г. Тюмень |
Дело N А03-15724/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 8 сентября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 сентября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабалковой Т.Я.
судей Беловой Л.В.
Отческой Т.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Алтайкрайэнерго" на постановление от 14.04.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-15724/2010 по заявлению открытого акционерного общества "Алтайкрайэнерго" (656002, город Барнаул, улица Воровского, 163, ИНН 2224132840, ОГРН 1022201518361) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (656059, город Барнаул, улица Пролетарская, 65, ИНН 2221022528, ОГРН 1022201518547) о признании незаконным решения N 58-ФАС22-АМ/09-10.
Другие лица, участвующие в деле: муниципальное унитарное предприятие "Заводские водопроводные сети" (659831, Троицкий район, с. Заводское, ул. 50 Лет Октября, д. 2, ИНН 2281005069, ОГРН 1052200862900), прокурор Троицкого района Алтайского края (659840, Троицкий район, с. Троицкое, ул. 60 Лет Октября, д. 45).
В заседании приняла участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Алтайкрайэнерго" Ермолаева Е.А. по доверенности от 01.01.2011 N 308.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Алтайкрайэнерго" (далее - ОАО "Алтайкрайэнерго", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения от 22.10.2010 N 58-ФАС22-АМ/09-10 Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (далее - УФАС по Алтайскому краю, антимонопольный орган).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное унитарное предприятие "Заводские водопроводные сети" (далее - МУП "Заводские водопроводные сети"), прокурор Троицкого района Алтайского края.
Решением от 28.01.2011 Арбитражного суда Алтайского края решение УФАС по Алтайскому краю от 22.10.2010 N 58-ФАС22-АМ/09-10 признано незаконным как не соответствующее Правилам функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, Правилам недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861.
Постановлением от 17.04.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение от 28.01.2011 Арбитражного суда Алтайского края отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В отзыве на кассационную жалобу УФАС по Алтайскому краю просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения как соответствующий действующему законодательству.
Третьи лица отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представили.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судами между ОАО "Алтайкрайэнерго" и МУП "Заводские водопроводные сети" заключен договор энергоснабжения от 01.01.2007 N 3150.
В связи с неоплатой полученной электрической энергии ОАО "Алтайкрайэнерго" в апреле, мае, июле и августе 2010 года производилось ограничение подачи электроэнергии на принадлежащие МУП "Заводские водопроводные сети" объекты.
30.07.2010 в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение прокурора Троицкого района, в котором указывалось на незаконность указанных действий общества.
По результатам рассмотрения данного обращения комиссией УФАС по Алтайскому краю принято решение N 58-ФАС22-АМ/09-10 от 22.10.2010, которым действия ОАО "Алтайкрайэнерго", выразившиеся в систематическом введении частичного и полного ограничения режима потребления электроэнергии МУП "Заводские водопроводные сети", признаны противоречащими пункту 168 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, ущемляющими интересы МУП "Заводские водопроводные сети" и нарушающими требования части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Антимонопольным органом обществу выдано предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, а именно - не проводить отключение электроэнергии на социально значимых объектах МУП "Заводские водопроводные сети".
Не согласившись с указанным решением и предписанием, ОАО "Алтайкрайэнерго" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Поддерживая выводы суда апелляционной инстанции о законности вынесенных антимонопольным органом решения и предписания, суд кассационной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Приказом антимонопольного органа от 18.12.2006 N 152 ОАО "Алтайкрайэнерго" внесено в реестр занимающих доминирующее положение хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по передаче электроэнергии на территории Алтайского края.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.
Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.
Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 168 Правил в отношении потребителей (отдельных объектов), частичное или полное ограничение режима потребления которых может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности либо безопасности государства, а также в отношении потребителей, ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, применяется специальный порядок введения ограничения режима потребления. Перечень потребителей (отдельных объектов), ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, приведен в приложении N 6. В отношении таких потребителей (отдельных объектов) в обязательном порядке определяются величины аварийной и технологической брони в соответствии с пунктами 188 и 189 настоящего документа, которые являются существенными условиями договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии).
Судом апелляционной инстанции установлено, что в соответствии с пунктом 2 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям - потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 1, на МУП "Заводские водопроводные сети" распространяется льготный порядок прекращения или ограничения подачи электрической или тепловой электроэнергии и газа при неоплате поданных им топливно-энергетических ресурсов.
Из материалов дела следует, что МУП "Заводские водопроводные сети" неоднократно обращалось в ОАО "Алтайкрайэнерго" с заявлением о необходимости согласования уровней аварийной и технологической брони в отношении принадлежащих ему объектов водоснабжения.
По причине непредставления всех необходимых документов указанный уровень аварийной и технологической брони до настоящего времени не согласован.
Однако ОАО "Алтайкрайэнерго" является единственным поставщиком энергии на территории муниципального образования Заводской сельский совет, следовательно, ограничение либо прекращение энергоснабжения МУП "Заводские водопроводные сети", как объекта водоснабжения и канализации, может вызвать нарушение прав граждан на охрану жизни и здоровья, привести к возникновению угрозы экологической безопасности.
Таким образом, суд апелляционной инстанции правомерно признал действия ОАО "Алтайкрайэнерго" нарушающими нормы антимонопольного законодательства, и признал законным обжалуемое решение и предписание антимонопольного органа о прекращении отключения электроэнергии на социально значимых объектах.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт принят на основании правильного применения норм материального и процессуального права. Оснований для его отмены или изменения в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление от 14.04.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-15724/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Я. Шабалкова |
Судьи |
Л.В. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 168 Правил в отношении потребителей (отдельных объектов), частичное или полное ограничение режима потребления которых может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности либо безопасности государства, а также в отношении потребителей, ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, применяется специальный порядок введения ограничения режима потребления. Перечень потребителей (отдельных объектов), ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, приведен в приложении N 6. В отношении таких потребителей (отдельных объектов) в обязательном порядке определяются величины аварийной и технологической брони в соответствии с пунктами 188 и 189 настоящего документа, которые являются существенными условиями договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии).
Судом апелляционной инстанции установлено, что в соответствии с пунктом 2 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям - потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 1, на МУП "Заводские водопроводные сети" распространяется льготный порядок прекращения или ограничения подачи электрической или тепловой электроэнергии и газа при неоплате поданных им топливно-энергетических ресурсов."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 сентября 2011 г. N Ф04-3764/11 по делу N А03-15724/2010