г. Тюмень |
Дело N А46-14465/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 3 октября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Поликарпов Е.В.
судей Мартыновой С.А.
Перминовой И.В.
при ведении протокола помощником судьи Емельяновой Е.В., с использованием систем видеоконференц-связи, при содействии Арбитражного суда Омской области, рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Омский речной порт" на решение Арбитражного суда Омской области от 03.03.2011 (судья Захарцева С.Г.) и постановление Восьмого апелляционного суда от 26.05.2011 (судьи Киричёк Ю.Н., Инванова Н.Е., Рыжиков О.Ю.) по делу N А46-14465/2010 по заявлению открытого акционерного общества "Омский речной порт" (644121 г. Омск, ул. 9-я Ленинская, 55, ИНН 5505009406, ОГРН 1025501179362) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области (644024 г. Омск, ул. Маршала Жукова, 72/1, ИНН 5504097167, ОГРН 1045507036783) об оспаривании ненормативного правового акта налогового органа.
В заседании приняли участие представители:
от открытого акционерного общества "Омский речной порт" - Маслов К.В. по доверенности от 08.08.2011, Стефаниевская О.А. по доверенности от 08.08.2011,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области - Чернов Ф.С. по доверенности от 18.07.2011 N 08/05232.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Омский речной порт" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области (далее - Инспекция) о признании недействительным решения от 29.06.2010 N 611/11-16/05398 о привлечении к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 804 руб., доначислении транспортного налога в сумме 4 020 руб., начислении пени 157,45 руб.
Решением Арбитражного суда Омской области от 03.03.2011, оставленным без изменения постановлением Восьмого апелляционного суда от 26.05.2011, Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе Общество просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права. Общество считает, что суды неправильно отнесли автокраны к грузовым автомобилям, поскольку указанные автотранспортные средства зарегистрированы в органах ГИБДД как специальные автомобили (автокраны); что в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359, автокраны относятся к категории машины и спецоборудование, а не к категории "средства транспортные".
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция возражает против доводов Общества, просит оставить без изменения обжалуемые решение и постановление, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали в полном объеме доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Судами при производстве по делу установлены следующие обстоятельства.
Инспекцией в период с 01.02.2010 по 03.05.2010 проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации Общества по транспортному налогу за 2009 год, по результатам которой составлен акт от 18.05.2010 N 9 и вынесено решение от 29.06.2010 N 611/11-16/05398, оставленное без изменения решением Управления Федеральной налоговой службы по Омской области от 12.08.2010 N 16-17/11545.
Оспариваемым решением Общество привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 804 руб., ему доначислен транспортный налог за 2009 год в сумме 4 020 руб., а также начислены пени 157,45 руб.
Инспекция при вынесении решения пришла к выводу, что Общество неправомерно отнесло транспортные средства (автокраны марки "ЗИЛ431412" и "МАЗ5337") к категории "другие самоходные транспортные средства", вследствие чего при исчислении указанного налога были неверно применены налоговые ставки.
Общество, не согласившись с решением Инспекции от 29.06.2010 N 611/11-16/05398, обратилось в суд с заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая Обществу в удовлетворении заявления, исходили из того, что транспортные средства, принадлежащие Обществу, подлежат налогообложению как "грузовые автомобили".
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения судебные акты, основывается на следующем.
Суды первой и апелляционной инстанций при принятии судебных актов правомерно руководствовались положениями статей 356 - 358, 361 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденным приказом МВД Российской Федерации, Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации от 23.06.2005 N 496/192/134 и зарегистрированного в Минюсте Российской Федерации 29.07.2005 за N 6842, (далее - Положение о ПТС и ПШТС), Законом Омской области от 18.11.2002 N 407-ОЗ "О транспортном налоге" (далее - Закон Омской области от 18.11.2002 N 407-ОЗ).
