г. Тюмень |
Дело N А75-10033/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 августа 2011 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Отческой Т.И.
судей Ильина В.И.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "ТНК - Нягань" на решение от 14.02.2011 (судья Членова Л.А.) Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 18.05.2011 (судьи Глухих А.Н., Зиновьева Т.А., Шарова Н.А.) Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-10033/2010 по заявлению Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО-Югры (628007, г. Ханты-Мансийск, ул. Дунина-Горкавича, д.1; ИНН 8601300798, ОГРН 1028601496725) к открытому акционерному обществу "ТНК - Нягань" (628183, г. Нягань, ул. Сибирская, 10, корп 1; ИНН 8610010727, ОГРН 1028601496725) о взыскании ущерба, причиненного лесному фонду.
В заседании приняли участие представители открытого акционерного общества "ТНК - Нягань": Воронцов Д.В. по доверенности от 01.01.2011 N 031, Лыкова И.А. по доверенности от 01.01.2011 N 033-с.
Суд установил:
Департамент лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты - Мансийского автономного округа - Югры (далее - Департамент природных ресурсов, истец) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском к открытому акционерному обществу "ТНК - Нягань" (далее - ОАО "ТНК - Нягань", Общество, ответчик) о взыскании причиненного лесному фонду ущерба в сумме 4 644 864 руб.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.02.2011 с ответчика в пользу истца взыскано 3 317 760 руб. ущерба.
В удовлетворении исковых требований в остальной части отказано.
Постановлением от 18.05.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда состоявшееся по делу решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОАО "ТНК - Нягань", считая принятые по делу судебные акты незаконными и необоснованными, вынесенными с нарушением норм материального права, просит их отменить, отказать Департаменту природных ресурсов в полном объеме в удовлетворении заявленных требований, поскольку отсутствуют общие условия для привлечения его к гражданско-правовой ответственности.
По мнению Общества, если возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде, осуществляется в натуре посредством восстановления ее нарушенного состояния, основания для дополнительного взыскания денежных сумм в возмещение вреда отсутствуют.
Отзыв на кассационную жалобу от Департамента до начала судебного заседания не поступил.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Суд кассационной инстанции, заслушав представителей Общества, проверив в соответствии с требованиями статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами при принятии обжалуемого судебного акта норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что 28.10.2009 в Департамент от жителя п. Луговской поступило сообщение об обнаружении пяти нефтезагрязненных участков в кварталах N N 130, 141 (два участка), 142, 148, расположенных на территории Каменного лицензионного участка.
С целью проверки указанных фактов Департаментом лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (правопредшественник Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры) 02.11.2009 издан приказ N 447-ЛК о проведении внеплановой выездной проверки ОАО "ТНК - Нягань" в период с 17.11.2009 по 24.11.2009.
Обществу почтовой связью заказным письмом с уведомлением направлено извещение от 05.11.2009 N 939 о проведении данной проверки, в котором ответчику предложено направить представителя компании 17.11.2009 к 10 часам 00 минутам в административное здание территориального управления - Самаровское лесничество, расположенное по адресу: г. Ханты-Мансийск, ул. Дунина-Горкавича, д. 1.
В письме также указано на то, что представитель Общества должен иметь при себе доверенность на право представления интересов компании и подписания документов, составленных в ходе проведения проверки.
Обществом данное извещение получено 09.11.2009.
В ходе проверки в квартале N 141 выдел 17, 21 Троицкого урочища Троицкого участкового лесничества был выявлен факт лесонарушения - уничтожение и порча почв на площади 9 600 кв. м в результате нефтезагрязнения.
Это отражено в акте о лесонарушении от 17.11.2009 N 5.
Начальником отдела Троицкого участкового лесничества по результатам проверки соблюдения требований лесного законодательства составлен акт проверки N 3 от 19.11.2009, из которого следует, что при проведении проверки на Каменном лицензионном участке, квартал N 130, выдел 1, квартал N 141, выделы 17,21, квартал N 142 выдел 2, квартал N 148 выдел 2 Троицкого урочища Троицкого участкового лесничества выявлены нарушения лесного законодательства - порча почв в результате нефтезагрязнения.
