г. Тюмень |
Дело N А27-14940/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июня 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабалковой Т.Я.
судей Новоселова В.И.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кузбасская энергосетевая компания" на решение от 23.12.2010 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Тимошенко Л.С.) и постановление от 28.03.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Журавлева В.А., Бородулина И.И., Усанина Н.А.) по делу N А27-14940/2010 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кузбасская энергосетевая компания" (650000, г. Кемерово, ул. Н. Островского, 32 ИНН 4205109750, ОГРН 1064205113136) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (650000, г. Кемерово, ул. Ноградская, 5 ИНН 4207012419, ОГРН 1034205025799) о признании недействительным решения и предписания.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Кузбасская энергосетевая компания" Денцов С.Н. по доверенности от 15.06.2011.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Кузбасская энергосетевая компания" (далее - ООО "Кузбасская энергосетевая компания", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее - УФАС по Кемеровской области, Управление) о признании недействительным решения и предписания от 09.09.2010 по делу N А92/А-10-2010 о нарушении антимонопольного законодательства.
Решением от 23.12.2010 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 28.03.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суды обеих инстанций установили в действиях Общества нарушение антимонопольного законодательства в части запрета на действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц.
В кассационной жалобе ООО "Кузбасская энергосетевая компания" просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Общество заявляет, что в материалы дела не представлены доказательства, из которых следует ущемление интересов третьих лиц, а также совершение им действий по принуждению заявителей на технологическое присоединение под угрозой наступления неблагоприятных последствий к заключению договора на предложенных Обществом условиях.
ООО "Кузбасская энергосетевая компания" считает, что действующим законодательством не установлен запрет на включение в условия договоров об осуществлении технологического присоединения пунктов, предусматривающих разработку проектной документации и установку приборов учета классом точности не ниже 1,0 для бытового потребления, а также по соглашению сторон потребитель вправе подготовить проектную документацию.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
УФАС по Кемеровской области представлен отзыв с возражениями на доводы кассационной жалобы.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителя Общества, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения планового контрольного мероприятия по проверке соблюдения ООО "Кузбасская энергосетевая компания" требований статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) Управлением в действиях Общества были выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Решением от 09.09.2010 N 92/А-10-2010 УФАС по Кемеровской области признало ООО "Кузбасская энергосетевая компания" нарушившим части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Предписанием от 09.09.201 N 92/А-10-2010 Управление обязало Общество при заключении договоров об осуществлении технологического присоединения с физическими лицами не включать в технические условия обязанность потребителей по разработке проектной документации, установке прибора учета электрической энергии классом точности не ниже 1,0.
Несогласие Общества с данным решением и предписанием Управления явилось основанием для обращения в арбитражный суд.
Оставляя без изменения состоявшиеся судебные акты, суд кассационной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц.
Управлением вменяется в вину Обществу включение в договоры об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) к электрическим сетям условий по разработке физическими лицами проектной документации, установке прибора учета электрической энергии классом точности не ниже 1,0 для бытового потребления, что является злоупотреблением доминирующим положением, результатом которых могло явиться ущемление интересов физических лиц, обратившихся в Общество для технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 14 кВт включительно, которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и энергоснабжение которых предусматривается по одному источнику.
Суд кассационной инстанции соглашается выводами судов обеих инстанций о правомерном установлении Управлением нарушений Обществом требований антимонопольного законодательства по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 138 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила розничных рынков) для учета электрической энергии используются приборы учета, типы которых утверждены федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию и метрологии и внесены в государственный реестр средств измерений. Классы точности приборов учета определяются в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями, установленными для классификации средств измерений.
Согласно статье 139 Правил розничных рынков энергосбытовая организация, сетевая организация, потребители вправе определять порядок проектирования, монтажа, приемки в эксплуатацию, технического обслуживания и эксплуатации приборов учета, перечень имеющихся приборов учета, используемых в целях определения обязательств.
В силу пункта 141 Правил розничных рынков для учета электрической энергии, потребляемой гражданами, а также иными потребителями, присоединенными к электрическим сетям напряжением 0,4 кВт и ниже, используются приборы учета класса точности 2,0 и выше.
