город Тюмень |
Дело N А27-12416/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 4 июля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 5 июля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Лаптева Н.В.
судей Лукьяненко М.Ф.
Мелихова Н.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - открытого акционерного общества "Транс-Сервис" на постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2011 (судьи Журавлёва В.А., Бородулина И.И., Усанина Н.А.) по делу N А27-12416/2010 Арбитражного суда Кемеровской области по заявлению открытого акционерного общества "Транс-Сервис" (город Кемерово, ИНН 4206010419, ОГРН 2084205578191) о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земельного участка, о признании незаконными действий Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (город Москва, ИНН 7706560536, ОГРН 1047796940465), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (город Кемерово, ИНН 4205077178, ОГРН 1044205100059).
Заинтересованные лица: федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля" (город Москва, ИНН 7704096950, ОГРН 1027700123208), федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Транс-Сервис" (ООО "Транс-Сервис", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением (с учётом изменений):
о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки, проведённой Федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее - ФГУП ФКЦ "Земля"), в виде кадастровой стоимости 107 752 486,45 руб. и удельного показателя кадастровой стоимости в размере 4 834,12 руб. за кв. м земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:183, площадью 22 290 кв. м, местоположение которого относительно адреса: Кемеровская область, город Кемерово, улица Радищева, строение 2/1 (далее - земельный участок с кадастровым номером 42:24:0101037:183);
о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее - Управление Росреестра по Кемеровской области) по формированию в государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН) недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:183 в размере 107 752 486,45 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 4 834,12 руб. за кв. м, выразившихся в осуществлении ненадлежащего контроля за ходом исполнения государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель; ненадлежащей предварительной проверке Отчёта об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Кемеровской области и внесения в ГКН недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:183;
о признании незаконными действий Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) по формированию в ГКН недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:183 в размере 107 752 486,45 руб. и удельном показателе в размере 4 834,12 руб. за кв. м, выразившихся в ненадлежащей проверке Отчёта об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Кемеровской области;
о возложении обязанности на Управление Росреестра по Кемеровской области исключить из ГКН недостоверные сведения о государственной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:183 в размере 107 752 486,45 руб. и удельном показателе в размере 4 834,12 руб. за кв. м.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 13.01.2011 заявление удовлетворено.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришёл к выводу о формальном соблюдении административной процедуры проверки отчёта об определении кадастровой стоимости земель, считая, что кадастровая стоимость земельного участка определена не в соответствии с действующим законодательством. При этом арбитражный суд указал на отсутствие доказательств о проведении кадастровой оценки с учётом статистического анализа рыночных цен, соблюдения порядка построения статистической модели с определением факторов стоимости, проведения сбора сведений о значении факторов стоимости, сбора достоверной и достаточной рыночной информации.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2011 решение арбитражного суда отменено. Принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
В кассационной жалобе ОАО "Транс-Сервис" просит постановление апелляционного суда отменить, оставить в силе решение арбитражного суда.
Податель жалобы полагает, что выводы апелляционного суда не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, так как арбитражный суд установил нарушения при составлении и проверке Отчёта от 11.11.2008. Исполнителем государственного заказа не соблюдён порядок построения статистической модели расчёта кадастровой стоимости земельного участка. В нарушение требований Методических указаний и Технического задания исполнителем не было собрано достаточной необходимой и достоверной информации о земельном участке с кадастровым номером 42:24:0101037:183 для проведения государственной кадастровой оценки с учётом статистического анализа рыночных цен. Заинтересованные лица не проверили данный отчёт.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установил суд первой инстанции и следует из доказательств, ОАО "Транс-Сервис" является пользователем земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:183.
Работы по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населённых пунктов в Кемеровской области выполнены ФГУП ФКЦ "Земля" (исполнитель) на основании государственного контракта от 29.06.2007 N 140, заключённого с Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области (заказчик).
В рамках работ по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов Кемеровской области земельный участок с кадастровым номером 42:24:0101037:183 с разрешённым использованием "другие промышленные объекты (для производственных нужд)" отнесён к 9 виду разрешённого использования земель согласно Методическим указаниям, утверждённым приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов".
