г. Тюмень |
Дело N А81-5774/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Буракова Ю.С.
судей Каранкевича Е.А.
Коробейниковой О.С.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Муниципального унитарного предприятия "Служба единого заказчика "Городское хозяйство" муниципального образования город Ноябрьск на постановление от 29.03.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кудрина Е.Н., Гладышева Е.В., Зорина О.В.) по делу N А81-5774/2010 по иску Муниципального унитарного предприятия "Служба единого заказчика "Городское хозяйство" муниципального образования город Ноябрьск (629811, Тюменская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Ноябрьск, улица Советская, 18, ИНН 8905029748, ОГРН 1028900707110) к Ноябрьскому городскому Департаменту по имуществу администрации города Ноябрьска (629800, Тюменская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Ноябрьск, улица Ленина, 29, ИНН 8905017830, ОГРН 1028900704392) о признании права хозяйственного ведения на объект недвижимого имущества.
Суд установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Служба единого заказчика "Городское хозяйство" муниципального образования город Ноябрьск (далее - МУП "СЕЗ "Городское хозяйство", податель жалобы) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с уточнённым исковым заявлением к Ноябрьскому городскому Департаменту по имуществу администрации города Ноябрьска (далее - Департамент) о признании права хозяйственного ведения на незавершённый строительством объект недвижимого имущества: здание пристроя к физкультурно-оздоровительному центру, расположенному по адресу: Тюменская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Ноябрьск, микрорайон "Р", 7А, инвентарный номер бухгалтерского учёта 1010138, реестровый номер 00:0005:0009, инвентарный номер технического учёта 24:12:9666.
Решением от 25.12.2010 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Соколов С.В.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением от 29.03.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда от 25.12.2010 отменено, принят новый судебный акт. В удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, МУП "СЕЗ "Городское хозяйство" обратилось в суд с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, решение суда от 25.12.2010 оставить без изменения.
Податель жалобы указывает, что право собственности на спорный объект отсутствует в связи с тем, что Департамент в своё время не зарегистрировал право муниципальной собственности по причине отсутствия паспортизации и денежных средств на её проведение. Не согласен с выводом апелляционного суда о недоказанности МУП "СЕЗ "Городское хозяйство" правомерности распорядительных действий Департаментом по передаче имущества в хозяйственное ведение на основании приказа от 30.01.2007 N 60 "О передаче имущества в хозяйственное ведение МУП "СЕЗ "Городское хозяйство".
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта по настоящему делу, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, Департаментом 30.01.2007 издан приказ N 60 "О передаче имущества в хозяйственное ведение МУП "СЕЗ "Городское хозяйство", согласно которому МУП "СЕЗ "Городское хозяйство" передано имущество, находящееся в казне (муниципальной собственности) города Ноябрьска: здание пристроя к физкультурно-оздоровительному центру, расположенному по адресу: город Ноябрьск, пос. УТДС-7-А, инвентарный номер 1010138, реестровый номер 00:0005:0009, первоначальная балансовая стоимость 331 169 руб., износ 331 169 руб.
Согласно акту приёма-передачи от 01.02.2007 N 1 данное здание передано МУП "СЕЗ "Городское хозяйство".
Решением от 18.09.2009 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу N А81-1223/2009 МУП "СЕЗ "Городское хозяйство" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него введено конкурсное производство, конкурсным управляющим утверждён Семашко Николай Степанович.
Определением суда от 24.09.2010 по делу N А81-1223/2009 срок конкурсного производства продлён до 18.03.2011.
28.04.2010 проведено заседание комитета кредиторов МУП "СЕЗ "Городское хозяйство", на котором принято решение о проведении торгов в целях реализации объектов недвижимого имущества, принадлежащих должнику, для расчётов с кредиторами должника. Утверждены начальные и минимальные цены продажи имущества МУП "СЕЗ "Городское хозяйство", выставляемого на торги, а также утверждено положение о порядке, сроках и условиях продажи.
МУП "СЕЗ "Городское хозяйство" обратилось в Ноябрьский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу с заявлением о проведении государственной регистрации права хозяйственного ведения на спорный объект.
Сообщением об отказе в государственной регистрации права хозяйственного ведения на объект недвижимого имущества от 25.06.2010 N 07/013/2010-366/789 МУП "СЕЗ "Городское хозяйство" отказано в регистрации права хозяйственного ведения на здание по тем основаниям,
что в Едином государственном реестре прав нет данных (далее - ЕГРП), свидетельствующих о принадлежности этого объекта правоотчуждателю (Департаменту) на праве собственности.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения МУП "СЕЗ "Городское хозяйство" с настоящим иском.
В связи с удовлетворением исковых требований Департамент обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой решение суда от 25.12.2010.
Суд кассационной инстанции, исследовав все обстоятельства, имеющие значение для дела, пришёл к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Согласно статье 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре.
Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" следует, что в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
В соответствии с абзацем 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
При этом суд апелляционной инстанции правильно указывает на то, что основанием возникновения права хозяйственного ведения на недвижимое имущество у муниципального предприятия законодатель называет акт собственника о закреплении имущества, но момент возникновения этого права определяет моментом государственной регистрации вещного права в установленном порядке.
Поскольку Департаментом не осуществлена государственная регистрация права муниципальной собственности на спорное имущество, следовательно, не являясь собственником данного имущества, он не имел право передавать его в хозяйственно ведение.
Суд кассационной инстанции поддерживает вывод апелляционного суда о том, что заявляя о признании вещного права на спорное имущество, МУП "СЕЗ "Городское хозяйство" не доказало наличие обстоятельств, которые действующее законодательство и судебная практика рассматривают в качестве такого признания.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции обоснованно отменил решение суда от 25.12.2010.
Доводы МУП "СЕЗ "Городское хозяйство", изложенные в кассационной жалобе, проверены судом и отклоняются, поскольку не опровергают правильности принятого судебного акта и направлены на переоценку обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации находится за пределами полномочий суда кассационной инстанции.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что при принятии постановления суд апелляционной инстанции не допустил нарушения норм материального и процессуального права. Оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в порядке статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление от 29.03.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-5774/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.С. Бураков |
Судьи |
Е.А. Каранкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре.
Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" следует, что в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
В соответствии с абзацем 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 июля 2011 г. N Ф04-3413/11 по делу N А81-5774/2010