Суд, руководствуясь вышеназванными нормами права, указал, что порядок и сроки уплаты транспортного налога на территории Омской области установлены Законом Омской области от 18.11.2002 N 407-ОЗ, тип транспортного средства определяется в паспорте транспортного средства (далее - ПТС), который согласно постановлению Совета мининстров - Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 N 477 "О введении паспортов транспортных средств" и постановлению Госстандарта Российской Федерации от 01.04.1998 N 19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов" представляет собой документ, действующий на всей территории Российской Федерации, для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации и участию в дорожном движении, а также в целях борьбы с их хищениями, обеспечения защиты прав потребителей. ПТС подтверждает, в том числе наличие одобрения типа транспортного средства.
Суды первой и апелляционной инстанций, исходя из правового анализа указанных норм права, учитывая правовую позицию Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 28.04.2007 N 2620/07, пришли к выводам, что, если транспортное средство зарегистрировано в органах ГИБДД как автомобиль, то независимо от того, для какой цели оно предназначено и какое оборудование на нем размещено, это транспортное средство в качестве объекта налогообложения не является "другим самоходным транспортным средством", поименованным в пункте 1 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь вышеназванными нормами права, исследовав в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установленные по делу обстоятельства и имеющиеся в деле доказательства пришли к выводам, что транспортные средства, принадлежащие Обществу и на которых установлены грузовые краны ("ЗИЛ431412" и "МАЗ5337"), по поводу которых возник настоящий спор, зарегистрированы в органах ГИБДД как грузовые автомобили категории "С".
Следовательно, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно указали, что в данном случае при исчислении транспортного налога в отношении спорных автокранов Обществу надлежало применять налоговые ставки, установленные Законом Омской области от 18.11.2002 N 407-ОЗ для категории "грузовые автомобили", в связи с чем правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы Общества о том, что указанные транспортные средства являются самоходными машинами, были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, которые дали им надлежащую оценку.
Ссылки Общества на Конвенцию о дорожном движении, сравнительную таблицу категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН) и по классификации Конвенции о дорожном движении, приведенную в приложении N 3 к Положению о ПТС, на Методические рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Кодекса, утвержденные приказом Министерства налоговой службы от 09.04.2003 N БГ-3-21/177, на Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденный постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26.12.1994 N 359, были предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции, который правомерно их отклонил, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права и не соответствуют единообразию сложившейся судебной практики
В целом доводы кассационной жалобы Общества направлены на переоценку установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств, что к полномочиям суда кассационной инстанции по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не относится.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций подтверждены материалами дела и основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, получивших надлежащую оценку в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены правильно, нарушений процессуального закона, которые могли повлечь принятие незаконного судебного акта, не установлено, в связи с чем у суда кассационной инстанции правовые основания для отмены или изменения принятых по делу решения и постановления отсутствуют.
Поскольку кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, расходы по государственной пошлине за рассмотрение кассационной жалобы относятся на Общество.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 03.03.2011 и постановление Восьмого апелляционного суда от 26.05.2011 по делу N А46-14465/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Поликарпов |
Судьи |
С.А. Мартынова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с п. 1 ст. 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
По мнению налогоплательщика, он при исчислении транспортного налога правильно определил объект налогообложения, отнеся автокраны к другим самоходным транспортным средствам, поскольку они зарегистрированы в органах ГИБДД как специальные автомобили (автокраны). В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359, автокраны относятся к категории машины и спецоборудование, а не к категории "средства транспортные".
По мнению налогового органа, налогоплательщик неправомерно отнес транспортные средства (автокраны) к категории "другие самоходные транспортные средства", вследствие чего при исчислении указанного налога были неверно применены налоговые ставки.
Суд признал позицию налогового органа обоснованной.
Суд указал, что в силу правовой позиции Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.04.2007 N 2620/07, если транспортное средство зарегистрировано в органах ГИБДД как автомобиль, то независимо от того, для какой цели оно предназначено и какое оборудование на нем размещено, это транспортное средство в качестве объекта налогообложения не является "другим самоходным транспортным средством", поименованным в п. 1 ст. 361 НК РФ.
На основании изложенного суд оставил кассационную жалобу налогоплательщика без удовлетворения.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 октября 2011 г. N Ф04-4621/11 по делу N А46-14465/2010