г. Тюмень |
Дело N А27-6336/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кокшарова А.А.
судей Мартыновой С.А.
Роженас О.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Стерехова Евгения Анатольевича на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 21.04.2011 (судья Петракова С.Е.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2011 (судьи Музыкантова М.Х., Жданова Л.И., Хайкина С.Н.) по делу N А27-6336/2010 по заявлению индивидуального предпринимателя Стерехова Евгения Анатольевича к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово (адрес: 650099, Кемеровская область, г. Кемерово, пр. Кузнецкий, д. 11, ОГРН 1044205091380, ИНН 4205002373) о признании недействительными уведомлений.
Другие лица, участвующие в деле: третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, Администрация Кемеровской области.
Суд установил:
индивидуальный предприниматель Стерехов Евгений Анатольевич (далее - Предприниматель, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительными налоговых уведомлений на уплату физическим лицом земельного налога за 2007 год и 2008 год от 04.02.2010 N 94064, N 94065, соответственно, выставленных Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Кемерово (далее - налоговый орган, Инспекция).
Определением Арбитражного суда Кемеровской области от 27.09.2010, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2010, производство по делу было прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11.02.2011 указанные судебные акты были отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, Администрация Кемеровской области.
При новом рассмотрении спора решением Арбитражного суда Кемеровской области от 21.04.2011, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2011, в удовлетворении требований Предпринимателя отказано в полном объеме.
Предприниматель, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратился с кассационной жалобой, так как считает, что они приняты с нарушением норм процессуального права, при несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кемеровской области.
По мнению заявителя жалобы, суды первой и апелляционной инстанций в нарушение статей 71, 170 АПК РФ, не дали оценку всем доводам налогоплательщика, в связи с чем сделали неправильные выводы и приняли незаконные судебные акты.
Отзывы на кассационную жалобу от третьих лиц не поступили.
От Инспекции 26.09.2011 в суд кассационной инстанции поступил отзыв на кассационную жалобу.
Однако доводы, изложенные в представленном налоговым органом отзыве, суд кассационной инстанции не может учитывать при рассмотрении кассационной жалобы в силу того, что отзыв не содержит подписи советника государственной гражданской службы РФ 2 класса Васькиной О.Н., указанной в качестве лица, наделенного полномочиями на подписание отзыва.
В связи с указанным обстоятельством, отзыв налогового органа на кассационную жалобу не имеет юридической силы.
Арбитражный суд кассационной инстанции, в соответствии с положениями статей 284, 286 АПК РФ, проверив законность судебных актов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, не находит оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела следует, что Предпринимателю согласно договору купли-продажи земельного участка от 22.05.2003 на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: г. Кемерово, Заводский район, ул. Рудничная, 6 с кадастровым номером 42:24:0101018:0246 (свидетельство о государственной регистрации права от 11.12.2007 N 42-01/00-55/2003-14 серия 42 N 686422).
Статус индивидуального предпринимателя Стереховым Е.А. получен 30.01.2008, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя серия 42 N 002763885.
Инспекцией в адрес физического лица Стерехова Е.А. направлены налоговые уведомления от 04.02.2010 N 94064 на уплату физическим лицом земельного налога за 2007 год в размере 81 078,72 руб. и N 94065 на уплату физическим лицом земельного налога за 2008 год в размере 81 078,72 руб. по срокам уплаты до 16.03.2010.
Полагая, что налоговые уведомления незаконны, поскольку, по мнению Предпринимателя, в рассматриваемые налоговые периоды не была установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:0246, Стерехов Е.А. обратился в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Принимая судебные акты об отказе в удовлетворении требований налогоплательщика, суды исходили из того, что у налогового органа имелись законные основания для исчисления Предпринимателю земельного налога за 2007 и 2008 годы и направления в его адрес налоговых уведомлений об уплате налога, как физическому лицу, не использующему земельный участок в предпринимательской деятельности.
Суды обеих инстанций, исследовав имеющиеся в деле доказательства и дав им в соответствии со статьей 71 АПК РФ надлежащую правовую оценку, отказывая в удовлетворении требования Предпринимателя, приняли законные и обоснованные судебные акты. Кассационная инстанция поддерживает выводы судов, в связи с чем отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом исходит из следующего.
Суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав и применив положения пункта 4 статьи 12, пункта 1 статьи 15, пункта 1 статьи 387, пункта 1 статьи 388, статей 389 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), статей 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога", исследовав и оценив, представленные в материалы дела доказательства, указали, что Стерехову Е.А., на праве собственности принадлежит спорный земельный участок, в связи с чем с момента регистрации за ним указанного права на земельный участок, то есть с момента внесения записи в реестр у него возникла обязанность уплачивать земельный налог.
