г. Томск |
Дело N 07АП-3444/11 |
27 июня 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 27 июня 2011 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Колупаевой Л.А.
судей: Бородулиной И.И., Журавлевой В.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чиченковой Ю.А.
при участии:
от заявителя: без участия (извещен);
от заинтересованных лиц: без участия (извещены);
от третьего лица: без участия (извещено),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Индивидуального предпринимателя Игольникова Игоря Николаевича, г.Кемерово
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 01.03.2011 г.
по делу N А27-12013/2010 (судья Титаева Е.В.)
по заявлению Индивидуального предпринимателя Игольникова Игоря Николаевича, г.Кемерово
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г.Кемерово;
Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, г. Москва, Федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный кадастровый центр "Земля", г. Москва;
Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области, г.Кемерово;
Третье лицо: Коллегия Администрации Кемеровской области, г.Кемерово
о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки, незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово, признании незаконными действий Управления Росреестра по Кемеровской области, обязании Управления Росреестра устранить нарушения прав и законных интересов,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Игольников Владимир Николаевич (далее по тексту - заявитель) обратился в арбитражный суд Кемеровской области с заявлением: о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:18:0118084:32 площадью 360200 кв.м., выполненной ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" по заказу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее - Управление) в размере 274022150 руб. в виде удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка в размере 760,75 руб. кв.м.; о признании недействительным пункта 7 решения Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, г.Москва (далее - Росреестр), оформленного актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости N 2 от 24.11. 2008 г.. о соответствии отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства Экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 г. N 39 в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:18:0118084:32, площадью 360200 кв.м. в размере 274022150 руб. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере 760,75 руб. за кв.м.; о признании незаконными действий Управления Росреестра по Кемеровской области, выразившихся в формировании в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:18:0118084:32 площадью 360200 кв.м., расположенного по адресу: Кемеровская область, Яйский район, в северо-западной части от пгт. Яя, в размере 274022150 руб. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере 760,75 руб. за кв.м.; обязании "ФГУ Земельно-кадастровая палата" по Кемеровской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:18:0118084:32 площадью 360200 кв.м., расположенного по адресу: Кемеровская область, Яйский район, в северо- западной части от пгт. Яя, в размере 274022150 руб. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере 760,75 руб. за кв.м.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 01.03.2011 в удовлетворении заявленных предпринимателем требований отказано.
Не согласившись с данным решением, ИП Игольников В.Н. обратился с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы предприниматель ссылается на следующее:
- при проверке определения кадастровой стоимости земельного участка государственный орган не учитывал статистический анализ рыночных цен на земельный участок;
- отсутствие проверки отчета повлекло передачу недостоверных результатов кадастровой оценки на утверждение в Коллегию Администрации Кемеровской области;
- оспариваемыми результатами оценки и действиями Управления Роснедвижимости по Кемеровской области нарушаются права физического лица на уплату земельного налога.
Подробно доводы предпринимателя изложены в апелляционной жалобе.
ФГУП "ФКЦ "Земля" возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения, жалобу предпринимателя - без удовлетворения по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. Также в отзыве просит, в связи с невозможностью нести расходы связанные с командировкой, рассмотреть дело в отсутствие представителя ФГУП "ФКЦ "Земля"
Управление Росреестра, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области, Коллегия Администрации Кемеровской области отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представили.
От предпринимателя поступило ходатайство о приостановлении производства по делу, поскольку определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.04.2011 N ВАС-913/11 принято к производству заявление ООО "Аверс" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Кемеровской области от 21.07.2010 по делу NА27-4849/2009, постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2010 и постановления Федерального арбитражного апелляционного суда Западно-Сибирского округа от 17.01.2011.
Суд апелляционной инстанции определил, что в удовлетворении ходатайства следует отказать, поскольку в данном случае отсутствуют основания для приостановления производства по делу, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание апелляционной инстанции, стороны не явились, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о надлежащем извещении).
В порядке частей 1, 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Седьмой арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение Арбитражного суда Кемеровской области от 01.03.2011 не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Предприниматель является собственником земельного участка с кадастровым номером 42:18:0118084:32, общей площадью 360200 кв.м., расположенного по адресу: Кемеровская область, Яйский район, в северо-западной части от пгт. Яя, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 04.10.20006 N 42 АВ 284623.
Земельный участок с кадастровым номером 42:18:0118084:32 является ранее учтенным, поставлен на государственный кадастровый учет 28.12.2005 г.. с разрешенным использованием - рекреационное и оздоровительное назначение, оценен по 8 виду разрешенного использования, кадастровая стоимость которого рассчитана ФГУП "ФКЦ Земля", результат кадастровой оценки утвержден постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.08.2006 N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" в размере 274022150 руб. (удельный показатель кадастровой стоимости в размере 760,75 руб. за кв.м.).
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:18:0118084:32 внесены в государственный кадастр недвижимости.
