г. Тюмень |
Дело N А03-10959/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 3 августа 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 4 августа 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Фроловой С.В.,
судей Бушмелевой Л.В.,
Тамашакина С.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Форнстронг" на решение от 02.12.2010 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 24.03.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-10959/2010 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Форнстронг" (ИНН 2234006185, ОГРН 1022200553561) к администрации города Бийска (ИНН 2204001327, ОГРН 1022200567212), муниципальному учреждению "Управление муниципальным имуществом администрации города Бийска" (ИНН 2226008301, ОГРН 1022200565364) о признании бездействия незаконным и об обязании предоставить земельный участок.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Форнстронг" (далее - ООО "Форнстронг", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к администрации города Бийска (далее - администрация), муниципальному учреждению "Управление муниципальным имуществом администрации города Бийска" (далее - Управление) о признании незаконным отказа в предоставлении на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 22:65:016110:0021, площадью 506,66 кв.м, расположенного по адресу: г. Бийск, ул. Мухачева, 155; об обязании администрации принять решение о предоставлении в собственность указанного земельного участка; Управление подготовить и направить в адрес ООО "Форнстронг" проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 22:65:016110:0021, площадью 506,66 кв.м, расположенного по адресу: г. Бийск, ул. Мухачева, 155, с предложением о заключении данного договора (с учетом принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменения размера исковых требований).
Решением от 02.12.2010 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 24.03.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО "Форнстронг" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Алтайского края.
В обоснование кассационной жалобы указаны следующие доводы: в материалах дела отсутствуют допустимые доказательства, подтверждающие наличие в городе Бийске красных линий, утвержденных в установленном законом порядке; из представленных в материалы дела доказательств нельзя сделать вывод о расположении спорного земельного участка за пределами красных линий, на территории общего пользования; суды применили статьи 81, 85 Земельного кодекса Российской Федерации и пункт 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не подлежащие применению, поскольку спорный участок утратил режим общего пользования, так как объект недвижимости, расположенный на участке, принадлежит истцу на праве собственности, а сам земельный участок предоставлен в аренду.
Суд кассационной инстанции, проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, исходя из доводов кассационной жалобы, пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, на основании акта приемки законченного строительством объекта от 12.08.2004, утвержденного постановлением администрации г. Бийска N 2387 от 18.10.2004, ООО "Форнстронг" на праве собственности принадлежит здание магазина площадью 269,3 кв.м, расположенное по адресу: Алтайский край, г. Бийск, ул. Мухачева, д. 155, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 01.04.2010, серия 22 АВ N 134002.
Земельный участок с кадастровым номером 22:65:016110:0021, площадью 506,66 кв.м предоставлен заявителю в аренду на основании постановления администрации N 2998 от 27.12.2004 и договора аренды земли N 151 от 09.03.2005 (далее - договор), зарегистрированного в установленном порядке.
ООО "Форнстронг" 11.12.2009 обратилось с заявлением в Управление о предоставлении в собственность за плату вышеуказанного земельного участка.
В письме от 04.10.2010 N 5948-01 Управление отказало заявителю в выкупе спорного земельного участка.
ООО "Форнстронг", ссылаясь на то, что заключение договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка в силу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации является обязанностью администрации, и при этом проект договора купли-продажи в установленный срок заявителю не направлен, обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что испрашиваемый земельный участок располагается в территориальной зоне Т-1 Зоне автомагистрали, а также его часть расположена за пределами красных линий на территории общего пользования.
В связи с этим, пришли к выводу, что спорный земельный участок расположен на землях общего пользования и признали, что отказ в передаче его в собственность соответствует требованиям законодательства, а поэтому отказали в удовлетворении исковых требований.
Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации в собственность граждан и юридических лиц могут быть предоставлены земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлен запрет на приватизацию земельных участков в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).
Пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено понятие территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Как следует из статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации к земельным участкам общего пользования относятся не закрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в том числе улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и другие. Граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
Следовательно, основными признаками земельных участков общего пользования, перечень которых не ограничен законом, следует считать общедоступность и принадлежность публичному образованию.
Согласно пункту 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Всесторонне и полно исследовав собранные по делу доказательства, и надлежащим образом оценив их, суды первой и апелляционной инстанций установили, что спорный земельный участок относится к земельным участкам общего пользования.
Возражения ответчика в этой части направлены на переоценку исследованных судом доказательств и выводов суда об установленных им обстоятельствах, что в силу статей 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может повлечь отмену судебных актов при проверке их в кассационном порядке.
Кроме того, заявитель кассационной жалобы не ссылается на доказательства, имеющиеся в материалах дела, и опровергающие выводы судов о том, что спорный земельный участок не закрыт для общего доступа, к нему не ограничен беспрепятственный доступ.
Как следует из условий договора (пункт 1.7), истец обязан обеспечить беспрепятственный допуск на арендуемый земельный участок городским коммунальным службам для эксплуатации и ремонта инженерных коммуникаций, о факте выявления на испрашиваемом земельном участке сетей указано в письме Управления от 15.01.2010 N 128-01, наличие данного обстоятельства свидетельствует о правильности выводов судов об отнесении земельного участка к землям общего пользования.
Иные приведенные в кассационной жалобе доводы перепроверялись и оценивались судами, не опровергают правовые основания, которыми руководствовались суды при вынесении оспариваемых судебных актов, и направлены, по существу, на переоценку фактических обстоятельств дела, исследование которых выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Учитывая, что дело рассмотрено судами полно и всесторонне, выводы суда основаны на нормах действующего законодательства, установленных обстоятельствах в рамках данного дела и имеющихся в нем доказательствах, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены законно принятых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 02.12.2010 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 24.03.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-10959/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Форнстронг" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.В. Фролова |
Судьи |
Л.В. Бушмелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации в собственность граждан и юридических лиц могут быть предоставлены земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлен запрет на приватизацию земельных участков в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).
Пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено понятие территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Как следует из статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации к земельным участкам общего пользования относятся не закрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в том числе улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и другие. Граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 августа 2011 г. N Ф04-3458/11 по делу N А03-10959/2010