город Тюмень |
Дело N А27-12013/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 5 октября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 5 октября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Лаптева Н.В.
судей Мелихова Н.В.
Рябининой Т.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - индивидуального предпринимателя Игольникова Владимира Николаевича на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 01.03.2011 (судья Титаева Е.В.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2011 (судьи Колупаева Л.А., Бородулина И.И., Журавлёва В.А.) по делу N А27-12013/2010 по заявлению индивидуального предпринимателя Игольникова Владимира Николаевича (город Кемерово, ИНН 420807839310, ОГРН 309420534100221) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (город Кемерово, ИНН 4205077178, ОГРН 1044205100059), Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (город Москва, ИНН 7706560536, ОГРН 1047796940465), федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный кадастровый центр "Земля" (город Москва, ИНН 7704096950, ОГРН 1027700123208), федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области (город Кемерово, ИНН 4205003426, ОГРН 1024200721830) о признании незаконными действий по формированию в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка и устранении допущенных нарушений.
Другое участвующее в деле лицо - Коллегия администрации Кемеровской области.
Суд установил:
индивидуальный предприниматель Игольников Владимир Николаевич обратился в арбитражный суд Кемеровской области с заявлением:
о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:18:0118084:32 площадью 360 200 кв. метров, расположенного по адресу: Кемеровская область, Яйский район, в северо-западной части от посёлка городского типа Яя (далее - земельный участок с кадастровым номером 42:18:0118084:32), выполненной федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее - ФГУП "ФКЦ Земля") по заказу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее - Управление Росреестра по Кемеровской области), в размере 274 022 150 рублей в виде удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка в размере 760 рублей 75 копеек за кв. метр;
о признании недействительным пункта 7 решения Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр), оформленного актом проверки отчёта об определении кадастровой стоимости от 24.11.2008 N 2 о соответствии отчёта об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Кемеровской области Методическим указаниям по государственной оценке земель населённых пунктов, утверждённых приказом Министерства Экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:18:0118084:32 в размере 274 022 150 рублей в виде удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка в размере 760 рублей 75 копеек за кв. метр;
о признании незаконными действий Управления Росреестра по Кемеровской области, выразившихся в формировании в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:18:0118084:32 в размере 274 022 150 рублей и удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка в размере 760 рублей 75 копеек за кв. метр;
о возложении на федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области (далее - ФГУ "Земельная кадастровая палата") обязанности исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:18:0118084:32 в размере 274 022 150 рублей и удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка в размере 760 рублей 75 копеек за кв. метр.
Заявленные требования мотивированы ненадлежащим исполнением государственными органами административных процедур, касающихся организации проведения государственной кадастровой оценки земель, что привело к установлению недостоверных результатов кадастровой оценки принадлежащего заявителю земельного участка, повлиявших на обоснованность размера земельного налога, подлежащего уплате, и обоснованы положениями статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель, утверждёнными приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания N 39), Административным регламентом федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "организация проведения государственной кадастровой оценке земель" утверждённым приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 (далее - Административный регламент).
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 01.03.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2011 решение арбитражного суда оставлено без изменения.
Дело рассмотрено арбитражным судом по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды исходили из правомерности действий государственных органов по внесению утверждённых сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведения о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный кадастр недвижимости. Ссылаясь на утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Кемеровской области постановлениями Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 519 и N 520, суды указали, что вопрос о достоверности результатов кадастровой оценки может быть рассмотрен только в рамках дела об оспаривании данных постановлений.
Не согласившись с выводами судов, предприниматель Игольников В.Н. обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение, постановление арбитражного суда первой и апелляционной инстанций отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
Податель жалобы полагает, что суды в нарушение Федерального закона Российской Федерации от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ), информационного письма Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведённой независимым оценщиком" не рассмотрели по существу требование заявителя об оспаривании достоверности результата кадастровой оценки. Суд не исследовал вопрос о соответствии отчёта ФГУП "ФКЦ "Земля" Методическим указаниям N 39 и Административному регламенту. Издание Коллегией Администрации Кемеровской области постановлений от 27.11.2008 N 519 и N 520 не является препятствием для проверки данных ненормативных актов на соответствие Земельному кодексу, постановлению Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам Минэкономразвития Российской Федерации. В отношении земельного участка с кадастровым номером 42:18:0118084:32 определение кадастровой стоимости осуществлялось на основе индивидуальной оценки, а не на основе построения статистических моделей.
