г. Томск |
Дело N 07АП-2300/11 |
17 апреля 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2011 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 апреля 2011 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Солодилова А.В.,
судей: Ждановой Л. И., Музыкантовой М. Х.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Иващенко А. П. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Пацула А. В., дов. от 01.12.2010г.,
от заинтересованного лица: без участия,
от третьих лиц: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю
на решение Арбитражного суда Алтайского края от 28.01.2011г.
по делу N А03-15724/2010
по заявлению ОАО "Алтайкрайэнерго" (ОГРН 1022201518361, ИНН 2224132840)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю
о признании незаконным решения
третьи лица: МУП "Заводсике водопроводные сети", Прокурор Троицкого района Алтайского края
УСТАНОВИЛ
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 28.01.2011г. признано незаконным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (далее - УФАС по Алтайскому краю, управление, антимонопольный орган, апеллянт, податель жалобы) от 22.10.2010 N 58-ФАС22-АМ/09-10 как не соответствующее Правилам функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, Правилам недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861.
Взыскано с Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю в пользу открытого акционерного общества "Алтайкрайэнерго" 2000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Алтайского края от 28.01.2011г. и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы апеллянт указывает на следующие обстоятельства.
Судом неправомерно сделан вывод о том, что если между потребителями не согласованы величины аварийной и технологической брони, у энергоснабжающей организации есть право производить отключения электрической энергии МУП "Заводские водопроводные сети". Обязанность согласовывать существенные условия договора энергоснабжения лежит на обеих сторонах данного договора, условиями договора данная обязанность не возложена на МУП "Заводские водопроводные сети". Отсутствие согласованного акта аварийной брони электроснабжения объекта не может служить основанием для введения ограничения режима потребления электроэнергии. Апеллянт ссылается также на решение Троицкого районного суда от 04.06.2010г., которым действия заявителя по полному ограничению режима потребления энергии признаны незаконными. Указанное решение оставлено в силе определением от 21.06.2010г. N 33-5341/10 судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда. Подробно доводы апеллянта изложены в апелляционной жалобе.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель просит в ее удовлетворении отказать.
В судебном заседании представитель заявителя отзыв поддержала.
Представители заинтересованного лица и третьих лиц в судебное заседание не явились, при надлежащем извещении.
Исследовав материалы дела, проверив в соответствии со ст. 268 АПК РФ законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции от 28.01.2011г., определив в соответствии с ч.3 ст. 156 АПК РФ рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных представителей заинтересованного лица и третьих лиц, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ОАО "Алтайкрайэнерго" (энергосбытовой организацией) и МУП "Заводские водопроводные сети" (покупателем) заключен договор энергоснабжения от 01.01.2007 N 3150.
В связи с наличием у покупателя задолженности за отпущенную электрическую энергию энергосбытовой организацией в апреле, мае, июле и августе 2010 года производилось ограничение подачи электроэнергии на принадлежащие ему объекты.
30.07.2010 в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение прокурора Троицкого района, в котором указывалось на незаконность указанных действий общества.
По результатам рассмотрения данного обращения комиссией УФАС по Алтайскому краю принято решение N 58-ФАС22-АМ/09-10, в полном объеме изготовленное 22.10.2010, которым действия филиала "Новоалтайские МЭС" ОАО "Алтайкрайэнерго", выразившиеся в систематическом введении частичного и полного ограничения режима потребления электроэнергии МУП "Заводские водопроводные сети", признаны противоречащими пункту 168 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, ущемляющими интересы МУП "Заводские водопроводные сети" и нарушающими требования части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
Также решением определено выдать обществу предписание о прекращении нарушения закона, а именно - не производить отключение электроэнергии на социально значимых объектах МУП "Заводские водопроводные сети".
В силу статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации спорный договор относится к публичным, поэтому на него распространяются требования пункта 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей применение к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Кодексом, законов и иных правовых актов об энергоснабжении, а также обязательных правил, принятых в соответствии с ними.
