город Тюмень |
Дело N А27-14767/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 20 сентября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Лаптева Н.В.
судей Бушмелевой Л.В.
Тамашакина С.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Шахта Красногорская" на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 22.02.2011 (судья Мишина И.В.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2011 (судьи Кулеш Т.А., Жданова Л.И., Солодилов А.В.) по делу N А27-14767/2010 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Шахта Красногорская" (город Прокопьевск Кемеровской области, ОГРН 1034205076355, ИНН 4205059235) к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (город Москва, ИНН 7706560536, ОГРН 1047796940465), Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области (город Кемерово, ИНН 4205003426, ОГРН 1024200721830), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (город Кемерово ИНН 4205077178, ОГРН 1044205100059) о признании незаконными действий и возложении обязанности исключить из государственного кадастра недвижимости данные.
Другое лицо, участвующие в деле, - федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровой центр "Земля".
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Шахта Красногорская" (далее - ООО "Шахта Красногорская") обратилось в арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кемеровской области (далее - Управление Росреестра) о признании незаконными действий, выразившихся в формировании в государственном кадастре недвижимости данных о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:32:0101003:178, кадастровая стоимость 7 950 959 рублей 56 копеек (удельный показатель кадастровой стоимости 1 556 рублей 57 копеек за кв. метр);
признании незаконными действий, выразившихся во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:32:0101003:178, кадастровая стоимость 7 950 959 рублей 56 копеек (удельный показатель кадастровой стоимости 1 556 рублей 57 копеек за кв. метр);
возложении на федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области (далее - ФГУ "Земельная кадастровая палата") обязанности исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:32:0101003:178, кадастровая стоимость 7 950 959 рублей 56 копеек (удельный показатель кадастровой стоимости 1 556 рублей 57 копеек за кв. метр).
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 22.02.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2011 решение арбитражного суда оставлено без изменения.
Принимая обжалуемое решение, суды исходил из того, что Управление Росреестра надлежащим образом исполнило функцию по внесению утверждённых сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведения о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный кадастр недвижимости. Результаты государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Кемеровской области утверждены постановлениями Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 519 и N 520, в связи с чем, вопрос о достоверности результатов кадастровой оценки может быть рассмотрен только в рамках дела об оспаривании данных постановлений. Действия Управления Росреестра по внесению в государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:32:0101003:178 соответствуют законодательству и не нарушают права и законные интересы ООО "Шахта Красногорская".
Не согласившись с выводами судов, ООО "Шахта Красногорская" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение, постановление арбитражного суда первой и апелляционной инстанций отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Податель жалобы полагает, что Управлением Росреестра в нарушение пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса не использованы представленные им сведения о рыночной стоимости земельного участка. Собранная для расчёта кадастровой стоимости информация является недостаточной и недостоверной, установленные по результатам кадастровой оценки удельный показатель кадастровой стоимости и кадастровая стоимость земельного участка являются завышенными.
По мнению ООО "Шахта Красногорская", Управление Росреестра не осуществляло контроль хода работ по государственной кадастровой оценке земель и предварительную проверку отчёта об определении кадастровой стоимости земельных участков.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Росреестра возражает против её доводов, полагая недопустимым изменять выводы суда. Просит оставить решение, постановление суда первой и апелляционной инстанций без изменения.
Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, суд кассационной инстанции считает кассационную жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установил суд первой инстанции, ООО "Шахта Красногорская" предоставлен в собственность земельный участок с кадастровым номером 42:32:0101003:140 общей площадью 80 649,43 кв. метра для ведения горных работ.
Впоследствии указанный земельный участок разделён на два самостоятельных участка с кадастровыми номерами 42:32:0101003:178 и 42:32:0101003:177.
Из кадастровой выписки следует, что стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:32:0101003:178, общей площадью 5 108 кв. метра с адресным ориентиром: город Прокопьевск составила 7 950 959 рублей 56 копеек, удельный показатель кадастровой стоимости 1 556 рублей 57 копеек за кв. метр.
