г. Томск |
Дело N 07АП-1778/11 |
31 марта 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 марта 2011 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Журавлевой В.А.,
судей: Бородулиной И.И., Усаниной Н.А..
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чиченковой Ю.А.
при участии в заседании: Баженовой А.А., доверенность от 24.03.2011 г.; Бегеза В.И. (протокол N 11 от 20.02.2011 г.)
рассмотрев в судебном заседании совместную апелляционную жалобу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово, апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный кадастровый центр "Земля" на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 13 января 2011 года по делу N А27-12416/2010 (судья Петракова С.Е.)
по заявлению открытого акционерного общества "Транс-Сервис"
к Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии,
Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово
Федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный кадастровый центр "Земля", г. Москва
Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата по Кемеровской области", г. Кемерово
о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки, признании незаконными действий, обязании исключить из государственного земельного кадастра недостоверные сведения о стоимости земельных участков
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Транс-Сервис" (ООО "Транс-Сервис", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ,
- о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:183, площадью 22 290 кв.м, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Радищева, строение 2/1 проведенной Федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля", г. Москва в размере 107 752 486 руб. 45 коп. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере 4 834 руб. 12 коп. за кв.м.
- о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово по формированию в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:183, расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Радищева, строение 2/1 в размере 107 752 486 руб. 45 коп. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 4 834 руб. 12 коп. за кв.м., выразившихся в осуществлении ненадлежащего контроля за ходом исполнения государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель; ненадлежащей предварительной проверке Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области и внесения в государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:183, расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Радищева, строение 2/1.
- о признании незаконными действия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, г. Москва по формированию в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:183, расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Радищева, строение 2/1, в размере 107 752 486 руб. 45 коп. и удельном показателе в размере 4 834 руб. 12 коп. за кв.м., выразившихся в ненадлежащей проверке Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области.
Об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области исключить из государственного кадастра недвижимости недостоверные сведения о государственной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:183, расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Радищева, строение 2/1 в размере 107 752 486 руб. 45 коп. и удельном показателе в размере 4 834 руб.12 коп. за кв.м.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 13.01.2011 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее - Управление Росреестра по Кемеровской области, Управление), Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее - ФГУП "ФКЦ "Земля") обратились в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Управление Росреестра по Кемеровской области в совместной апелляционной жалобе просят отменить решение Арбитражного суда Кемеровской области от 13.01.2011 года и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований, так как Управлением Росеестра по Кемеровской области были предоставлены все необходимые документы подтверждающие, что кадастровая стоимость земельных участков заявителя, внесенная в государственный кадастр недвижимости, определена на основании результатов государственной кадастровой оценки земель. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Подробно доводы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Управления Росреестра по Кемеровской области изложены в совместной апелляционной жалобе.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля" в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, поскольку арбитражный суд не дал оценку доводам о том, что именно органы исполнительной власти утверждают результаты государственной кадастровой оценки.
Подробно доводы ФГУП "ФКЦУ "Земля" изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители заявителя высказали возражения против доводов жалоб, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (ч. 1 ст. 123 АПК РФ), в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
В порядке ч. 1 ст. 266, ч. 1, 2, 3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы совместной апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Кемеровской области от 13.01.2011 года подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Транс-Сервис" является пользователем земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:183, расположенного по адресу г. Кемерово, ул. Радищева, 1 (в дальнейшем строению присвоен номер 2/1).
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:183 в размере 107 752 486 руб. 45 коп., и удельный показатель кадастровой стоимости в размере 4 834 руб. 12 коп. за кв.м. утверждены постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.1.2008 N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области".
Получив отчет независимого оценщика - ООО "Независимая Профессиональная Оценка" N 100501 от 21.05.2010 о рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:183, общество установило, что кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, которая оценена в размере 15 430 745 руб.
Полагая, что кадастровая стоимость спорного земельного участка определена ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" по заказу и под контролем Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области без учета анализа рыночных цен и является недостоверной, Общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о формальном соблюдении административной процедуры проверки отчета об определении кадастровой стоимости земель, считая, что кадастровая стоимость земельного участка определена не в соответствии с действующим законодательством. При этом судебная инстанция сослалась на отсутствие доказательств о проведении кадастровой оценки с учетом статистического анализа рыночных цен, соблюдения порядка построения статистической модели с определением факторов стоимости, проведения сбора сведений о значении факторов стоимости, сбора достоверной и достаточной рыночной информации.
Повторно рассматривая дело, апелляционный суд исходит из следующего.
В силу положений ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ следует, что порядок проведения государственной кадастровой оценки земель для установления кадастровой стоимости земельных участков находится в компетенции Правительства Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации компетентны при утверждении средних уровней кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, согласно пунктам 1 и 9 которых на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
Согласно п. 5, 10 Правил N 316 территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости осуществляют государственную кадастровую оценку земель на основании статистического анализа рыночных цен, иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости. Результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
В разделе II Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 года N 39, содержится порядок определения кадастровой стоимости земельных участков.
