нового рассмотрения решением от 19.01.2011 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 08.04.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены: признано незаконным бездействие Финансового управления, выразившееся в неисполнении исполнительного листа N 046202 по делу N А27-2191/2009-3 в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа на исполнение как несоответствующее требованиям пункта 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации; бездействие начальника Финансового управления, выразившееся в невнесении изменений в сводную бюджетную роспись в целях исполнения исполнительного листа N 046202 по делу N А2191/2009-3 как не соответствующее требованиям пункта 5 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации; суд обязал начальника управления внести изменения в сводную бюджетную роспись расходов Новокузнецкого муниципального района в целях исполнения исполнительного листа N 046202 по делу N А27-2191/2009-3.
Обжалуемые судебные акты мотивированы тем, что по спорному исполнительному листу задолженность подлежала взысканию за счет казны муниципального образования "Новокузнецкий муниципальный район", при этом администрация Новокузнецкого района выступала в деле в качестве органа, представляющего интересы муниципального образования, в связи с чем суды пришли к выводу, что к рассматриваемым правоотношениям по исполнению судебных актов подлежат применению положения статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Финансовое управление и Главное финансовое управление обратились с кассационными жалобами, в которых просят отменить решением суда первой инстанции от 19.01.2011 и постановление суда апелляционной инстанции от 08.04.2011.
Податели кассационных жалоб ссылаются на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "ПримТрэйдСервис" просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Общество полагает, что доводы Финансового управления основаны на неверном толковании норм права, указывает, что после вступления в силу обжалуемого решения суда первой инстанции от 19.01.2011 исполнительный лист N 046202 исполнен Финансовым управлением, однако соответствующих изменений в сводную бюджетную роспись не внесено.
Отзывы на кассационные жалобу от иных лиц, участвующих в деле, не поступили.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы кассационных жалоб, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, решением от 27.06.2006 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-6403/2006-3, вступившим в законную силу, с основного должника - муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика Новокузнецкого района взыскан долг в размере 6 052 501,90 руб. в пользу муниципального унитарного предприятия по обслуживанию коммунальных котельных и тепловых сетей, ст. Тальжино Новокузнецкого района (правопредшественник ООО "ПримТрэйдСервис").
14.07.2008 исполнительный лист N 001587, выданный по делу N А27-6403/2006-3, предъявлен взыскателем для исполнения в Отделение УФК по г. Новокузнецку, которое уведомлением от 21.10.2008 сообщило взыскателю о неисполнении должником исполнительного листа, о возможности отзыва исполнительного листа и предъявления требований к главному распорядителю средств бюджета.
11.12.2008 взыскатель предъявил исполнительный лист N 001587 в АКБ ОАО "Новокузнецкий муниципальный банк", однако в связи с отсутствием денежных средств на счете основного должника взыскатель отозвал исполнительный лист и обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании субсидиарно за счет казны муниципального образования "Новокузнецкий муниципальный района" долга в размере 6 052 501,90 руб., присужденного к взысканию с муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика Новокузнецкого района (дело N А27-2191/2009-3).
Решением от 13.05.2009 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-2191/2009-3 в порядке субсидиарной ответственности с муниципального образования "Новокузнецкий муниципальный район" в лице администрации Новокузнецкого района за счет казны муниципального образования в пользу ООО "ПримТрейдСервис" взыскан долг в сумме 6 052 501,90 руб. и 41 762,51 руб. в возмещение расходов по государственной пошлине.
Выданный во исполнение указанного решения исполнительный лист от 25.06.2009 N 046202 направлен взыскателем в Финансовое управление, которое перенаправило исполнительный лист в администрацию района.
Администрацией района разработан проект Соглашения "О рассрочке исполнения обязательства" с графиком погашения задолженности и частично исполнено обязательство перед Обществом (платежные поручения от 16.10.2009 N 499 на сумму 338 570,24 руб.; от 12.11.2009 N 25290 на сумму 169 285,12 руб.; от 02.12.2009 N 28561 на сумму 338 570,24 руб.).
Между тем, исполнительный лист N 046202 на момент рассмотрения спора в полном объеме не исполнен в связи с запретом Отделением УФК по г. Новокузнецку списания средств со счета администрации района ввиду отсутствия исполнительных листов в Отделении УФК.