Суд кассационной инстанции поддерживает выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что включение ООО "Кузбасская энергосетевыая компания" в технические условия пункта, предусматривающего установку прибора учета электрической энергии классом точности не ниже 1,0 для бытового потребления, является неправомерным и не является обязательным для физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройство, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а также энергоснабжение которых предусматривается по одному источнику.
Доводы Общества о том, что действующее законодательство не содержит запрета на включение в условия договоров установления приборов класса точности 1,0 и не было жалоб на то абонентов отклоняются судом кассационной инстанции.
Суды обеих инстанций правомерно отметили, что форма договора является типовой, требования по классу точности приборов учета определены нормативным актом, установление фактов наступления негативных последствий в результате оспариваемых действий Общества доказыванию не подлежит.
Следовательно, суды обеих инстанций правомерно согласились с выводом Управления о нарушении Обществом положений части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в результате включения в технические условия пунктов, предусматривающих установку прибора учета электрической энергии классом точности не ниже 1,0 для бытового потребления.
Суд кассационной инстанции поддерживает выводы судов первой и апелляционной инстанций в части установления неправомерности требований ООО "Кузбасская энергосетевая компания" включения в технические условия при заключении договоров об осуществлении технологического присоединения с физическими лицами условия об обязанности потребителей разрабатывать проектную документацию.
В соответствии с пунктом 18 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащим сетевым организация и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, мероприятия по технологическому присоединению включают в себя разработку заявителем проектной документации, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной.
Согласно части 3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи).
Суд кассационной инстанции отклоняет доводы Общества о том, что по соглашению сторон потребитель энергии вправе подготовить проектную документацию и в договор технологического присоединения не запрещено включать условия о предоставлении проектной документации в отношении объектов, подпадающих под действие части 3 статьи 48 ГрК РФ при согласии заявителя на технологическое присоединение.
Изучив представленные в материалы дела заявки и договоры на технологическое присоединение, судами обеих инстанций установлено, что по требованию Управления Обществом представлялись копии заявок на подключение к электрическим сетям в период с 01.01.2009 по 30.03.2010, договоры на оказание услуг по технологическому присоединению (в том числе технические условия), заключенные с разными группами потребителей, представлен реестр заключенных договоров технологического присоединения.
Таким образом, суды обеих инстанций правомерно поддержали выводы УФАС по Кемеровской области о нарушении ООО "Кузбасская энергосетевая компания" положений части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части ущемления интересов потребителей при осуществлении подготовки проектной документации.
Доводы заявителя кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основе выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений по применению норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судами допущено не было.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции нет оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 23.12 2010 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 28.03.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-14940/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Я. Шабалкова |
Судьи |
В.И. Новоселов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи).
Суд кассационной инстанции отклоняет доводы Общества о том, что по соглашению сторон потребитель энергии вправе подготовить проектную документацию и в договор технологического присоединения не запрещено включать условия о предоставлении проектной документации в отношении объектов, подпадающих под действие части 3 статьи 48 ГрК РФ при согласии заявителя на технологическое присоединение.
Изучив представленные в материалы дела заявки и договоры на технологическое присоединение, судами обеих инстанций установлено, что по требованию Управления Обществом представлялись копии заявок на подключение к электрическим сетям в период с 01.01.2009 по 30.03.2010, договоры на оказание услуг по технологическому присоединению (в том числе технические условия), заключенные с разными группами потребителей, представлен реестр заключенных договоров технологического присоединения.
Таким образом, суды обеих инстанций правомерно поддержали выводы УФАС по Кемеровской области о нарушении ООО "Кузбасская энергосетевая компания" положений части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части ущемления интересов потребителей при осуществлении подготовки проектной документации."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 июня 2011 г. N Ф04-3408/11 по делу N А27-14940/2010
Хронология рассмотрения дела:
12.10.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12905/11
23.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12905/11
30.06.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3408/11
28.03.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1462/11
21.03.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1462/2011