г. Тюмень |
Дело N А45-20099/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 августа 2011 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Алексеевой Н.А.
судей Отческой Т.И.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сибрефтранс" (ответчик) на постановление от 03.06.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лобанова Л.Е., Ярцев Д.Г., Кресс В.В.) по делу N А45-20099/2010 Арбитражного суда Новосибирской области по иску Федерального государственного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Байкал" Федерального дорожного агентства" (660017, Красноярский край, город Красноярск, улица Ленина, 111, ИНН 2460028834, ОГРН 1022401792434) к обществу с ограниченной ответственностью "Сибрефтранс" (630000, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Планетная, 32, ИНН 5401311475, ОГРН 1085401012290) о взыскании платы за провоз тяжеловесного груза.
Другое лицо, участвующее в деле, - Межрегиональное управление государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Суд установил:
Федеральное государственное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Байкал" Федерального дорожного агентства" (далее - ФГУ "Байкалуправтодор") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Сибрефтранс" (далее - ООО "Сибрефтранс", общество) о взыскании 28 670 рублей платы за провоз 23.12.2009 по федеральной автомобильной дороге М-53 "Байкал" тяжеловесного груза на автомобиле Volvo, государственный номер Х083 ТН54.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Межрегиональное управление государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Решением от 14.03.2011 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Полякова В.А.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением от 03.06.2011 решение суда первой инстанции отменено, принят новый судебный акт. С ООО "Сибрефтранс" в доход федерального бюджета взыскано 28 670 рублей платы за провоз тяжеловесного груза, 2 000 рублей государственной пошлины по иску и 2 000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
ООО "Сибрефтранс" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит постановление апелляционного суда от 03.06.2011 отменить, решение суда от 14.03.2011 оставить в силе.
В кассационной жалобе указано, что выводы апелляционного суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неправильно истолковано постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17.07.1998 N 22-П.
Податель жалобы считает, что с владельцев транспортных средств не подлежит взысканию в принудительном судебном порядке плата за перевозку тяжеловесных грузов, осуществленную без оформления специального разрешения, поскольку в данном случае подлежат применению меры административного воздействия.
По мнению общества, акт от 23.12.2009 свидетельствует о перевозке тяжеловесного груза без специального разрешения, что является основанием для составления протокола об административном правонарушении.
Отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представлены.
Проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 23.12.2009 на станции весового контроля на 1117 км федеральной автомобильной дороги М-53 "Байкал" зафиксирована перевозка тяжеловесного груза с превышением осевой нагрузки на 2-ю ось от допустимой на 4,378 тонн, без специального разрешения на автомобиле Volvo, государственный номер Х083ТН54 с полуприцепом ШМИТЦ SKO24, государственный номер НЕ528354, принадлежащем ООО "Сибрефтранс".
По данному факту старшим государственным инспектором отдела АТ и АДН Управления государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю составлен акт от 23.12.2009 N 1214, подписанный водителем машины.
На основании указанного акта ФГУ "Байкалуправтодор" произвело расчет платы за провоз тяжеловесных грузов.
Неуплата обществом в добровольном порядке платы за провоз тяжеловесных грузов послужила основанием для обращения ФГУ "Байкалуправтодор" в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что ФГУ "Байкалуправтодор" не доказан факт перевозки обществом тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, равно как не доказан факт превышения осевой нагрузки на принадлежащем ООО "Сибрефтранс" автомобиле на момент проверки; за перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов без разрешения предусмотрена административная ответственность.
Апелляционный суд, отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя исковое заявление, пришел к выводу о доказанности превышения осевой нагрузки на принадлежащем обществу автомобиле при перевозке тяжеловесного груза, что привело к причинению вреда федеральной автомобильной дороге.
Выводы апелляционного суда являются правомерными и соответствуют обстоятельствам дела.
В силу пункта 1.2 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Министерством транспорта Российской Федерации 27.05.1996 (зарегистрирована в Минюсте России 08.08.1996 за N 1146, далее - Инструкция) тяжеловесным грузом признается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) осевая масса превышают хотя бы один из параметров.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах), пунктом 1.4 Инструкции движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи. Для получения специального разрешения требуется, в том числе возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством.
Как указано в постановлении Конституционного суда от 17.07.1998 N 22-П, перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит дополнительный ущерб объектам федеральной собственности, а также влечет дополнительные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществлением надзора за техническим состоянием путей следования груза. Такие - сверхнормативные - расходы должны возмещаться за счет платежей, взимаемых с заинтересованных в особых условиях транспортировки грузов владельцев (пользователей) соответствующих автотранспортных средств.
В силу пункта 11 статьи 11, части 8 статьи 31 Закона об автомобильных дорогах Порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (далее - Правила возмещения вреда).
В соответствии с пунктом 3 Правил возмещения вреда осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, в отношении участков автомобильных дорог федерального значения, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.
Размер платы в счет возмещения вреда определяется в порядке, установленном пунктами 5, 6 Правил возмещения вреда.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, апелляционный суд признал доказанным факт перевозки тяжеловесного груза принадлежащим обществу автотранспортом с превышением допустимой осевой нагрузки, без соответствующего разрешения по автомобильной дороге федерального значения.
Исходя из положений статьи 11 Закона об автомобильных дорогах, пункта 5.5.2 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 398, пункта 6.1 Инструкции, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что акт от 23.12.2009 N 1214 составлен уполномоченным лицом.
Проверив правильность расчета размера платы в счет возмещения вреда в соответствии с Правилами возмещения вреда, апелляционный суд признал его обоснованным и арифметически верным. Указанный расчет обществом не оспорен.
При таких обстоятельствах апелляционный суд пришел к правомерному выводу о взыскании с ООО "Сибрефтранс" 28 670 рублей платы за провоз тяжеловесного груза.
При этом суд апелляционной инстанции правильно указал, что правоотношения по возмещению причиненного вреда являются гражданско-правовыми и разрешение спора, вытекающего из данных правоотношений, не находится в зависимости от возникающих административных правоотношений. Привлечение (не привлечение) общества к административной ответственности не исключает его обязанность возместить причиненный вред.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и выводов апелляционного суда, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции приходит к выводу, что обжалуемый судебный акт принят с правильным применением норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оснований для его отмены в соответствии со статьей 288 АПК РФ не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление от 03.06.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-20099/2010 Арбитражного суда Новосибирской области оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сибрефтранс" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.А. Алексеева |
Судьи |
Т.И. Отческая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как указано в постановлении Конституционного суда от 17.07.1998 N 22-П, перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит дополнительный ущерб объектам федеральной собственности, а также влечет дополнительные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществлением надзора за техническим состоянием путей следования груза. Такие - сверхнормативные - расходы должны возмещаться за счет платежей, взимаемых с заинтересованных в особых условиях транспортировки грузов владельцев (пользователей) соответствующих автотранспортных средств.
В силу пункта 11 статьи 11, части 8 статьи 31 Закона об автомобильных дорогах Порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (далее - Правила возмещения вреда).
В соответствии с пунктом 3 Правил возмещения вреда осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, в отношении участков автомобильных дорог федерального значения, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.
Размер платы в счет возмещения вреда определяется в порядке, установленном пунктами 5, 6 Правил возмещения вреда.
...
Исходя из положений статьи 11 Закона об автомобильных дорогах, пункта 5.5.2 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 398, пункта 6.1 Инструкции, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что акт от 23.12.2009 N 1214 составлен уполномоченным лицом."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 августа 2011 г. N Ф04-4380/11 по делу N А45-20099/2010