г. Томск |
Дело N 07АП-1554/11 |
24.03.2011
Резолютивная часть постановления объявлена 23.03.2011.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.03.2011
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Павлюк Т. В.
судей: Жданова Л. И.
Солодилов А. В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Никитиной А.Г., с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Черниченко Е.М. - представитель (доверенность от 11.01.2011)
от заинтересованного лица: Администрации г. Бийска - Воробьева И.В. - представитель (доверенность от 13.10.2010); муниципального учреждения "Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска" - Воробьева И.В. - представитель (доверенность от 11.10.2010)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Форнстронг"
на решение Арбитражного суда Алтайского края от 02.12.2010
по делу N А03-10959/2009 (судья Музюкин Д.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Форнстронг" (ИНН 2234006185)
к Администрации г. Бийска, муниципальному учреждению "Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска"
о признании бездействия незаконным и обязании предоставить земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Форнстронг" (далее - Общество, ООО "Форнстронг") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) к Администрации города Бийска (далее - Администрация) и к муниципальному учреждению "Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска" (далее - Управление), просит признать незаконным отказ в предоставлении на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 22:65:016110:0021, площадью 506,66 кв.м., расположенного по адресу: г. Бийск, ул. Мухачева, 155,.
Просит обязать администрацию принять решение о предоставлении в собственность указанного земельного участка, Управление подготовить и направить в адрес ООО "Форнстронг" проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 22:65:016110:0021, площадью 506,66 кв.м., расположенного по адресу: г. Бийск, ул. Мухачева, 155, с предложением о заключении данного договора.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 02.12.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Форнстронг" обратилось в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Алтайского края от 02.12.2010 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению апеллянта, суд первой инстанции не полностью выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, не правильно применил нормы материального права.
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
Администрация, Управление в отзыве представленном в суд в порядке статьи 262 АПК РФ, не согласились с доводами апелляционной жалобы, просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу общества без удовлетворения.
Представитель общества в судебном заседании апелляционную жалобу поддержал, по основаниям, изложенным в жалобе.
Представитель Администрации, Управления, с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения апелляционную жалобу общества без удовлетворения.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, заслушав объяснения лиц участвующих в деле, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Алтайского края от 02.12.2010 не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что на основании Акта приемки законченного строительством объекта от 12.08.2004, утвержденного постановлением администрации г. Бийска N 2387 от 18.10.2004, ООО "Форнстронг" на праве собственности принадлежит здание магазина площадью 269,3 кв.м., расположенное по адресу: Алтайский край, г. Бийск, ул. Мухачева, д. 155, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 01.04.2010, серия 22 АВ N 134002.
Земельный участок с кадастровым номером 22:65:016110:0021, площадью 506,66 кв.м., занятый указанным выше зданием, предоставлен Обществу в аренду на основании постановления Администрации N 2998 от 27.12.2004 и договора аренды земли N 151 от 09.03.2005.
Данный договор зарегистрирован в установленном законом порядке 28.03.2005 сроком на пять лет.
На основании пункта 6.2 Договора по истечении срока действия Договора и при отсутствии волеизъявления сторон на его расторжение, Договор считается продленным на неопределенный срок.
До настоящего времени Договор не расторгнут.
11.12.2009 Общество обратилось в МУ "Управление "Единое окно" Администрации города Бийска" с заявлением в Администрацию о предоставлении в собственность за плату вышеуказанного земельного участка (л.д. 30).
В письме от 04.10.2010 N 5948-01 Управление отказало Обществу в выкупе спорного земельного участка.
ООО "Форнстронг", ссылаясь на то, что заключение договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка в силу статьи 36 Земельного кодекса РФ является обязанностью администрации, и при этом проект договора купли-продажи в установленный срок заявителю не направлен, обратилось в арбитражный суд с иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, исходил из того, что оснований для понуждения администрации заключить с заявителем договор купли-продажи названного земельного участка не имеется.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В силу требований статьи 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам или юридическим лицам в собственность или аренду.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ).
На основании статьи 15 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом РФ, федеральными законами не могут находится в частной собственности.
В силу пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
В пункте 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ и пункте 8 статьи 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусмотрено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Из анализа положений статьи1 подп.11 п.1, статьи 81, 85 пункта 12 Земельного кодекса РФ следует, что основными признаками земельных участков общего пользования, перечень которых не ограничен законом, следует считать общедоступность.
Пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено понятие территории общего пользования, к которым относятся территории, которыми беспрепятственно пользуются неограниченный круг лиц ( в том числе, площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
В пункте 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ установлено, что красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Следовательно, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары) от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц.