Получив отчет независимого оценщика - ООО "Финансы Бизнес Консалтинг" о рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:18:0118084:32 (составленный оценщиком 27.05.2010), заявитель установил, что кадастровая стоимость участка в размере в размере 274022150 руб. значительно превышает его рыночную стоимость, составляющую согласно отчет у 9 390 000 руб., и обратился в суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что основания, предусмотренные частью 2 статьи 201 АПК РФ, для признании незаконными действий Управления Росреестра отсутствуют, поскольку результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области утверждены, в том числе, постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520; вопрос о достоверности результатов кадастровой оценки, в том числе, земельного участка по настоящему делу, может быть рассмотрен только в рамках дела об оспаривании данного постановления.
Седьмой арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного Кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения налога на недвижимость) и арендная плата.
При этом статья 390 Налогового Кодекса РФ, определяющая налоговую базу по земельному налогу как кадастровую стоимость земельного участка, содержит отсылку к порядку определения кадастровой стоимости в соответствии с земельным законодательством.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Как следует из пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, согласно пунктам 1 и 9 которых на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
Согласно п. 5, 10 Правил N 316 территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости осуществляют государственную кадастровую оценку земель на основании статистического анализа рыночных цен, иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости. Результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
В разделе II Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 года N 39, содержится порядок определения кадастровой стоимости земельных участков.
Административный регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утвержденный приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 года N 215 и зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации от 26.07.2007 года N 9913, предусматривает, что исполнение государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" заключается в том числе (пункты 8, 9, 10, 11), в проверке результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представлению результатов государственной кадастровой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждению государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесению сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр.
Контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации осуществляет Управление Росреестра (пункт 8.1 Административного регламента), проверка результатов этих работ проводится Федеральной службой Росреестра (пункт 9.5 Административного регламента).
Указанные нормативные правовые акты предусматривают особый порядок расчета уполномоченными лицами государственной кадастровой стоимости земель и не содержат положений о необходимости обязательного учета рыночной стоимости земельного участка, определенной конкретным независимым оценщиком.
Таким образом, суд первой инстанции правильно указал, что доводы заявителя о наличии в отчете недостоверных сведений не подтверждают ее доводы о не соблюдении Административного регламента.
Согласно статьи 12 Федерального Закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В абзаце 4 пункта 1 Информационного Письма от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки, определенной независимым оценщиком, путем предъявления самостоятельного иска, возможно только в том случае, когда законом или иным нормативным актом предусмотрена обязательность такой величины для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица. В этом случае оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки возможно только до момента заключения договора (издания акта государственным органом либо принятия решения должностным лицом или органом управления юридического лица).
Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 21.09.2010 N 7309/10 под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
Коллегия администрации Кемеровской области в силу предоставленных полномочий на законном основании постановлением от 27.11.2008 года N 520 утвердила средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам) и результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области согласно приложениям.
Поскольку результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области; средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам) утверждены Постановлениями Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520, вопрос о достоверности результатов кадастровой оценки указанного земельного участка может быть рассмотрен только в рамах дела об оспаривании данного постановления.
Материалы дела не содержат доказательств о признании названного постановления несоответствующим закону.
Более того, как обоснованно отметил суд первой инстанции, Кемеровский областной суд в рамках рассмотрения гражданского дела N 3-149/09 по заявлению об оспаривании постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520 установил, что государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Кемеровской области произведена в соответствии с требованиями федерального законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, с соблюдением административных процедур.
В материалы дела представлен протокол предварительной проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области от 11 ноября 2008 года, в котором указано на соответствие отчета условиям технического задания.
В связи с чем, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что Управление Росреестра исполнило функции по контролю за выполнением работ, связанных с определением кадастровой стоимости земельных участков, предоставлению результатов оценки на проверку в Федеральную службу Росреестра, внесению утвержденных сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведения о кадастровой стоимости земельного участка) в государственный кадастр недвижимости.
Доказательства внесения Управлением Росреестра в государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка, которые не соответствуют сведениям, ранее представленным на утверждение, отсутствуют.
Исходя из изложенного, действия по внесению в государственный реестр сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка соответствуют законодательству, регулирующему правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель.
Таким образом, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее подателя.
ИП Игольниковым В.Н. при обращении в арбитражный суд с апелляционной жалобой перечислено 2 000 рублей.
Между тем, согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", размер подлежащей уплате государственной пошлины по настоящей апелляционной жалобе составляет 100 рублей. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная апеллянтом государственная пошлина подлежит возврату в размере 1 900 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Кемеровской области от 01 марта 2011 года делу N А27-12013/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Игольникову Игорю Николаевичу из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по платежной квитанции от 04.05.2010 года в размере 1 900 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Колупаева Л.А. |
Судьи |
Бородулина И.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-12013/2010
Истец: Игольников Владимир Николаевич
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля", Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
Третье лицо: Коллегия Администрации Кемеровской области, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области, ФГУП " Федеральный кадастровый центр "ЗЕМЛЯ", Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
Хронология рассмотрения дела:
12.04.2012 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-12013/10
05.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4467/11
27.06.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-3444/11
01.03.2011 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-12013/10