Представленные Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам) утверждены постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 519.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:183 в размере 107 752 486,45 руб. определена на основании удельного показателя кадастровой стоимости земель в размере 4 834,12 руб. за кв. м, соответствующего 9 виду разрешённого использования земель населённых пунктов, и утверждена постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.12.2008 N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов Кемеровской области".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату постановления Коллегии Администрации Кемеровской области следует читать как "от 27.11.2008 г."
Получив отчет независимого оценщика - ООО "Независимая Профессиональная Оценка" от 21.05.2010 N 100501 о рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:183, Общество узнало, что кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость в размере 15 430 745 руб.
Полагая, что кадастровая стоимость спорного земельного участка определена ФГУП ФКЦ "Земля" по заказу и под контролем Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области без учёта анализа рыночных цен и является недостоверной, Общество обратилось в арбитражный суд.
Согласно нормам статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) государственного органа, если такой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создаёт иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения налога на недвижимость) и арендная плата.
При этом статья 390 Налогового кодекса, определяющая налоговую базу по земельному налогу как кадастровую стоимость земельного участка, отсылает к порядку определения последней в соответствии с земельным законодательством.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных этим Кодексом и федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса в редакции, применимой к спорным правоотношениям, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 названной статьи - при расчёте кадастровой стоимости в процентах от рыночной стоимости земельного участка). Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Правительство Российской Федерации постановлением от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями и дополнениями) утвердило Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Согласно пунктам 1 и 9 названных Правил на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
На основании пункта 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки.
По итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении её результатов. В полномочия органов кадастрового учёта входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утверждённых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При этом под утверждёнными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчёта включённых в такой акт итоговых цифр.
Коллегия администрации Кемеровской области постановлением от 27.11.2008 N 519 утвердила средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам).
В связи с этим, оспаривание результатов и действий уполномоченных органов по проведению кадастровой оценки земельных участков в силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и абзаца 4 пункта 1 информационного письма Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведённой независимым оценщиком" возможно только в рамках дела об оспаривании данного постановления.
Учитывая изложенное, предметом рассмотрения в настоящем деле является реализация полномочий Управления Роснедвижимости по Кемеровской области по внесению в государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости указанного земельного участка и соответствие данных сведений результатам государственной кадастровой оценки, утверждённой в установленном порядке постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520.
Полномочия Управления Роснедвижимости по Кемеровской области по внесению в государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельного участка определены нормами действовавших в тот период постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 N 202 "Вопросы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости", Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 N 418, статьи 3 Федерального закона от 24.06.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Название Федерального Закона следует читать как "от 24.07.2007 г."
Сведения об удельном показателе кадастровой стоимости земель 9-го вида разрешённого использования в размере 4 834,12 руб. за кв. м внесены в ГКН в соответствии с указанным постановлением, кадастровая стоимость земельного участка определена путём умножения удельного показателя на площадь земельного участка.
Поскольку средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам) утверждены постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 519, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:183 определена на основании утверждённого удельного показателя кадастровой стоимости, соответствующего 9 виду разрешённого использования земель населённых пунктов, и утверждена постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.12.2008 N 520, действия заинтересованного лица соответствуют приведённому законодательству и не нарушают права и охраняемые законом экономические интересы ООО "Транс-Сервис".
На основании части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, апелляционный суд правомерно в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказал в удовлетворении заявления.
С учётом изложенного, постановление арбитражного суда апелляционной инстанции принято с правильным применением норм материального права и соблюдением норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы, направленные на переоценку обстоятельств установленных судом апелляционной инстанции, находятся за пределами рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции, определёнными статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на подателя кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2011 по делу N А27-12416/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Лаптев |
Судьи |
М.Ф. Лукьяненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Полномочия Управления Роснедвижимости по Кемеровской области по внесению в государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельного участка определены нормами действовавших в тот период постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 N 202 "Вопросы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости", Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 N 418, статьи 3 Федерального закона от 24.06.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
...
Поскольку средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам) утверждены постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 519, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:183 определена на основании утверждённого удельного показателя кадастровой стоимости, соответствующего 9 виду разрешённого использования земель населённых пунктов, и утверждена постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.12.2008 N 520, действия заинтересованного лица соответствуют приведённому законодательству и не нарушают права и охраняемые законом экономические интересы ООО "Транс-Сервис".
На основании части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, апелляционный суд правомерно в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказал в удовлетворении заявления."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 июля 2011 г. N Ф04-3484/11 по делу N А27-12416/2010