Проверка проведена и акты составлены с участием представителя Общества - начальника отдела охраны окружающей среды общества Чернобокова И.Г., действующего по доверенности от 22.07.2009 N 179-ф, по роду своей деятельности и должностного положения обладающего специальными познаниями в области охраны окружающей среды в процессе хозяйственной деятельности ОАО "ТНК - Нягань".
Из акта о лесонарушении от 17.11.2009 N 5 следует, что в результате порчи почв нефтезагрязнением, произошедшим в 2004 году и обнаруженным 23.10.2009, на площади 9 600 кв.м. окружающей среде причинен вред в виде уничтожения и порчи почв на сумму 4 644 864 руб.
Размер вышеуказанного вреда рассчитан Департаментом в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства".
Претензией от 19.11.2009 N 961 Департамент предложил Обществу в добровольном порядке в срок до 23.12.2009 оплатить ущерб в сумме 4 644 864 руб.
Отказ Общества от возмещения ущерба в добровольном порядке послужил основанием для обращения Департамента в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды обеих инстанций, удовлетворяя заявленные требования, проанализировав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами в материалы дела доказательства, указав, что предметом исследования по настоящему делу является взыскание ущерба за лесонарушение, выявленное в квартале N 141 выдел 17, 21 Троицкого урочища Троицкого участкового лесничества, исходя из положений статей 1064, 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 99, 100 Лесного кодекса Российской Федерации, статей 3, 46, 77, 78 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", постановления Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора", постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 N 240 "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации", Инструкции о порядке привлечения к ответственности за нарушение лесного законодательства, утвержденной постановлением Государственного комитета СССР по лесному хозяйству от 22.04.1986 N 1, пришли к выводу о доказанности факта нарушения Обществом действующего лесного законодательства Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции считает данные выводы правомерными, исходя из следующего.
Нормы статей 77, 78 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) и пункт 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают полное возмещение вреда, причиненного юридическими и физическими лицами окружающей среде.
Согласно статье 100 Лесного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Такса и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Из положений статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" следует, что нефтепровод относится к категории опасных производственных объектов, на которых хранятся и транспортируются вещества, представляющие опасность для окружающей среды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной ответственностью для окружающих, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 названного кодекса (часть 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Нефтепровод в соответствии с действующим законодательством относится к категории опасных производственных объектов, на которых хранятся и транспортируются вещества, представляющие опасность для окружающей среды, что следует из положений статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Общество на основании полученной 01.04.2000 лицензии на право пользования недрами с целью геологического изучения недр, поиска и добычи нефти и газа в пределах Каменного лицензионного участка, осуществляет добычу нефти и газа, следовательно, в соответствии с действующим законодательством является владельцем источника повышенной опасности - опасных производственных объектов, на которых получаются, хранятся и транспортируются вещества, представляющие опасность для окружающей среды.
Согласно статье 46 Закона об охране окружающей среды размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды.
При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обеззараживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижение негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов (пункт 2 статьи 78 Закона об охране окружающей среды).
Материалами дела установлено, что в результате разлива нефти на территории Троицкого участкового лесничества в квартале 141 выдел 17, 21 на территории лицензионного участка ОАО "ТНК-Нягань" в районе кустов скважин N 6, 16, 17, 18 Каменной площади произошла порча почв на площади 9 600 кв.м.
Факт причинения вреда окружающей среде отражен в акте проверки соблюдения требований лесного законодательства от 19.11.2009 N 3, а также в акте о лесонарушении от 17.11.2009 N 5, площадь лесонарушения определена в ходе инструментальной проверки.
Акт о лесонарушении от 08.07.2009 N 17 составлен и подписан в присутствии представителя Общества - Чернобокова И.Г., действовавшего на основании доверенности.
