г. Тюмень |
Дело N А75-8263/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Отческой Т.И.
судей Ильина В.И.
Новоселова В.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нефтяная компания "Сибнефть-Югра" на решение от 09.12.2010 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Кущева Т.П.) и постановление от 16.03.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рожков Д.Г., Рябухина Н.А., Кудрина Е.Н.) по делу N А75-8263/2010 по иску Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (628007, г. Ханты-Мансийск, ул. Дунина - Горкавича, 1, ИНН 8601030798, ОГРН 1078601000103) к обществу с ограниченной ответственностью "Нефтяная компания "Сибнефть-Югра" (628007, г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, д. 149, ИНН 8601015944, ОГРН 102860050808441) о возмещении ущерба, причиненного лесному фонду.
В заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Нефтяная компания "Сибнефть-Югра" - Зырянова И.А. по доверенности от 25.01.2011 N 40.
Суд установил:
Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты - Мансийского автономного округа - Югры (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью Нефтяная компания "Сибнефть-Югра" (далее - ООО НК "Сибнефть-Югра", Общество) ущерба в размере 866 172 руб. 82 коп., причиненного лесному фонду.
Решением от 09.12.2010 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 16.03.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования Департамента удовлетворены, с ООО НК "Сибнефть -Югра" взысканы 866 172 руб. 82 коп. ущерба и 20 323 руб. 46 коп. государственной пошлины.
В кассационной жалобе ООО НК "Сибнефть-Югра", ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить указанные судебные акты и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что объект, расположенный на спорном участке, не принадлежит ООО НК "Сибнефть-Югра", примененный порядок расчета не соответствует фактическому периоду совершения правонарушения.
По мнению ООО НК "Сибнефть-Югра", ссылка суда первой инстанции на Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, утвержденных приказом Министерством сельского хозяйства Российской Федерации от 05.02.2010 N 28 неправомерна, поскольку они вступили в силу 18.05.2010. Расчет площади лесного участка, указанный в решении, не соответствует фактически занимаемой ООО НК "Сибнефть-Югра" площади лесного участка.
Общество также ссылается на то, что спорный объект отнесен к объектам электросетевого хозяйства и не может быть отнесен к линиям связи, поэтому не подлежат применению Правила охраны линий и сооружений связи Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.1995 N 578. Кроме того, Общество указывает на то, что судом не применены нормы, регламентирующие порядок использования охранных зон.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент, считая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными, просит решение суда первой инстанции и постановление арбитражного апелляционного суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Суд кассационной инстанции, заслушав представителя общества, поддержавшего доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Материалами дела установлено, что на основании приказа Департамента N 384-ЛК от 15.09.2010 (с последующими изменениями) в период с 21.09.2010 по 19.10.2010 проведена плановая выездная проверка ООО НК "Сибнефть-Югра" по натурному осмотру лесных участков предоставленных в аренду, которой выявлены лесонарушения в квартале N 21 выдел 28, в квартале 22, выдел 19, 14, 12, 10, 9, 29, 3, 2 и в квартале N 14 выдела 30, 31, 19, 17 Правдинского участкового лесничества, выразившихся в самовольном использовании лесных участков, площадью 22,5 гектара (т. 1, л.д. 13, 14).
Указанные нарушения отражены в акте о лесонарушении от 13.10.2010 N 2 и акте проверки от 19.10.2010 N 2, составлена ведомость материально-денежной оценки, а также выдано предписание об оформлении лесных земель согласно лесному законодательству.
Расчет ущерба в сумме 866 172 руб. 82 коп. произведен в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного вследствие нарушения лесного законодательства" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
Поскольку письмом от 27.11.2009 N ЮС-678 ООО НК "Сибнефть-Югра" отказало в уплате суммы ущерба, причиненного лесному фонду, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды, исследовав в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, исходя из положений статей 21, 45, 94, 100 Лесного кодекса Российской Федерации, статей 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о доказанности причинения ООО НК "Сибнефть-Югра" вреда лесному фонду и взыскали ущерб.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения принятые по делу судебные акты, исходит из следующего.
В силу пункта 4 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для: использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов.
Из пункта 2.2 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, в том числе в охранных зонах указанных линейных объектов, осуществляется использование лесов для вырубки деревьев, кустарников и лиан без предоставления лесных участков.
Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ) линии связи - это линии передачи, физические цепи и линейно-кабельные сооружения связи.
Сооружения связи - объекты инженерной инфраструктуры, в том числе здания, строения, созданные или приспособленные для размещения средств связи и кабелей электросвязи (пункт 27 статьи 2 Закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ).
В соответствии со статьей 8 Закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ линейно-кабельные сооружения связи, право на которые подлежит государственной регистрации, представляют собой: совокупность разнородных недвижимых вещей, технологически образующих единое целое, соединенных являющимися движимым имуществом физическими цепями (кабелями), имеющих одновременно следующие признаки: наличие функциональной и технологической взаимосвязанности; предназначение их для использования по общему целевому назначению для размещения кабеля связи; наличие протяженности (длины).
Из анализа указанной нормы, как правильно указал суд первой инстанции, следует, что к объектам недвижимости относятся не только опоры, но и сами линии электропередач, на земельных участках под которыми также необходимо оформить правоустанавливающие документы на земельный участок.
Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" объектами электросетевого хозяйства являются линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное, предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии, оборудование.