В отзыве на кассационную жалобу ФГУП "ФКЦ Земля" возражает против её доводов, просит оставить решение арбитражного суда первой и постановление апелляционной инстанций без изменения.
Иные заинтересованные лица отзывы на кассационную жалобу суду не представили.
Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, суд кассационной инстанции считает кассационную жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установил суд первой инстанции и следует из материалов дела, предприниматель Игольников В.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером 42:18:0118084:32, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 04.10.2006 N 42 АВ 284623.
Земельный участок с кадастровым номером 42:18:0118084:32 является ранее учтённым, поставлен на государственный кадастровый учёт 28.12.2005 с разрешённым использованием - рекреационное и оздоровительное назначение, оценён по 8 виду разрешённого использования, кадастровая стоимость которого рассчитана ФГУП "ФКЦ Земля", результат кадастровой оценки утверждён постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.08.2006 N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов" в размере 274 022 150 рублей (удельный показатель кадастровой стоимости в размере 760 рублей 75 копеек за кв. метр).
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:18:0118084:32 внесены в государственный кадастр недвижимости.
Согласно отчёту независимого оценщика - общества с ограниченной ответственностью "Финансы Бизнес Консалтинг" от 27.05.2010 N ЗУ-01/05-2010 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:18:0118084:32 составляет 9 390 000 рублей.
Поскольку кадастровая стоимость земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, индивидуальный предприниматель Игольников В.Н. обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании кадастровой оценки данных земельных участков.
Между тем, правовая позиция судебных инстанций, рассмотревших заявленные предпринимателем Игольниковым В.Н. требования по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является ошибочной.
Заявленные требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесённой в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учёта кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа.
Такое требование, предъявленное к органу кадастрового учёта, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Как видно из материалов дела, предприниматель Игольников В.Н. представил отчёт независимого оценщика - общества с ограниченной ответственностью "Финансы Бизнес Консалтинг" от 27.05.2010 N ЗУ-01/05-2010 о рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:18:0118084:32, свидетельствующий о том, что кадастровая стоимость существенно превышает рыночную стоимость земельного участка.
Однако судебные инстанции не дали оценки этому отчёту с точки зрения его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также с точки зрения имеющихся в отчёте, подготовленном кадастровым центром, рыночной информации и статистическом анализе рыночной информации о стоимости земельных участков.
Статьёй 17.1 Закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ предусмотрено проведение экспертизы отчёта оценщика.
Принимая во внимание существенное расхождение между кадастровой стоимостью земельных участков с кадастровым номером 42:18:0118084:32 и его рыночной стоимостью, определённой в отчёте от 27.05.2010 N ЗУ-01/05-2010, суд вправе назначить экспертизу этого отчёта в целях его проверки при соблюдении правил Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, судебные инстанции не учли, что согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения на орган кадастрового учёта обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Поскольку судами спор по существу заявленных требований не рассмотрен, судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кемеровской области.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 01.03.2011 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2011 по делу N А27-12013/2010 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кемеровской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Лаптев |
Судьи |
Н.В. Мелихов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Податель жалобы полагает, что суды в нарушение Федерального закона Российской Федерации от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ), информационного письма Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведённой независимым оценщиком" не рассмотрели по существу требование заявителя об оспаривании достоверности результата кадастровой оценки. Суд не исследовал вопрос о соответствии отчёта ФГУП "ФКЦ "Земля" Методическим указаниям N 39 и Административному регламенту. Издание Коллегией Администрации Кемеровской области постановлений от 27.11.2008 N 519 и N 520 не является препятствием для проверки данных ненормативных актов на соответствие Земельному кодексу, постановлению Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам Минэкономразвития Российской Федерации. В отношении земельного участка с кадастровым номером 42:18:0118084:32 определение кадастровой стоимости осуществлялось на основе индивидуальной оценки, а не на основе построения статистических моделей.
...
Статьёй 17.1 Закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ предусмотрено проведение экспертизы отчёта оценщика.
Принимая во внимание существенное расхождение между кадастровой стоимостью земельных участков с кадастровым номером 42:18:0118084:32 и его рыночной стоимостью, определённой в отчёте от 27.05.2010 N ЗУ-01/05-2010, суд вправе назначить экспертизу этого отчёта в целях его проверки при соблюдении правил Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, судебные инстанции не учли, что согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения на орган кадастрового учёта обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 октября 2011 г. N Ф04-4467/11 по делу N А27-12013/2010
Хронология рассмотрения дела:
12.04.2012 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-12013/10
05.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4467/11
27.06.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-3444/11
01.03.2011 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-12013/10