Доказательств, свидетельствующих о проведении рекультивационных работ, виды, объемы и порядок выполнения которых определяются индивидуальными проектами рекультивационных работ, Обществом не представлено.
Судами установлено, что на территории Троицкого урочища Троицкого участкового лесничества в квартале N 141 выдел 17, 21 площади произошла порча почв на площади 9 600 кв.м., свидетельствующая о факте причинения вреда окружающей среде.
Суд кассационной инстанции считает правомерным вывод судов об уменьшении размера ущерба, неверно рассчитанного Департаментом по таксам, утвержденным Постановлением N 273, соглашается с выводами судебных инстанций о том, что в рассматриваемом случае при определении размера причиненного ущерба необходимо руководствоваться Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
Исследуя в совокупности представленные сторонами доказательства по существу спора, суды, применив ставку, установленную в отношении деловой древесины средней крупности, которая составляет 86 руб. 40 коп., пришли к правомерному выводу о том, что ущерб в сумме 3 317 760 руб., причиненный лесному фонду в результате разлива нефти в квартале N 141 выдел 17, 21 Троицкого урочища Троицкого участкового лесничества, подлежит взысканию с Общества.
Согласно пункту 4 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 N 240, организации обязаны немедленно оповещать в установленном порядке соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о фактах разливов нефти и нефтепродуктов и организовать работу по их локализации и ликвидации.
Данное лесонарушение совершено Обществом в 2004 году, однако в нарушение указанных положений о факте лесонарушения ответчик не уведомил компетентные органы, информацию об экологическом правонарушении скрыл.
Это подтверждается письмом Управления Росприроднадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу -Югре от 06.12.2010 N 01-3/4833.
Доказательства обратного Обществом не представлены.
Разлив нефти имел место до введения в действие Постановления N 273, однако лесонарушение в виде уничтожения леса и невозмещение соответствующего вреда имеет место и обнаружено после вступления в силу Лесного кодекса в 2006 году и указанного Постановления. Нарушение носит длящийся характер, вредные последствия имеют место и не устранены ответчиком. При этом ответчик не привел нормы права, освобождающие его при таких обстоятельствах от ответственности в порядке статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, поскольку судами установлен факт совершения ОАО "ТНК - Нягань" лесонарушения, выразившегося в порче земель лесного фонда и повлекшего причинение ущерба в размере 3 317 760 руб., при отсутствии нарушений действующего законодательства при проведении выездной внеплановой проверки, то вывод судов об удовлетворении заявленных требований и взыскании причиненного ущерба является правильным.
Суд кассационной инстанции считает, что судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследованы материалы дела, правильно установлены фактические обстоятельства дела, нормы материального и процессуального права применены правильно.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являются необоснованными, направленными на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств по существу спора.
Фактическим обстоятельствам дела дана соответствующая правовая оценка с учетом указанных норм действующего законодательства.
Их переоценка не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
решение от 14.02.2011 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 18.05.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-10033/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.И. Отческая |
Судьи |
В.И. Ильин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд кассационной инстанции считает правомерным вывод судов об уменьшении размера ущерба, неверно рассчитанного Департаментом по таксам, утвержденным Постановлением N 273, соглашается с выводами судебных инстанций о том, что в рассматриваемом случае при определении размера причиненного ущерба необходимо руководствоваться Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
...
Согласно пункту 4 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 N 240, организации обязаны немедленно оповещать в установленном порядке соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о фактах разливов нефти и нефтепродуктов и организовать работу по их локализации и ликвидации.
...
Разлив нефти имел место до введения в действие Постановления N 273, однако лесонарушение в виде уничтожения леса и невозмещение соответствующего вреда имеет место и обнаружено после вступления в силу Лесного кодекса в 2006 году и указанного Постановления. Нарушение носит длящийся характер, вредные последствия имеют место и не устранены ответчиком. При этом ответчик не привел нормы права, освобождающие его при таких обстоятельствах от ответственности в порядке статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 августа 2011 г. N Ф04-4236/11 по делу N А75-10033/2010