Судами указано, что согласно пункту 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Статьей 390 НК РФ установлено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. При этом кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу пункта 14 статьи 396 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период), по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого года.
Федеральным законом от 24.07.2007 N 216-ФЗ в указанную статью налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения, согласно которым кадастровая стоимость подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Как указано судебными инстанциями, порядок установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52.
Довод налогоплательщика, изложенный в кассационной жалобе, со ссылкой на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 28.04.2008 по делу N А27-10705/2007-5, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2008, постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.09.2008, определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2009 N 17503/08, постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11.11.2009 по делу N А27-10627/2007, постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29.03.2010 по делу N А27-12103/2009 о том, что распоряжение Администрации Кемеровской области от 21.03.2003 N 261-р "О государственной кадастровой оценке земель поселений Кемеровской области" не подлежало применению как нормативный акт в силу того, что он не был опубликован официально для всеобщего сведения, судом кассационной инстанции отклоняется в силу следующего.
Материалами дела и судами обеих инстанций установлено, что на территории Кемеровской области распоряжением Администрации Кемеровской области от 21.03.2003 N 261-р "О государственной кадастровой оценке земель поселений Кемеровской области" утверждены результаты государственной оценки земель.
Распоряжением Администрации Кемеровской области "О Регламенте Администрации Кемеровской области" от 03.08.2000 N 761-р (с учетом изменений и дополнений) установлено, что публикация распорядительных документов Администрации Кемеровской области в средствах массовой информации осуществляется по распоряжению Губернатора области, Администрации Кемеровской области, а при необходимости - по указанию заместителя Губернатора - руководителя аппарата Администрации области. Передача документов к опубликованию производится управлением по работе со средствами массовой информации Администрации Кемеровской области.
Суды установили, что распоряжение Администрации Кемеровской области от 21.03.2003 N 261-р "О государственной кадастровой оценке земель поселений Кемеровской области" опубликовано впервые в специальном выпуске "Информационный бюллетень Администрации Кемеровской области" в сентябре 2006 года.
Судебные инстанции, исходя из даты первой публикации указанного распоряжения, указали, что датой вступления в силу распоряжения от 21.03.2003 N 261-р является 01.01.2007.
При этом действия Управления Федерального кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области (далее - Управление) по формированию сведений о кадастровой стоимости указанного земельного участка незаконными не признавались, в связи с чем суды сделали обоснованный вывод о том, что кадастровая стоимость в целях определения налоговой базы по земельному налогу на 2007 и 2008 годы была установлена и у налогового органа имелись законные основания для исчисления Стерехову Е.А. земельного налога за 2007 и 2008 годы и направления в его адрес налоговых уведомлений об уплате налога, как физическому лицу, не использующему земельный участок в предпринимательской деятельности.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют позицию налогоплательщика по делу, не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку уже исследованных и оцененных судами обстоятельств и материалов дела.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа считает, что выводы Арбитражного суда Кемеровской области и Седьмого арбитражного апелляционного суда подтверждены материалами дела и основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, получивших надлежащую юридическую оценку судов в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ. Судебными инстанциями применены нормы материального права, подлежащие применению, нарушений процессуального закона не установлено, в связи с чем у суда кассационной инстанции в силу статьи 286, статьи 287 АПК РФ правовые основания для переоценки установленных судами обстоятельств и отмены вынесенных по делу судебных актов отсутствуют.
При данных обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 21.04.2011 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2011 по делу N А27-6336/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.А. Кокшаров |
Судьи |
С.А. Мартынова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу пункта 14 статьи 396 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период), по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого года.
Федеральным законом от 24.07.2007 N 216-ФЗ в указанную статью налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения, согласно которым кадастровая стоимость подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Как указано судебными инстанциями, порядок установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52.
...
Суды установили, что распоряжение Администрации Кемеровской области от 21.03.2003 N 261-р "О государственной кадастровой оценке земель поселений Кемеровской области" опубликовано впервые в специальном выпуске "Информационный бюллетень Администрации Кемеровской области" в сентябре 2006 года."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 сентября 2011 г. N Ф04-9196/10 по делу N А27-6336/2010
Хронология рассмотрения дела:
01.11.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14294/11
24.10.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14294/11
30.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-9196/10
18.07.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-10410/10
11.02.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А27-6336/2010
01.12.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-10410/10