г. Тюмень |
Дело N А46-13524/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Рябининой Т.А.
судей Бушмелевой Л.В.
Лаптева Н.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Администрации города Омска, бюджетного учреждения культуры Омской области "Омский государственный театр куклы, актера и маски "Арлекин", открытого акционерного общества "Сатурн" на решение от 27.01.2011 Арбитражного суда Омской области (судья В.В.Пермяков) и постановление от 13.05.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда (Лотов А.Н., Золотова Л.А., Сидоренко О.А.) по делу N А46-13524/2010 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ФлотСервис" (644029, г. Омск, пр-кт Мира, 29, ИНН 5501219667, ОГРН 1095543023620) к Администрации города Омска (644099, г. Омск, ул. Гагарина, 34, ИНН 5503047244, ОГРН 1025500757259) о признании незаконным постановления Администрации города Омска от 08.10.2010 N 926-п и обязании совершить действия.
Другие лица, участвующие в деле: общество с ограниченной ответственностью "Бегемот", Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, бюджетное учреждение культуры Омской области "Омский государственный театр куклы, актера и маски "Арлекин", Департамент имущественных отношений Администрации города Омска.
В заседании приняли участие представители от общества с ограниченной ответственностью "ФлотСервис" - Спиридонов Д.В. представитель по доверенности от 22.07.2011 б/н; от бюджетного учреждения культуры Омской области "Омский государственный театр куклы, актера и маски "Арлекин" - Садовская А.И. представитель по доверенности от 07.04.2009, Барсукова В.А. представитель по доверенности от 15.03.2011; от открытого акционерного общества Сатурн" - Селюн А.В. представитель по доверенности от 25.12.2010 б/н.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "ФлотСервис" (далее - ООО "ФлотСервис", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Администрации города Омска (далее - Администрация) о признании незаконным постановления от 08.10.2010 N 926-п "Об отказе в предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков с кадастровым номером 55:36:14 01 05:0055, 55:36:09 02 05:3064, 55:36:090202:106, 55:36:050207:361, 55:36:050207:3576" в части отказа в выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 02 05:3064, местоположение которого установлено в 33 метрах западнее относительно здания корпуса 4, имеющего почтовый адрес: г.Омск, просп. Маркса, 41/1, для размещения автозаправочной станции; об обязании Администрации в месячный срок со дня вступления судебного акта в законную силу принять решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 02 05:3064, местоположение которого установлено в 33 метрах западнее относительно здания корпуса 4, имеющего почтовый адрес: г.Омск, проспект Маркса, дом 41/1, для размещения автозаправочной станции.
Решением от 27.01.2011 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 13.05.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные ООО "ФлотСервис" требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, Администрация, бюджетное учреждение культуры Омской области "Омский государственный театр куклы, актера и маски "Арлекин" (далее - театр "Арлекин"), открытое акционерное общество "Сатурн" (далее - ОАО "Сатурн") обратились с кассационными жалобами.
Администрация в кассационной жалобе просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Администрация в обоснование жалобы указывает на то, что судебные акты приняты с нарушением норм материального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя, статья 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации прямо относит правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подтвержденных риску негативного воздействия на окружающую среду к числу участников публичных слушаний, которые вправе представить в комиссию свои возражения, касающиеся вопроса предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования. К таким лицам относятся театр "Арлекин" и ООО "Бегемот", которые выступили против того, чтобы ООО "ФлотСервис" было выдано разрешение на условно разрешенный вид использования спорного земельного участка, следовательно, отсутствуют основания для признания оспариваемого постановления незаконным.
Театр "Арлекин" в кассационной жалобе просит обжалуемые судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Заявитель полагает, что истец в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказал, что оспариваемое постановление Администрации нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.
Лицо, не участвовавшее в деле, - открытое акционерное общество "Сатурн" (далее - ОАО "Сатурн") в порядке статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратилось с кассационной жалобой.
В обоснование права на обжалование принятых по настоящему делу судебных актов ОАО "Сатурн" ссылается на то, что судами первой и апелляционной инстанций не было привлечено к участию в деле, в связи с чем нарушено его право на судебную защиту.
Отзывы на кассационные жалобы не поступили.
Согласно пункту 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.09.1999 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", если после принятия кассационной жалобы будет установлено, что кассационная жалоба подана лицом, не участвовавшим в деле, о правах и обязанностях которого арбитражный суд не принимал судебного акта, производство по жалобе подлежит прекращению.
Суд кассационной инстанции считает, что ОАО "Сатурн" не обладает правом на обжалование принятых по настоящему делу судебных актов.