В соответствии с пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" при разрешении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами по их желанию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или с приобретением их в собственность на основании правил статьи 36 Земельного кодекса РФ, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
Решением исполнительного комитета Бийского городского Совета народных депутатов трудящихся от 28.06.1968 N 98 утвержден проект детальной планировки центра города Бийска. Разбивочный чертеж красных линий входит в состав проекта детальной планировки центра города Бийска.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Суд первой инстанции в порядке статьи 71 АПК РФ оценил представленные в дело доказательства (план красных линий Северо-Западной части Центрального района г. Бийска, утвержденного решением Бийского городского совета депутатов трудящихся Алтайского края от 08.12.1970 N 194, фрагмент схемы территориального зонирования земель муниципального образования "Город Бийск" в соответствии с постановлением Думы города Бийска от 19.02.2004 N 884, фрагмент детальной планировки Центра города Бийска утвержденного решением исполнительного комитета Бийского годоского Совета народных депутатов от 28.05.1968 N 98) и пришел к выводу о том, что часть испрашиваемого Обществом земельного участка находится за пределами красных линий, на территории общего пользования, в связи с чем сделал обоснованный вывод о невозможности предоставления в собственность земельного участка площадью 506,66 кв.м., с кадастровым номером 22:65:016110:0021, на котором находится здание магазина в силу прямого указания закона.
При таких обстоятельствах отказ Администрации от 04.10.2010 N 5948-01 в предоставлении в собственность спорного земельного участка соответствует требованиям пункта 4 статьи 28 и пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Довод апелляционной жалобы о том, что Правила землепользования и территориального зонирования земель муниципального образования "Город Бийск", не опубликованы в установленном порядке, суд апелляционной инстанции считает несостоятельным.
Правила землепользования и территориального зонирования земель муниципального образования "Город Бийск", утверждены постановлением Думы города Бийска от 19.02.2004 N 884.
Таким образом, Дума города Бийска утвердила оспариваемый нормативный правовой акт в пределах предоставленных ему полномочий.
Согласно части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В части 3 статьи 32 Градостроительного кодекса РФ установлено, что Правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения, городского округа в сети "Интернет".
Официальным опубликованием нормативного правового акта считается его публикация в средстве массовой информации, определенном в качестве периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом. Целью опубликования нормативного правового акта является предоставление возможности лицам, чьи права и интересы он затрагивает, ознакомиться с его содержанием.
Материалы дела свидетельствуют, Арбитражный суд Алтайского края установил и Общество не оспаривает, что Правила землепользования и территориального зонирования земель муниципального образования "Город Бийск", утверждены постановлением Думы города Бийска от 19.02.2004 N 884, были опубликованы в газете "Бийский рабочий" от 30.03.2004 N 62-63.
Администрацией города Бийска в материалы дела представлен фрагмент схемы территориального зонирования земель муниципального образования город Бийск. Спорный земельный участок находится одновременно в двух территориальных зонах. Часть участка располагается в жилой зоне Ж-2 "Зона застройки многоквартирной жилой застройки", другая часть земельного участка (за красной линией) расположенной в зоне инженерной и транспортной инфраструктур Т-1 "Зона автомагистрали".
Довод Общества о том, что решение Исполнительного комитета Бийского городского Совета народных депутатов от 28.05.1968 N 98 "Об утверждении проекта детальной планировки центра города Бийска" является недействующим и не подлежит применению, апелляционный суд отклоняет.
Поскольку указанное решение было принято Исполнительным комитетом Бийского городского Совета народных депутатов в исполкомом в пределах его компетенции и не противоречило действовавшему на момент его принятия законодательству. Принятые исполкомом решения вступали в силу с момента их подписания. При этом положение о том, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения, содержащиеся в части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, не распространяется на нормативные правовые акты, принятые ранее декабря 1993 года. Решение Исполнительного комитета Бийского городского Совета народных депутатов от 28.05.1968 N 98 "Об утверждении проекта детальной планировки центра города Бийска" могло быть доведено до всеобщего сведения иными способами.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что обжалуемый отказ не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку испрашиваемый земельный участок входит в состав земель общего пользования в связи с чем ограничен в обороте и не может быть предоставлен в собственность.
В нарушение статьи 65 АПК РФ заявитель не представил доказательств нарушения его прав и законных интересов, что обществу создаются препятствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований апелляционной жалобы ООО "Форнстронг" в рассматриваемом случае не имеется.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
При подаче апелляционной жалобы обществом уплачена госпошлина в сумме 2 000 руб. (платежное поручение N 407 от 28.12.2010), согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер госпошлины по данной категории спора составляет для юридических лиц - 2 000 руб., то госпошлина при подаче кассационной жалобы составляет 1 000 руб. Следовательно, 1 000 руб. подлежат возврату как излишне уплаченные, на что указано в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 139 от 11.05.2010 "О внесении изменений в информационные письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 91 от 25.05.2005 и N 117 от 13.03.2007".
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 02.12.2010 по делу N А03-10959/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Фронстронг" из дохода федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе, излишне уплаченную по платежному поручению N 407 от 28.12.2010 в сумме 1 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Павлюк Т. В. |
Судьи |
Жданова Л. И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-10959/2010
Истец: ООО "Форнстронг"
Ответчик: Администрация г. Бийска
Третье лицо: МУ "Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска", МУ "Управление муниципальным имуществом администрации г. Бийска"