В соответствии со статьей 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующим в момент его заключения.
Пунктом 2 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента. Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
Согласно пункту 3 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" (в редакции Федерального закона от 04.11.2007 N 250-ФЗ) утверждаемые Правительством Российской Федерации основные положения функционирования розничных рынков и иные регулирующие функционирование (ценообразование) оптового и розничных рынков нормативные документы обязательны для сторон публичного договора со дня их вступления в силу и распространяются также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, если указанными нормативными документами не установлен иной срок их вступления в силу.
Таким образом, Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, являются императивными и при исполнении вышеуказанного договора стороны обязаны ими руководствоваться.
В соответствии с пунктом 168 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила), в отношении потребителей (отдельных объектов), ограничение режима потребления которых может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности либо безопасности государства, а также в отношении потребителей, ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, применяется специальный порядок введения ограничения режима потребления.
Порядок ограничения определен пунктом 189 указанных Правил.
В соответствии с пунктом 2 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 1 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530), на МУП "Заводские водопроводные сети" распространяется льготный порядок прекращения или ограничения подачи электрической или тепловой электроэнергии и газа при неоплате поданных им топливно-энергетических ресурсов.
Вышеуказанный Порядок определяет последовательность действий энергоснабжающей организации по прекращению или ограничению подачи топливно-энергетических ресурсов.
Утверждая этот Порядок, законодатель обеспечивал публичные интересы и исходил из того, что экономически более слабой стороной в данных правоотношениях является потребитель ресурсов, интересы которого защищаются государством в приоритетном порядке.
Порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям распространяется на юридических лиц, прекращение (ограничение) подачи ресурсов которым может повлечь опасные последствия, направлен на защиту прав и интересов таких лиц (льготных потребителей).
Апелляционная коллегия соглашается с выводом арбитражного суда первой инстанции о том, что при принятии оспариваемого решения комиссия УФАС по Алтайскому краю, исходя из положений вышеуказанного пункта Правил, правомерно пришла к выводу о том, что МУП "Заводские водопроводные сети" как потребитель электрической энергии, имеющий объекты водоснабжения, относится к числу потребителей, ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается.
При этом судами установлено и сторонами не оспаривалось, что уровень аварийной и технологической брони МУП "Заводские водопроводные сети" до настоящего времени не согласован.
Поскольку ограничение либо прекращение энергоснабжения МУП "Заводские водопроводные сети" при отсутствии согласованных объемов аварийной и технологической брони может вызвать, в конечном итоге, нарушение прав граждан, судебная коллегия приходит к выводу о законности решения, принятого антимонопольным органом. Данная позиция согласуется со складывающейся по данному вопросу судебной практикой (Постановление ФАС Поволжского округа от 06.12.2010г. N 12-7775/2010)
Суд апелляционной инстанции также отмечает, что вступившим в законную силу решением Троицкого районного суда от 04.06.2010г. действия заявителя по полному ограничению режима потребления энергии признаны незаконными. Указанное решение оставлено в силе определением от 21.06.2010г. N 33-5341/10 судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда.
Судебные расходы в соответствии со ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя.
Ввиду неправильного применения судом первой инстанции норм материального права оспариваемое решение подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 28.01.2011г. по делу N А03-15724/2010 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявления ОАО "Алтайкрайэнерго" (ОГРН 1022201518361, ИНН 2224132840) о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 22.10.2010 N 58-ФАС22-АМ/09-10 отказать.
Постановление вступает в силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
Солодилов А.В. |
Судьи |
Жданова Л.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-15724/2010
Истец: ОАО "Алтайкрайэнерго"., Прокуратура Троицкого района Алтайского края
Ответчик: .Управление Федеральной антимонопольной службы по АК., Федеральная антимонопольная служба по Алтайскому краю
Третье лицо: Прокуратура Томской области, МУП "Заводские водопроводные сети", ОАО "Алтайкрайэнерго" в лице филиала "Новоалтайские МЭС"., Прокуратура Троицкого района АК