Полагая, что неисполнение исполнительного листа в трехмесячный срок, перенаправление указанного исполнительного листа в администрацию района, невнесение начальником Финансового управления изменений в сводную бюджетную роспись в целях исполнения указанного исполнительного листа являются незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражные суды исходили из того, что положения статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации не предусматривают право финансового органа направлять исполнительный лист, содержащий требование о взыскании средств с муниципального образования за счет его казны, администрации указанного муниципального образования.
Согласно статье 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу акты арбитражных судов обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение судебных актов влечет ответственность, предусмотренную Федеральным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 318 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа, если иное не предусмотрено Кодексом.
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 Кодекса.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Пунктом 5 названной статьи предусмотрена возможность обжалования действий (бездействия) органов, исполняющих судебные акты.
Согласно статье 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о взыскании за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств федерального бюджета) исполнительный лист и иные предусмотренные данным Кодексом документы направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования (пункт 4); исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете; при исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись (пункт 5); исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение (пункт 6).
Пунктом 9 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрен иной порядок исполнения судебных актов в случае удовлетворения судом заявления о взыскании средств с главного распорядителя средств местного бюджета в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств местного бюджета, в данном случае, исполнительный документ о взыскании средств с главного распорядителя средств местного бюджета направляется в орган по месту открытия главному распорядителю средств местного бюджета лицевого счета как получателю средств местного бюджета для исполнения в порядке, установленном настоящим Кодексом.
При принятии обжалуемых судебных актов суды обеих инстанций исходили из того, что согласно формулировке резолютивной части решения от 13.05.2009 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-2191/2009-3 и исполнительного листа N 046202, денежные средства взысканы в порядке субсидиарной ответственности с муниципального образования "Новокузнецкий муниципальный район" за счет средств казны муниципального образования. Администрация Новокузнецкого района упоминается в резолютивной части указанного решения арбитражного суда не в качестве главного распорядителя средств бюджета района, а в качестве органа, представляющего интересы муниципального образования.
В связи с этим суды пришли к выводу о необходимости применения к спорным правоотношениям норм статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а не статьи 242.5 данного Кодекса.
На основании изложенного суды признали, что исполнительный документ обоснованно направлен для исполнения в финансовый орган муниципального образования, отклонив доводы Финансового управления и Главного финансового управления со ссылкой на положения статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку данной нормой регулируется исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений, к которым не относится основной должник.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 15, частью 1 статьи 18, частью 3 статьи 52 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", статьей 6, частью 2 статьи 154, статьями 171, 215.1, 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации, исходя из содержания Положения о Финансовом управлении, Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании "Новокузнецкий муниципальный район", Соглашения между Финансовым управлением по Новокузнецкому району и Администрацией Новокузнецкого района о техническом обеспечении бюджетного процесса от 11.01.2007, представленной сводной бюджетной росписи расходов Новокузнецкого района на 2010 год и плановый период 2011-2012 годы, утвержденной начальником Финансового управления, суды пришли к выводу, что Финансовое управление выполняет функции финансового органа муниципального образования и наделено соответствующими полномочиями, предусмотренными бюджетным законодательством, в том числе путем внесения изменений в бюджетную роспись в порядке статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Исходя из изложенного, суды установили, что у Финансового управления отсутствовали основания для непринятия к исполнению исполнительного листа N 046202 и его перенаправления в администрацию района.
Довод Финансового управления и Главного финансового управления о невозможности исполнения исполнительного документа ввиду отсутствия в Финансовом управлении счетов администрации района как главного распорядителя средств бюджета, отклонен судами на основании того, что отсутствие лицевых счетов в Финансовом управлении не является основанием для неисполнения исполнительного листа
При этом суды учитывали, что согласно статье 219.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовый орган муниципального образования наделен полномочиями производить учет операций по исполнению бюджета, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках его бюджетных полномочий на лицевых счетах, открываемых в соответствии с положениями данного Кодекса.
