г. Тюмень |
Дело N А27-13893/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 4 июля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 4 июля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Лукьяненко М.Ф.
судей Лаптева Н.В.
Мелихова Н. В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу на постановление от 21.03.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи: Усанина Н.А., Бородулина И.И., Журавлева В.А.) по делу N А27-13893/2010 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Симвод" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (650000, Кемеровская обл., г. Кемерово, Октябрьский пр-кт, 3, Г; ОГРН 1044205100059, ИНН 4205077178), Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области (650070, Кемеровская обл., Кемеровский р-н, г. Кемерово, ул. Тухачевского, 21; ОГРН 1024200721830,ИНН 4205003426) о признании незаконными действий.
Другие лица, участвующие в деле: Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровой центр "Земля", коллегия администрации Кемеровской области, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Симвод"
обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее - Управление, Росреестр) о признании незаконными действий по формированию в государственном кадастре недвижимости недостоверных данных о кадастровой стоимости в сумме 87 539 068, 09 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 6 383, 73 руб. за кв.м. земельного участка с кадастровым номером 42:24:05010006:396, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, пр-кт Кузнецкий, 15, площадью 13 713 кв.м., обязании Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области (далее Учреждение) исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости в сумме 87 539 068, 09 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 6 383,73 руб. за кв.м. земельного участка с кадастровым номером 42:24:05010006:396 (с учетом уточненных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требований).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Коллегия администрации Кемеровской области; Федеральная службы государственной регистрации, кадастра и картографии (г. Москва); Федеральное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля".
Решением от 16.12.2010 Арбитражного суда Кемеровской области заявленные ООО "Симвод" требования удовлетворены.
Суд мотивировал решение тем, что формальное соблюдение административной процедуры не свидетельствует о возможности утверждения кадастровой стоимости земельного участка, определенной не в соответствии с требованиями действующего законодательства, при отсутствии определения состава факторов стоимости, сбора сведений о значении соответствующих факторов, сбора рыночной информации, осуществления расчета кадастровой стоимости без учета указанных обстоятельств. В материалы дела не представлено доказательств того, что кадастровая оценка проведена с учетом статистического анализа рыночных цен. В материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих проверку Управлением Роснедвижимости отчета, при проведении предварительной проверки на соответствие его условиям технического задания, в отношении осуществления выбора источников информации, порядка сбора рыночной информации, использования рыночной информации с учетом приведения значений факторов стоимости, наличие в отчете первоисточников рыночной информации с указанием на конкретные исходные данные, наличие последних. Доводы заявителя об отсутствии документального подтверждения полномочий и.о. генерального директора Фомина Н. П. на утверждение отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области документально не опровергнуты заинтересованными лицами.
Постановлением от 21.03.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, принят по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции отметил, что отсутствует необходимая совокупность условий, предусмотренная статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными оспариваемых действий по формированию и внесению сведений о кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости.
В кассационной жалобе ООО "Симвод", ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, просит отменить обжалуемое постановление апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Заявитель кассационной жалобы считает, что формулировка "действия по формированию" является широкой и охватывает не только действия Управления Роснедвижимости по внесению в государственный кадастр утвержденных сведений о кадастровой стоимости земельного участка, но также и все, предусмотренные Административным регламентом действия Управления Роснедвижимости, предшествующие данному утверждению, однако апелляционный суд необснованно сузил смысл фразы "действия по формированию" до понятия "действия по внесению сведений в кадастр". Полагает, что тот факт, что недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельного участка были впоследствии утверждены органом исполнительной власти, не делает эти сведения надлежащими, законными и подлежащими применению. Указывает, что во всем объеме информации, представленной Управлением, невозможно обнаружить как математическую модель, использованную ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" при проведении расчета кадастровой стоимости, так и пример расчета с использованием указанной статистической модели. По мнению заявителя, многократное превышение кадастровой стоимости над определенной независимым оценщиком рыночной стоимостью земельного участка приводит к безусловному нарушению конституционной обязанности и одновременно права заявителя платить лишь законно установленные налоги и сборы.
ФГУ "Земельная кадастровая палата" в отзыве на кассационную жалобу просит оставить постановление апелляционной инстанции без изменения как законное и обоснованное по доводам, изложенным в отзыве.
До судебного заседания ООО "Симвод" заявило ходатайство о приостановлении производства по делу, ссылаясь на то, что определением от 18.04.2011 N ВАС-913/11 дело N А27-4849/2010, идентичное с настоящим делом, передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра судебных актов в порядке надзора.
Руководствуясь статьей 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения ходатайства ООО "Симвод" о приостановлении производства по делу.