В соответствии с Правилами охраны линий и сооружений связи Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.1995 N 578, (далее - Правила) субъекты права на землю - предприятия и организации, осуществляющие строительство и эксплуатацию линий связи и электрических сетей. Земельные участки предоставляются как в постоянное (бессрочное) пользование, так и во временное пользование (на период строительства).
На праве бессрочного (постоянного) пользования земельные участки
предоставляются для размещения и возведения стационарных элементов сетей и линий (опоры линий электропередачи, надземных сооружений кабельных и воздушных линий связи и др.).
Земельные участки над проводами электрических линий остаются в
собственности и пользовании тех субъектов, на территории которых прокладываются трассы, и используются ими свободно с соблюдением мер, обеспечивающих сохранность и работу указанных объектов в соответствии с правилами охраны линий связи и электрических сетей. Сроки, содержание и условия проведения работ по обслуживанию и ремонту объектов линий согласовываются с соответствующими правообладателями земли. Для проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту электрических сетей и линий связи и для их охраны вдоль них устанавливаются охранные зоны, в пределах которых вводится особый режим использования земельных участков.
Ширина зон устанавливается различной в зависимости от вольтажа
электрических линий и от местности прохождения линий.
В охранной зоне без письменного согласия организации, в ведении которой находятся сети, запрещается производить посадку и вырубку деревьев и кустарников, запрещаются любые действия, которые могут нарушить нормальную работу электрических сетей или повлечь за собой их повреждение. Порядок и сроки получения разрешения на производство работ в Правилах не предусмотрены, но установлено, что отказ в выдаче разрешения может быть обжалован в суд (пункт 11 Правил).
Изложенное свидетельствует о том, что в периметре охранной зоны использование лесных участков по назначению ограничено; площадь, занятая под опорами линий электропередач, не подлежит использованию.
В соответствии с пунктом 48 Правил в охранной зоне без письменного согласия организации, в ведении которой находятся сети, запрещается производить посадку и вырубку деревьев и кустарников, запрещаются любые действия, которые могут нарушить нормальную работу электрических сетей или повлечь за собой их повреждение.
Статьей 94 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что использование лесов в Российской Федерации является платным. За использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений.
Частью 2 статьи 99 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, виновное в нарушении лесного законодательства, обязано не только устранить выявленное нарушение, но и возместить причиненный этим лицом вред лесам.
Согласно статье 100 Лесного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Такса и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Приложением N 4 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" (далее - Приложение N 4) утверждены таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключением ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам. Установлено, что размер ущерба за самовольное использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов устанавливается в 5-кратном размере годовой арендной платы, исчисленной по ставке платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при соответствующем виде использования и размер затрат, связанных с очисткой территории и приведением ее в состояние, пригодное для дальнейшего использования.
Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (части 1, 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив, в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно и всесторонне представленные в материалы дела доказательства, суды установили факт совершения ООО НК "Сибнефть-Югра" противоправных виновных действий на указанном лесном участке, повлекших причинение вреда лесному объекту, с нарушением норм действующего законодательства.
Акт о лесонарушении от 12.10.2010 и акт проверки N 2 от 19.10.2010 подписаны представителем ответчика без замечаний.
Таким образом, причиненный лесному фонду вред законно взыскан с Общества в полном объеме в соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 100 Лесного кодекса Российской Федерации.
В нарушение требований статей 65, 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ООО НК "Сибнефть-Югра" не представило доказательств того, что объект, расположенный на спорном участке, не принадлежит Обществу, что площадь лесного участка указанная в решении не соответствует фактически занимаемой площади лесного участка, что при расчете площади земельного участка были включены земельные участки под линиями электропередач, а также охранные зоны, на которые должны быть оформлены правоустанавливающие документы.
Суд апелляционной инстанции, проверив расчет ущерба, причиненного в результате лесонарушения допущенного ООО НК "Сибнефть-Югра", признал его верным, соответствующим положениям действующего законодательства и обоснованно отклонил довод Общества о том, что примененный порядок расчета не соответствует фактическому периоду совершения правонарушения.
На основании статьи 8 Закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ, Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.1995 N 578, арбитражный апелляционный суд правомерно отклонил довод ООО НК "Сибнефть-Югра" о том, что спорный объект отнесен к объектам электросетевого хозяйства и не может быть отнесен к линиям связи, в связи с чем, не подлежат применению указанные Правила, поскольку в периметре охранной зоны использование лесных участков по назначению ограничено. Кроме того, не подлежит использованию площадь, занятая под опорами линий электропередач.
На основании изложенного, суд кассационной инстанции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств, что соответствует положениям статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции отсутствуют полномочия для переоценки обстоятельств дела, установленных судами.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 09.12.2010 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 16.03.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-8263/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.И. Отческая |
Судьи |
В.И. Ильин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (части 1, 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации).
...
Акт о лесонарушении от 12.10.2010 и акт проверки N 2 от 19.10.2010 подписаны представителем ответчика без замечаний.
Таким образом, причиненный лесному фонду вред законно взыскан с Общества в полном объеме в соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 100 Лесного кодекса Российской Федерации.
...
На основании статьи 8 Закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ, Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.1995 N 578, арбитражный апелляционный суд правомерно отклонил довод ООО НК "Сибнефть-Югра" о том, что спорный объект отнесен к объектам электросетевого хозяйства и не может быть отнесен к линиям связи, в связи с чем, не подлежат применению указанные Правила, поскольку в периметре охранной зоны использование лесных участков по назначению ограничено. Кроме того, не подлежит использованию площадь, занятая под опорами линий электропередач."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 июля 2011 г. N Ф04-3029/11 по делу N А75-8263/2010