г. Томск |
Дело N 07АП-3155/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2011 г..
Полный текст постановления изготовлен 08 июня 2011 г..
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т. А. Кулеш
судей: Л. И. Ждановой
А. В. Солодилова,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Л. М. Ломиворотовым с использованием средств аудиозаписи,
при участии:
от заявителя: Тетеньков Е. В. по доверенности от 12.01.2011 г.,
от заинтересованных лиц: без участия, извещены,
от третьего лица: без участия, извещено,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Шахта Красногорская"
на решение арбитражного суда Кемеровской области от 22.02.2011 по делу N А27-14767/2010 (судья И. В. Мишина)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Шахта Красногорская" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области, Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии о признании незаконными действий, обязании исключить из государственного кадастра недвижимости данные о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:32:0101003:178,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля",
УСТАНОВИЛ
Общество с ограниченной ответственностью "Шахта Красногорская" (ОГРН 1034205076355) (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кемеровской области (далее - Управление Росреестра) о признании незаконными действий, выразившихся в формировании в государственном кадастре недвижимости данных о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:32:0101003:178, кадастровая стоимость 7 950 959,56 рублей (удельный показатель кадастровой стоимости 1556,57 рублей за кв. м.); признании незаконными действий, выразившихся во внесении в государственный кадастр недвижимости данных о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:32:0101003:178, кадастровая стоимость 7 950 959,56 рублей (удельный показатель кадастровой стоимости 1 556,57 рублей за кв. м.); обязании федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области исключить из государственного кадастра недвижимости данные о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:32:0101003:178, кадастровая стоимость 7 950 959,56 рублей (удельный показатель кадастровой стоимости 1 556,57 рублей за кв. м.).
Решением суда от 22.02.2011 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и удовлетворить заявленные Обществом требования.
В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает, что Управлением Росреестра в нарушение пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ не были использованы представленные Обществом сведения о рыночной стоимости земельного участка; собранная для расчета кадастровой стоимости информация является недостаточной и недостоверной; кадастровая стоимость земельного участка является явно завышенной; Управлением Росреестра не осуществлен контроль за ходом работ по государственной кадастровой оценке земель и предварительная проверка отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков.
Управление в своем отзыве на апелляционную жалобу считает ее не подлежащей удовлетворению, а решение суда - законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Управление Росреестра, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области, Росреестр и ФГУП "ФКЦ "Земля", извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в суд не обеспечили.
ФГУП "ФКЦ "Земля" ходатайствовало о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя Общества, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Обществу был предоставлен в собственность земельный участок с кадастровым номером 42:32:0101003:140 общей площадью 80 649,43 кв. м. для ведения горных работ.
Впоследствии указанный земельный участок был разделен на два самостоятельных участка с кадастровыми номерами 42:32:0101003:178 и 42:32:0101003:177.
Согласно кадастровой выписки стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:32:0101003:178, общей площадью 5 108 кв. м. с адресным ориентиром: г. Прокопьевск составила 7 950 959,56 рублей, удельный показатель кадастровой стоимости 1 556,57 рублей за кв. м.
Кадастровая стоимость земельного участка и удельный показатель кадастровой стоимости утверждены постановлениями Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 519 "Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)" и от 27.11.2008 N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области".
Согласно отчету оценочной организации ООО фирма "Колор" от 06.04.2010 N 04-02/2010-ЗУ, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:32:0101003:178 составила 750 000 рублей.
Общество, считая государственную кадастровую оценку недостоверной, а действия государственного органа по определению кадастровой стоимости в части спорного земельного участка и внесению соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости - не соответствующими закону, обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, исходил из того, что Управление Росреестра надлежащим образом исполнило функцию по внесению утвержденных сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведения о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный кадастр недвижимости; результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области утверждены постановлениями Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 519 и N 520, в связи с чем вопрос о достоверности результатов кадастровой оценки может быть рассмотрен только в рамках дела об оспаривании данных постановлений; действия Управления Росреестра по внесению в государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости данного земельного участка с кадастровым номером 42:32:0101003:178 соответствуют законодательству и не нарушают права и законные интересы Общества.
Арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения налога на недвижимость) и арендная плата.
При этом статья 390 Налогового кодекса РФ, определяющая налоговую базу по земельному налогу как кадастровую стоимость земельного участка, содержит отсылку к порядку определения кадастровой стоимости в соответствии с земельным законодательством.
В силу пункта 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила), согласно пунктам 1 и 9 которых на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
Административный регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденный приказом Минэкономразвития РФ от 28.06.2007 N 215 (далее - Административный регламент) предусматривает, что исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; проверку результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр (пункты 8, 9, 10, 11).
Согласно пункту 10 Правил территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости представляют результаты государственной кадастровой оценки для утверждения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил установлено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
В соответствии с пунктом 13 Правил при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
При этом порядок определения значения удельного показателя кадастровой стоимости предусмотрен разделом 2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, разработанных Минэкономразвития Российской Федерации и утвержденных приказом от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания) во исполнение пункта 11 Правил и осуществляется на основе построения статистических моделей.