Проверив в порядке статей 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, ООО "Симвод" является собственником земельного участка с кадастровыми номерами 42:24:0501006:396, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, пр-кт Кузнецкий, 15 общей площадью 13713 кв.м. (свидетельство о государственной регистрации права от 12.10.2009 г..).
Согласно кадастровой выписке от 02.09.2010 г. N 4200/001/10-30762 кадастровая стоимость данного земельного участка составляет 87 539 068, 09 руб., удельный показатель кадастровой стоимости - 6 383, 73 руб. за кв.м.
Общество, считая, действия Управления по формированию в государственном реестре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка и ее удельном показателе, нарушающим его права и обязанности, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие -либо обязанности, создают препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пунктам 1 и 9 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила) на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
Согласно пунктам 5, 10 Правил N 316 территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости осуществляют государственную кадастровую оценку земель на основании статистического анализа рыночных цен, иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
Административный регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утвержденный приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 и зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации от 26.07.2007 N 9913, предусматривает, что исполнение государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" заключается в том числе (пункты 8, 9, 10, 11), в проверке результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представлению результатов государственной кадастровой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр.
Контроль выполнения работ по определению кадастровой стоимости земель в субъекте Российской Федерации осуществляет Управление Росреестра, проверку результатов работ проводит Федеральная служба Росреестра (пункты 8.1, 9.5 Административного регламента).
Указанные нормативные правовые акты предусматривают особый порядок расчета уполномоченными лицами государственной кадастровой стоимости земель и не содержат положений о необходимости обязательного учета рыночной стоимости земельного участка, определенной конкретным независимым оценщиком.
Коллегия администрации Кемеровской области в силу предоставленных полномочий на законном основании постановлениями от 27.11.2008 N 519 и 520 утвердила средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам) и результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области согласно приложениям.
Расчет кадастровой стоимости земельных участков, составленный ФГУП "ФКЦ "Земля" (исполнитель) на основании заключенного с Управлением контракта от 29.06.2007 N 140, был проведен при непосредственном контроле Управления в соответствии с протоколом предварительной проверки от 11.11.2008.
Соответствие отчета Управления об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации Методическим рекомендациям в установленном порядке было проверено Росреестром согласно акту проверки от 24.11.2008.
Поэтому Управление Росреестра правильно исполнило функции по контролю за выполнением работ, связанных с определением кадастровой стоимости земельных участков, предоставлению результатов оценки на проверку в Федеральную службу Росреестра, внесению утвержденных сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведения о кадастровой стоимости земельного участка) в государственный кадастр недвижимости.
Доказательства внесения Управлением Росреестра в государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка, которые не соответствуют сведениям, ранее представленным на утверждение, отсутствуют.
Поскольку действия Управления Росреестра по формированию в государственном кадастре недвижимости данных о кадастровой стоимости земельного участка соответствуют положениям законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, не нарушают прав и интересов ООО "Симвод", суд апелляционной инстанции правомерно отказал в признании их незаконными и обязании исключить эти сведения из государственного кадастра недвижимости согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Соответственно, не может быть принято во внимание утверждение заявителя о неполном учете факторов при проведении государственной кадастровой оценки земельного участка.
Таким образом, оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции и оставления в силе решение суда первой инстанции не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление от 21.03.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-13893/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Ф. Лукьяненко |
Судьи |
Н.В. Лаптев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Административный регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утвержденный приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 и зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации от 26.07.2007 N 9913, предусматривает, что исполнение государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" заключается в том числе (пункты 8, 9, 10, 11), в проверке результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представлению результатов государственной кадастровой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр.
Контроль выполнения работ по определению кадастровой стоимости земель в субъекте Российской Федерации осуществляет Управление Росреестра, проверку результатов работ проводит Федеральная служба Росреестра (пункты 8.1, 9.5 Административного регламента).
...
Коллегия администрации Кемеровской области в силу предоставленных полномочий на законном основании постановлениями от 27.11.2008 N 519 и 520 утвердила средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам) и результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области согласно приложениям.
...
Поскольку действия Управления Росреестра по формированию в государственном кадастре недвижимости данных о кадастровой стоимости земельного участка соответствуют положениям законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, не нарушают прав и интересов ООО "Симвод", суд апелляционной инстанции правомерно отказал в признании их незаконными и обязании исключить эти сведения из государственного кадастра недвижимости согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 июля 2011 г. N Ф04-3175/11 по делу N А27-13893/2010
Хронология рассмотрения дела:
04.05.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1038/11
24.11.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1038/11
04.07.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3175/11
21.03.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1038/2011