В соответствии со статьями 42, 273 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации право обжалования судебного акта в порядке кассационного производства принадлежит лицам, не участвовавшим в деле, лишь в случае принятия арбитражным судом решения об их правах и обязанностях.
Суд кассационной инстанции отмечает, что ни в мотивировочной, ни в резолютивной частях решения от 27.01.2011 Арбитражного суда Омской области и постановления от 13.05.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда по настоящему делу не содержится выводов о правах и обязанностях ОАО "Сатурн".
При таких обстоятельствах производство по кассационной жалобе ОАО "Сатурн" подлежит прекращению применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав представителей сторон, проверив в порядке статей 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "ФлотСервис" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 55:36:09 02 05:3064, площадью 848 кв.м, расположенный на землях населенных пунктов в 33 метрах западнее относительно здания корпуса 4, имеющего почтовый адрес: г. Омск, просп. Маркса, дом 41/1. Указанный земельный участок относится к категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для производственных целей под строение.
ООО "ФлотСервис" 08.06.2010 обратилось в комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Омска с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования данного земельного участка -для размещения автозаправочной станции.
Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 02 05:3064 "для производственных целей под строение".
По результатам публичных слушаний, проведенных 07.09.2010, на основании заключения и рекомендаций комиссии Администрацией 08.10.2010 было вынесено постановление N 926-п "Об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 02 05:3064".
Полагая, что постановление Администрации от 08.10.2010 N 926-п в части отказа в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 02 05:3064 - для размещения автозаправочной станции, вынесено с нарушением норм действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, ООО "ФлотСервис" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования ООО "ФлотСервис", суд первой инстанции пришел к выводу о том, что постановление Администрации от 08.10.2010 N 926-п "Об отказе в предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков с кадастровыми номерами 55:36::14 01 05:0055, 55:36:09 02 05:3064, 55:36:090202:106, 55:36:050207:361, 55:36:050207:3576" в оспариваемой части нарушает права и законные интересы ООО "ФлотСервис", как собственника спорного земельного участка.
Суд апелляционной инстанции поддержал вынесенное решение.
Выводы судов являются правомерными и соответствуют обстоятельствам дела.
При рассмотрении спора судами установлено, что ООО "ФлотСервис" 08.06.2099 обратилось в комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Омска с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования спорного земельного участка - для размещения автозаправочной станции.
Постановлением Мэра города Омска от 08.06.2009 N 172-п "О подготовке проекта Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области" создана комиссия по подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Омска.
По результатам публичных слушаний по вопросу предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования некоторых земельных участков 07.09.2010 председателем комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Омска выдано заключение, в котором было зафиксировано, что "в ходе проведения публичных слушаний правообладателями смежных участков и расположенных в непосредственной близости земельных участков были высказаны возражения по вопросу предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования _ земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 02 05:3064, местоположение которого установлено в 33 метрах западнее относительно здания корпуса 4, имеющего почтовый адрес: г. Омск, просп. Маркса, дом 41/1, для размещения автозаправочной станции".
В частности, как следует из протокола публичных слушаний по вопросу предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования некоторых земельных участков, представителем театра "Арлекин" было заявлено о том, что "В театр ходят люди, в основном дети, а размещение автозаправочной станции на расстоянии 50 метров просто недопустимо. Мы категорически возражаем против размещения автозаправочной станции".
Представитель ООО "Бегемот" заявил, что "У нас предприятие по обслуживанию населения, а в местах массового скопления людей размещение автозаправочной станции создает угрозу для населения, поэтому мы категорически против размещения АЗС".
По результатам публичных слушаний, проведенных 07.09.2010, на основании заключения и рекомендаций комиссии Администрацией 08.10.2010 было вынесено оспариваемое в части постановление N 926-п "Об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 02 05:3064".
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункту 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда и Пленума Верховного суда РФ от 01.01.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации" основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.
Как следует из статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков.
Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны, возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства, функциональных зон и характеристики планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований, видов территориальных зон, требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (часть 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение. В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия.
Порядок принятия решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения также определен Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденными решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201 (далее - Правила землепользования и застройки N 201).
Постановлением Мэра города Омска от 08.06.2006 N 172-п "О подготовке проекта Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области" создана комиссия по подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Омска".
Решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или отказ в предоставлении такого разрешения главой Администрации должно быть мотивировано с учетом заключения публичных слушаний и рекомендаций в соответствии с частями 8,9 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пунктов 6 и 7 статьи 20 Правил землепользования и застройки N 201.