Судами также отмечено, что Бюджетный кодекс Российской Федерации, регулируя вопросы, связанные с исполнением бюджетов, не содержит положений о том, что лицевые счета главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств местного бюджета должны быть открыты обязательно в финансовом органе местного самоуправления, и не ставит в зависимость от открытия таких счетов обязанность финансовых органов по исполнению судебных актов о взыскании с муниципальных образований за счет казны таких образований.
Таким образом, судами установлено и из материалов дела следует, что исполнительный лист N 046202 Финансовым управлением не принят к исполнению и перенаправлен в администрацию района; ранее направленный в Отделение УФК по г. Новокузнецку исполнительный лист на взыскание спорной задолженности также оставлен без исполнения со ссылкой на возможность предъявления требований главному распорядителю средств бюджета; полученный администрацией района исполнительный лист исполнен частично, а дальнейшее его исполнение не производилось в связи с запретом Отделения УФК по г. Новокузнецку на списание средств по причине отсутствия исполнительных листов в Отделении УФК по г. Новокузнецку.
При принятии обжалуемых судебных актов суды учитывали, что доказательств исполнения данного исполнительного документа в материалы дела не было представлено, а содержание разработанного администрацией района Соглашения о порядке гашения задолженности по данному исполнительному листу фактически направлено на рассрочку исполнения судебного акта. Между тем, ни администрация района, ни Финансовое управление не обращались в суд с заявлением о рассрочке исполнения указанного судебного акта, а Соглашение не подписано взыскателем.
Как видно из материалов дела, при новом рассмотрении дела арбитражным судом неоднократно откладывалось судебное разбирательство с целью представления пояснений и доказательств полномочий финансового органа местного самоуправления и порядка исполнения исполнительного документа, однако в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доводы финансовых органов не подтверждены документально.
Исходя из обстоятельств дела, установленных судами в ходе судебного разбирательства, учитывая, что доводы подателей кассационных жалоб не опровергают выводы арбитражных судов и не свидетельствуют о нарушении судами норм материального или процессуального права, кассационные жалобы удовлетворению не подлежат.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 19.01.2011 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 08.04.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-25162/2009 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.П. Маняшина |
Судьи |
В.И. Ильин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При принятии обжалуемых судебных актов суды обеих инстанций исходили из того, что согласно формулировке резолютивной части решения от 13.05.2009 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-2191/2009-3 и исполнительного листа N 046202, денежные средства взысканы в порядке субсидиарной ответственности с муниципального образования "Новокузнецкий муниципальный район" за счет средств казны муниципального образования. Администрация Новокузнецкого района упоминается в резолютивной части указанного решения арбитражного суда не в качестве главного распорядителя средств бюджета района, а в качестве органа, представляющего интересы муниципального образования.
В связи с этим суды пришли к выводу о необходимости применения к спорным правоотношениям норм статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а не статьи 242.5 данного Кодекса.
На основании изложенного суды признали, что исполнительный документ обоснованно направлен для исполнения в финансовый орган муниципального образования, отклонив доводы Финансового управления и Главного финансового управления со ссылкой на положения статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку данной нормой регулируется исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений, к которым не относится основной должник.
...
Довод Финансового управления и Главного финансового управления о невозможности исполнения исполнительного документа ввиду отсутствия в Финансовом управлении счетов администрации района как главного распорядителя средств бюджета, отклонен судами на основании того, что отсутствие лицевых счетов в Финансовом управлении не является основанием для неисполнения исполнительного листа
При этом суды учитывали, что согласно статье 219.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовый орган муниципального образования наделен полномочиями производить учет операций по исполнению бюджета, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках его бюджетных полномочий на лицевых счетах, открываемых в соответствии с положениями данного Кодекса.
Судами также отмечено, что Бюджетный кодекс Российской Федерации, регулируя вопросы, связанные с исполнением бюджетов, не содержит положений о том, что лицевые счета главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств местного бюджета должны быть открыты обязательно в финансовом органе местного самоуправления, и не ставит в зависимость от открытия таких счетов обязанность финансовых органов по исполнению судебных актов о взыскании с муниципальных образований за счет казны таких образований."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 июня 2011 г. N Ф04-5731/10 по делу N А27-25162/2009
Хронология рассмотрения дела:
30.06.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5731/10
08.04.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4417/10
08.10.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А27-25162/2009
11.06.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4417/10