Административный регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утвержденный приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 года N 215 и зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации от 26.07.2007 года N 9913, предусматривает, что исполнение государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" заключается в том числе (пункты 8, 9, 10, 11), в проверке результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представлению результатов государственной кадастровой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждению государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесению сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр.
Контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации осуществляет Управление Росреестра (пункт 8.1 Административного регламента), проверка результатов этих работ проводится Федеральной службой Росреестра (пункт 9.5 Административного регламента).
Указанные нормативные правовые акты предусматривают особый порядок расчета уполномоченными лицами государственной кадастровой стоимости земель и не содержат положений о необходимости обязательного учета рыночной стоимости земельного участка, определенной конкретным независимым оценщиком.
Следовательно, доводы заявителя о наличии в отчете недостоверных сведений не подтверждают его доводы о не соблюдении Административного регламента.
При изложении правовой позиции Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 21.09.2010 года N 7309/10 указал, что под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
Коллегия администрации Кемеровской области в силу предоставленных полномочий на законном основании постановлениями от 27.11.2008 года N 519 и 520 утвердила средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам) и результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области согласно приложениям.
Материалы дела не содержат доказательств о признании названных постановлений несоответствующим закону.
Расчет кадастровой стоимости земельных участков, составленный ФГУП "ФКЦ "Земля" (исполнителем) на основании заключенного с Управлением Роснедвижимости государственного контракта от 29.06.2007 года N 140, был проведен при непосредственном контроле Управления Роснедвижимости по Кемеровской области в соответствии с протоколом предварительной проверки от 11.11.2008 года.
Соответствие отчета Управления об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации Методическим рекомендациям в установленном порядке было проверено Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости согласно акту проверки от 24.11.2008 года.
Поэтому Управление Росреестра правильно исполнило функции по контролю за выполнением работ, связанных с определением кадастровой стоимости земельных участков, предоставлению результатов оценки на проверку в Федеральную службу Росреестра, внесению утвержденных сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведения о кадастровой стоимости земельного участка) в государственный кадастр недвижимости.
Доказательства внесения Управлением Росреестра в государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка, которые не соответствуют сведениям, ранее представленным на утверждение, отсутствуют.
Поскольку оспариваемые действия органа кадастрового учета соответствуют требованиям законодательства, регулирующего правоотношения в сфере государственной кадастровой оценки земель, совершены в рамках предоставленных полномочий, суд первой инстанции сделал неправомерный вывод о недостоверности результата государственной кадастровой оценки земельного участка общества и необоснованно признал незаконными действия этого органа по формированию в государственном реестре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости этого участка согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы суда первой инстанции о незаконности действий по формированию в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка нельзя признать правильными, поскольку данные выводы сделаны без учета проведения государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:183 с последующим ее утверждением органом исполнительной власти.
Исходя из установленных обстоятельств, является преждевременным вывод арбитражного суда об удовлетворении требования об обязании исключить из государственного реестра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка.
Включение в государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка является стадией, следующей за стадией принятия Коллегией администрации Кемеровской области постановления от 27.11.2008 года N 519, которое в установленном законом порядке не отменено и не оспорено в установленном порядке.
На основании изложенного отсутствует необходимая совокупность условий, предусмотренная статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для признания незаконными оспариваемых действий по формированию и внесению сведений о кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости.
При таких обстоятельствах, у суда не имелось оснований для удовлетворения заявленных предпринимателя требований.
С учетом изложенного иные доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее правового значения в рассматриваемом случае не имеют.
Таким образом, апелляционный суд установил несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального права, что в соответствии с пунктами 3, 4 части 1 статьи 270 АПК РФ является основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
В соответствии с правилами ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 333.21 НК РФ государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в суде апелляционной инстанции составляет для юридических лиц 1 000 рублей, уплачена подателем апелляционной жалобы ФГУП "ФКЦ "Земля" по платежному поручению от 04.02.2011г. N 277 в размере 2000 рублей, соответственно, государственная пошлина в размере 1000 рублей подлежит возвращению из федерального бюджета ФГУП "ФКЦ "Земля" как излишне уплаченная.
Руководствуясь статьями 110 и 156, пунктом 2 статьи 269, пунктами 3, 4 части 1 стать 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 13 января 2011 года по делу N А27-12416/2010 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявления открытого акционерного общества Транс-Сервис" отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества "Транс-Сервис" в пользу Федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный кадастровый центр "Земля" государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1000 руб.
Возвратить Федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный кадастровый центр "Земля" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 04.02.2011г. N 277 государственную пошлину в размере 1000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
В.А. Журавлева |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-12416/2010
Истец: ОАО "Транс-Сервис"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кемеровской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области, ФГУП " Федеральный кадастровый центр "ЗЕМЛЯ", Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
Третье лицо: ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля"