г. Тюмень |
Дело N А27-20673/2005 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 15 сентября 2011 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Туленковой Л.В.
судей Буракова Ю.С.
Каранкевича Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Новокузнецка на определение от 03.05.2011 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Димина В.С.) и постановление от 15.07.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кресс В.В., Терехина И.И., Ярцев Д.Г.) по делу N А27-20673/2005 о несостоятельности (банкротстве) государственного предприятия Шахта "Байдаевская" (654033, Кемеровская область, Новокузнецкий район, город Новокузнецк, улица Эстакадная, 15, ИНН 4219001186, ОГРН 1024201828111) по заявлению конкурсного управляющего государственного предприятия Шахта "Байдаевская" Фокина Олега Леонидовича о понуждении администрации города Новокузнецка (654080, Кемеровская область, Новокузнецкий район, город Новокузнецк, улица Кирова, 71, ИНН 4216005979, ОГРН 1024201470556) к принятию имущества должника, нереализованного на торгах.
Другие лица, участвующие в деле: Министерство энергетики Российской Федерации, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Кемеровской области.
Суд установил:
решением от 03.08.2005 Арбитражного суда Кемеровской области государственное предприятие Шахта "Байдаевская" (далее - ГП Шахта "Байдаевская", должник) признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утверждён Фокин Олег Леонидович.
Конкурсный управляющий ГП Шахта "Байдаевская" Фокин О.Л., ссылаясь на пункт 3 статьи 148 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о понуждении администрации города Новокузнецка (далее - администрация) к принятию нереализованного на торгах имущества должника - сооружений комплекса осевого ствола, расположенных по адресам: город Новокузнецк, улица Логовая, 51; улица Логовая; улица Логовая, 37а.
Определением суда от 13.11.2010 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство энергетики Российской Федерации, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Кемеровской области.
Определением суда от 03.05.2011, оставленным без изменения постановлением от 15.07.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявление удовлетворено. Администрация обязана принять следующее непроданное на торгах имущество ГП Шахта "Байдаевская" - сооружения комплекса осевого ствола, расположенные по адресам: город Новокузнецк, улица Логовая, 51; улица Логовая; улица Логовая, 37а.
Администрация в кассационной жалобе просит определение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
По мнению заявителя, судебные акты являются незаконными и необоснованными, принятыми с неправильным применением норм материального права. Должник относится к опасным производственным объектам, поскольку является горнодобывающим предприятием, включающим в себя в качестве имущественного комплекса - комплекс водоотлива осевого ствола, в связи с чем, не предназначен для решения установленных законодательством вопросов местного значения. Судами не применён Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении), подлежащий применению. Администрация не имеет возможности осуществлять необходимые мероприятия, предусмотренные правилами безопасности в угольных шахтах, утверждёнными постановлением от 05.06.2003 N 50 Федерального горного и промышленного надзора России, инструкцией о порядке ведения работ по ликвидации и консервации опасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами, утверждённой постановлением от 02.06.1999 N 33 Федерального горного и промышленного надзора России. Администрация не подпадает под понятие "пользователь недр - субъект предпринимательской деятельности". Администрация должна обеспечивать технологическую систему пользования недрами близлежащими действующими шахтами "Юбилейная" и "Абашевская". Суды не проверили и не установили, с учётом характера комплекса водоотлива, возможности его нахождения в собственности Новокузнецкого городского округа, исходя из положений Закона о местном самоуправлении. Возложив на администрацию обязанность принять комплекс водоотлива, суды фактически возложили на орган местного самоуправления государственные полномочия. В бюджете города Новокузнецка на 2011 год средств на содержание комплекса водоотлива не предусмотрено.
В представленном отзыве Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области считает судебные акты законными и обоснованными, а кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Учитывая надлежащее извещение участвующих в деле лиц о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив в соответствии со статьями 274, 286, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что в процедуре банкротства было завершено строительство очистных сооружений, входящих в комплекс водоотлива осевого ствола.
В эксплуатацию комплекс введён в 2007 году, что подтверждается актом приёма-передачи от 20.04.2007. Право хозяйственного ведения на сооружения комплекса осевого ствола, расположенные по адресам: город Новокузнецк, улица Логовая, 51; улица Логовая; улица Логовая, 37а, зарегистрировано за ГП Шахта "Байдаевская".
В соответствии со статьёй 131 Закона о банкротстве данное имущество включено в конкурсную массу.
После утверждения собранием кредиторов от 10.06.2009 порядка реализации имущества шахты и начальной цены продажи, конкурсный управляющий приступил к его реализации на торгах. Имущество, предлагавшееся к реализации, было сформировано в составе 14 лотов. Торги проводились 30.09.2009, 13.11.2009, 15.01.2010.
Поскольку имущество не было реализовано на торгах, конкурсный управляющий перешёл к его реализации путём публичного предложения, которая не состоялась. Конкурсным управляющим Фокиным О.Л. было объявлено о продаже без объявления цены. Итоги данной реализации были подведены 31.08.2010. По итогам продажи не было реализовано имущество - сооружения комплекса осевого ствола, расположенные по адресам: город Новокузнецк, улица Логовая, 51; улица Логовая; улица Логовая, 37а (лот N 14).
В связи с этим конкурсным управляющим 01.09.2010 в адрес кредиторов должника и собственника имущества должника были направлены предложения о принятии данного имущества. Конкурсные кредиторы и уполномоченный орган отказались принять указанное нереализованное имущество в счёт погашения требований. От собственника имущества должника также поступил отказ принять имущество шахты. Кредиторы по текущим платежам на повторный запрос конкурсного управляющего отказались принять непроданное имущество в счёт погашения текущей задолженности.
Конкурсный управляющий направил соответствующее уведомление от 29.09.2010 N 66 в адрес органа местного самоуправления.
Судом первой инстанции установлено, что все мероприятия, предшествующие передаче имущества органу местного самоуправления, конкурсным управляющим должника Фокиным О.Л. выполнены.
В связи с истечением установленного пунктом 2 статьи 148 Закона о банкротстве срока конкурсный управляющий обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что к процедуре конкурсного производства ГП Шахта "Байдаевская" подлежат применению нормы Закона о банкротстве без учёта изменений, внесённых Федеральным законом от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)".
Согласно пункту 1 статьи 148 Закона о банкротстве при отказе кредиторов от принятия имущества для погашения своих требований, которое предлагалось к продаже, но не было продано в ходе конкурсного производства, и при отсутствии заявлений собственника имущества должника - унитарного предприятия, учредителей (участников) должника о правах на указанное имущество конкурсный управляющий уведомляет об указанном имуществе органы местного самоуправления по месту нахождения имущества должника.
Не позднее чем через тридцать дней с даты получения соответствующего уведомления органы местного самоуправления принимают указанное в пункте 1 настоящей статьи имущество на баланс и несут все расходы на его содержание (пункт 2 статьи 148 Закона о банкротстве).
В силу пункта 3 статьи 148 Закона о банкротстве в случае отказа или уклонения органа местного самоуправления от принятия имущества, указанного в пункте 1 настоящей статьи, конкурсный управляющий обязан обратиться в арбитражный суд, в производстве которого находится дело о банкротстве, с заявлением о понуждении соответствующего органа местного самоуправления к принятию указанного имущества.
В соответствии со статьями 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, исходя из их относимости и допустимости.
Удовлетворяя заявленные конкурсным управляющим требования, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 2, пункта 1 статьи 32, статей 60, 61, 148 Закона о банкротстве и правомерно исходил из того, что поскольку органом местного самоуправления по месту нахождения спорного имущества является администрация, то она в силу статьи 148 Закона о банкротстве обязана принять нереализованное в ходе процедуры банкротства имущество.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассматривая дело, установил аналогичные обстоятельства и поддержал выводы суда первой инстанции.
Ссылки заявителя на отсутствие возможности нахождения сооружений комплекса осевого ствола в собственности Новокузнецкого городского округа, исходя из положений Закона о местном самоуправлении, а также осуществления необходимых мероприятий, предусмотренных правилами безопасности в угольных шахтах, отсутствие в бюджете города средств на содержание спорных объектов, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку применение положений статьи 148 Закона о банкротстве без учёта изменений, внесённых Федеральным законом от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", не поставлено законодателем в зависимость от указанных обстоятельств.
Суд кассационной инстанции считает, что при принятии определения и постановления судами не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для отмены обжалуемых судебных актов, предусмотренные статьёй 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
определение от 03.05.2011 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 15.07.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-20673/2005 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Новокузнецка - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Туленкова |
Судьи |
Ю.С. Бураков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 3 статьи 148 Закона о банкротстве в случае отказа или уклонения органа местного самоуправления от принятия имущества, указанного в пункте 1 настоящей статьи, конкурсный управляющий обязан обратиться в арбитражный суд, в производстве которого находится дело о банкротстве, с заявлением о понуждении соответствующего органа местного самоуправления к принятию указанного имущества.
...
Удовлетворяя заявленные конкурсным управляющим требования, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 2, пункта 1 статьи 32, статей 60, 61, 148 Закона о банкротстве и правомерно исходил из того, что поскольку органом местного самоуправления по месту нахождения спорного имущества является администрация, то она в силу статьи 148 Закона о банкротстве обязана принять нереализованное в ходе процедуры банкротства имущество.
...
Ссылки заявителя на отсутствие возможности нахождения сооружений комплекса осевого ствола в собственности Новокузнецкого городского округа, исходя из положений Закона о местном самоуправлении, а также осуществления необходимых мероприятий, предусмотренных правилами безопасности в угольных шахтах, отсутствие в бюджете города средств на содержание спорных объектов, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку применение положений статьи 148 Закона о банкротстве без учёта изменений, внесённых Федеральным законом от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", не поставлено законодателем в зависимость от указанных обстоятельств."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 сентября 2011 г. N Ф04-4835/11 по делу N А27-20673/2005