Кадастровая стоимость земельного участка и удельный показатель кадастровой стоимости утверждены постановлениями Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 519 "Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)" и от 27.11.2008 N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов Кемеровской области".
По отчёту оценочной организации ООО фирма "Колор" от 06.04.2010 N 04-02/2010-ЗУ, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:32:0101003:178 составляет 750 000 рублей.
Полагая, что государственная кадастровая оценка недостоверная, а действия государственного органа по определению кадастровой стоимости в части спорного земельного участка и внесению соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости не соответствут закону, ООО "Шахта Красногорская" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Арбитражный суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований, а апелляционный суд, оставляя решение арбитражного суда в силе, исходили из отсутствия предусмотренных частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для их удовлетворения, поскольку результаты государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Кемеровской области утверждены постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520, и посчитали, что вопрос о достоверности результатов кадастровой оценки земельного участка по настоящему делу может быть рассмотрен только в рамках дела об оспаривании данного постановления.
Между тем, правовая позиция судебных инстанций, рассмотревших заявленные ООО "Шахта Красногорская" требования по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является ошибочной.
Заявленные требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесённой в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учёта кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа.
Такое требование, предъявленное к органу кадастрового учёта, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Как видно из материалов дела, заявителем представлен отчёт от 06.04.2010 N 04-02/2010-ЗУ независимого оценщика - ООО фирма "Колор", о рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:32:0101003:178, свидетельствующий о том, что кадастровая стоимость существенно превышает рыночную стоимость земельного участка.
Однако судебные инстанции не дали оценки этому отчёту с точки зрения его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также с точки зрения имеющихся в отчёте, подготовленном кадастровым центром, рыночной информации и статистическом анализе рыночной информации о стоимости земельных участков.
Статьёй 17.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено проведение экспертизы отчёта оценщика.
Принимая во внимание существенное расхождение между кадастровой стоимостью земельного участка с кадастровым номером 42:32:0101003:178 и его рыночной стоимостью, определённой в отчёте от 06.04.2010 N 04-02/2010-ЗУ, подготовленном оценщиком по заказу ООО "Шахта Красногорская", суд вправе назначить экспертизу этого отчёта в целях его проверки при соблюдении правил Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, судебные инстанции не учли, что согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения на орган кадастрового учёта обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Поскольку судами спор по существу заявленных требований рассмотрен не был, судебные акты подлежат отмене, а дело направлению в Арбитражный суд Кемеровской области на новое рассмотрение.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 22.02.2011 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2011 по делу N А27-14767/2010 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кемеровской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Лаптев |
Судьи |
Л.В. Бушмелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Арбитражный суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований, а апелляционный суд, оставляя решение арбитражного суда в силе, исходили из отсутствия предусмотренных частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для их удовлетворения, поскольку результаты государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Кемеровской области утверждены постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520, и посчитали, что вопрос о достоверности результатов кадастровой оценки земельного участка по настоящему делу может быть рассмотрен только в рамках дела об оспаривании данного постановления.
...
Статьёй 17.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено проведение экспертизы отчёта оценщика.
Принимая во внимание существенное расхождение между кадастровой стоимостью земельного участка с кадастровым номером 42:32:0101003:178 и его рыночной стоимостью, определённой в отчёте от 06.04.2010 N 04-02/2010-ЗУ, подготовленном оценщиком по заказу ООО "Шахта Красногорская", суд вправе назначить экспертизу этого отчёта в целях его проверки при соблюдении правил Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, судебные инстанции не учли, что согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения на орган кадастрового учёта обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 сентября 2011 г. N Ф04-4941/11 по делу N А27-14767/2010
Хронология рассмотрения дела:
27.12.2011 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-14767/10
20.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4941/11
08.06.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-3155/11
22.02.2011 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-14767/10