Исходя из анализа пунктов 1.3, 1.4, 2.2.1, 2.2.2, 2.2.5 Методических указаний, предусматривающих критерии расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, в составе земель населенных пунктов, сведений о факторах и их значении для группировки земельных участков на основе примерного перечня факторов стоимости и анализа рыночной информации земельных участков в разрезе факторов стоимости, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Общество фактически оспаривает результаты отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области, подготовленного ФГУП "ФКЦ "Земля" (исполнитель) во исполнение заключенного Государственного контракта N 140 от 29.06.2007 года с Управлением Роснедвижимости (заказчик).
В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В абзаце 4 пункта 1 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком", разъяснено, что оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки, определенной независимым оценщиком, путем предъявления самостоятельного иска, возможно только в том случае, когда законом или иным нормативным актом предусмотрена обязательность такой величины для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица. В этом случае оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки возможно только до момента заключения договора (издания акта государственным органом либо принятия решения должностным лицом или органом управления юридического лица).
Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в постановлении от 21.09.2010 N 7309/10, под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
Согласно статье 9 Устава Кемеровской области высшим исполнительным органом государственной власти Кемеровской области является Коллегия Администрации Кемеровской области.
На основании пункта 3 статьи 9 Закона Кемеровской области "О коллегии Кемеровской области" Коллегия Администрации Кемеровской области наделена полномочиями издания постановлений, распоряжений и обеспечения их исполнения.
К полномочиям Коллегии Администрации Кемеровской области относится, в том числе утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель на территории Кемеровской области, а также утверждение среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам (городским округам).
Во исполнение данных полномочий Коллегией Администрации Кемеровской области приняты постановления от 27.11.2008 N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области" и N 519 "Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)", утверждающие результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, в том числе города Прокопьевск и в границах кадастрового квартала 42:32:0101003, в котором расположен земельный участок, принадлежащий заявителю по 13 виду разрешенного использования в размере 1 556,57 рублей за 1 кв.м., рассчитанный ФКЦ "Земля" на основании заключенного с Управлением Росреестра (ранее Управление Роснедвижимости) государственного контракта от 29.06.2007 N140.
Поскольку результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области; средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам) утверждены Постановлениями Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 519 и N 520, вопрос о достоверности результатов кадастровой оценки спорного земельного участка может быть рассмотрен только в рамах дела об оспаривании таких постановлений.
Вместе с тем, указанные нормативные правовые акты никем не оспорены, являются действующими.
Как видно из материалов дела, расчет кадастровой стоимости земельных участков, в том числе по 13-му виду разрешенного использования, составленный ФГУП "ФКЦ "Земля", был проведен при непосредственном контроле Управления Росреестра, что подтверждено протоколом предварительной проверки от 11.11.2008.
Соответствие отчета Управления Росреестра об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации Методическим рекомендациям в установленном порядке было проверено Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости согласно акту проверки от 24.11.2008.
Следовательно, Управление Росреестра исполнило функции по контролю за выполнением работ, связанных с определением кадастровой стоимости земельных участков, предоставлению результатов оценки на проверку в Федеральную службу Росреестра, внесению утвержденных сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведения о кадастровой стоимости земельного участка) в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, действия по внесению в государственный реестр сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка соответствуют законодательству, регулирующему правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель.
Доказательств того, что предварительная оценка отчета проведена с нарушением установленного порядка и повлияла на утвержденный удельный показатель кадастровой стоимости спорного земельного участка, Обществом не представлено.
При этом подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о том, что Управлением Росреестра в нарушение пункта 3 статьи 66 ЗК РФ не были использованы представленные Обществом сведения о рыночной стоимости земельного участка.
В настоящем случае кадастровая стоимость спорного земельного участка определялась Управлением Росреестра на основании Методических указаний, согласно пункту 2.1.17 которых, в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемый земельный участок) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка.
Поскольку удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка был установлен и утвержден в установленном законом порядке, Управление Росреестра правомерно определило кадастровую стоимость спорного земельного участка в размере 7 950 959,56 рублей, умножив площадь земельного участка 5 108 кв. м. на кадастровую стоимость одного кв. м. в размере 1 556,57 рублей.
Редакция пункта 3 статьи 66 ЗК РФ, на которую ссылается Общество, введена в Земельный кодекс РФ Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу 26.07.2010 г., в связи с чем, не подлежит применению к отношениям Общества и Управления Росреестра в настоящем деле.
Поскольку действия Управления Росреестра по формированию в государственном кадастре недвижимости данных о кадастровой стоимости земельного участка соответствуют положениям законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, не нарушают прав и интересов Общества, заявленные требования о признании их незаконными и обязании исключить эти сведения из государственного кадастра недвижимости подлежат отклонению на основании части 3 статьи 201 АПК РФ.
Таким образом, выводы суда первой инстанции не противоречат нормам материального и процессуального права, а также имеющимся в деле доказательствам.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Кемеровской области от 22.02.2011 года по делу N А27-14767/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Шахта Красногорская" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Т. А. Кулеш |
Судьи |
Л. И. Жданова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-14767/2010
Истец: ООО "Шахта Красногорская"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КО, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
Третье лицо: ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля", ФГУП "ФКЦ "Земля", ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
Хронология рассмотрения дела:
27.12.2011 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-14767/10
20.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4941/11
08.06.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-3155/11
22.02.2011 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-14767/10