При этом закон не обязывает главу Администрации безоговорочно согласиться с заключением публичных слушаний и рекомендациями, что следует из части 12 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающей право любого заинтересованного лица оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
Таким образом, рекомендации об отказе должны содержать указание на основания, по которым осуществлен отказ в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, то есть такое решение должно быть соответствующим образом мотивировано.
Основанием для принятия оспариваемого в рамках данного дела постановления Администрации послужили заключение и рекомендации Комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Омска, в которых причинами отказа в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования спорного земельного участка послужили возражения ООО "Бегемот" и театра "Арлекин". Возражения были мотивированы тем, что размещение такого объекта вблизи детского театра и предприятия по обслуживанию населения, создает угрозу жизни и здоровью населения города Омска.
При рассмотрении спора судами установлено, что лица, которые в соответствии со статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации являются участниками публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, возражений против предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка ООО "ФлотСервис" не представили; возражения представителей ООО "Бегемот" и театра "Арлекин" в отношении того, что могут быть подвержены риску негативного воздействия, которые нашли отражение в протоколе публичных слушаний, документально не обоснованы, следовательно, не могут быть признаны достаточными и обоснованными для отказа в предоставлении условно разрешенного вида использования земельного участка.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, суды сделали правильный вывод о том, что у Администрации отсутствовали основания для отказа ООО "ФлотСервис" в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка - для размещения автозаправочной станции.
Удовлетворяя заявленные требования, суды также приняли во внимание наличие санитарно-эпидемиологического заключения от 03.06.2010, согласно которому размещение автозаправочной станции на спорном земельном участке ООО "ФлотСервис" соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, и заключение экспертизы решений генерального плана по возможности размещения АЗС, из которого следует, что размещение АЗС на спорном земельном участке не противоречит нормам пожарной безопасности.
Суды также учитывали и то, что испрашиваемый ООО "ФлотСервис" вид разрешенного использования земельного участка (для размещения автозаправочной станции) соответствует территориальной зоне (ОД-1) и градостроительному регламенту, определенным Правилами землепользования и застройки N 201, а также соблюден порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования.
Таким образом, поскольку у Администрации отсутствовали основания для отказа ООО "ФлотСервис" в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования спорного земельного участка - для размещения автозаправочной станции, суды сделали обоснованный вывод о том, что постановление Администрации в оспариваемой части является незаконным.
Доводы кассационных жалоб Администрации и театра "Арлекин" основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела.
Уплаченная ОАО "Сатурн" при подаче кассационной жалобы государственная пошлина подлежит возврату обществу из федерального бюджета.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 27.01.2011 Арбитражного суда Омской области и постановление от 13.05.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-13524/2010 оставить без изменения, кассационные жалобы Администрации города Омска, бюджетного учреждения культуры Омской области "Омский государственный театр куклы, актера и маски "Арлекин" - без удовлетворения.
Производство по кассационной жалобе открытого акционерного общества "Сатурн" прекратить.
Возвратить открытому акционерному обществу "Сатурн" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 руб., уплаченную по платежному поручению от 04.07.2011 N 2661.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.А. Рябинина |
Судьи |
Л.В. Бушмелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Основанием для принятия оспариваемого в рамках данного дела постановления Администрации послужили заключение и рекомендации Комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Омска, в которых причинами отказа в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования спорного земельного участка послужили возражения ООО "Бегемот" и театра "Арлекин". Возражения были мотивированы тем, что размещение такого объекта вблизи детского театра и предприятия по обслуживанию населения, создает угрозу жизни и здоровью населения города Омска.
При рассмотрении спора судами установлено, что лица, которые в соответствии со статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации являются участниками публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, возражений против предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка ООО "ФлотСервис" не представили; возражения представителей ООО "Бегемот" и театра "Арлекин" в отношении того, что могут быть подвержены риску негативного воздействия, которые нашли отражение в протоколе публичных слушаний, документально не обоснованы, следовательно, не могут быть признаны достаточными и обоснованными для отказа в предоставлении условно разрешенного вида использования земельного участка.
...
Суды также учитывали и то, что испрашиваемый ООО "ФлотСервис" вид разрешенного использования земельного участка (для размещения автозаправочной станции) соответствует территориальной зоне (ОД-1) и градостроительному регламенту, определенным Правилами землепользования и застройки N 201, а также соблюден порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 июля 2011 г. N Ф04-3575/11 по делу N А46-13524/2010
Хронология рассмотрения дела:
14.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15869/11
22.11.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15869/2011
26.07.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3575/11
13.05.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1764/11
13.05.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1781/11
13.05.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1782/11
13.05.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2611/11