г. Тюмень |
Дело N А70-12448/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 6 октября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Алексеевой Н.А.
судей Отческой Т.И.
Новоселова В.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Тюмени на решение от 30.03.2011 Арбитражного суда Тюменской области (судья Минеев О.А.) и постановление от 17.06.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Иванова Н.Е., Киричёк Ю.Н.) по делу N А70-12448/2010 по заявлению закрытого акционерного общества "Запсибтехинформ" (Тюменская область, город Тюмень, улица Клары Цеткин, 17а, ИНН 7204034057, ОГРН 1027200789318) к Администрации города Тюмени о признании незаконным отказа Департамента градостроительной политики администрации города Тюмени от 14.10.2010 N 17-6993 и об обязании Департамента градостроительной политики администрации города Тюмени выдать разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Другое лицо, участвующее в деле, - Департамент имущественных отношений Тюменской области.
В заседании приняли участие представители:
от закрытого акционерного общества "Запсибтехинформ" - Ершова Т.В. по доверенности от 13.06.2011, Лузгинова А.А. по доверенности от 13.06.2011;
от Администрации города Тюмени - Ерохина М.Ю. по доверенности от 08.09.2011 N 286/11;
от Департамента имущественных отношений Тюменской области - Брускова Т.А. по доверенности от 29.12.2010.
Суд установил:
закрытое акционерное общество "Запсибтехинформ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании незаконным отказа Департамента градостроительной политики администрации города Тюмени (далее - департамент) от 14.10.2010 N 17-6993 и об обязании департамента выдать разрешение на ввод объекта - нежилого здания, расположенного по адресу: город Тюмень, улица Республики, 61, в эксплуатацию.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент имущественных отношений Тюменской области.
Решением от 30.03.2011 Арбитражного суда Тюменской области заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным отказ департамента от 14.10.2010 N 17-6993. Суд обязал Администрацию города Тюмени (далее - администрация) в лице департамента выдать разрешение на ввод в эксплуатацию реконструированного объекта - нежилого здания, расположенного по адресу: город Тюмень, улица Республики, 61.
Постановлением от 17.06.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Администрация обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение суда от 30.03.2011 и постановление апелляционного суда от 17.06.2011 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, выводы судов о том, что реконструкция здания по улице Республики, 61 была произведена на основании согласованной уполномоченным органом местного самоуправления проектной документации, в соответствии с архитектурно-планировочным заданием (далее - АПЗ) не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Администрация считает, что судами нарушены нормы материального права, а именно: не применен закон, подлежащий применению - статьи 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В отзыве общество просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения, судебные акты - без изменения.
Департамент имущественных отношений Тюменской области в отзыве на кассационную жалобу просит ее удовлетворить, указывая на то, что дополнительный земельный участок, на территории которого располагаются элементы реконструированного здания, был предоставлен под прилегающую территорию к нежилому зданию по договору аренды от 01.10.2003 N 23-10/204, для реконструкции он не предоставлялся. Реконструкция здания за пределами земельного участка, принадлежащего обществу на праве собственности, произведена самовольно.
Проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, обществу на праве собственности принадлежат: нежилое административное здание общей площадью 5600,6 кв.м (в том числе: административное здание площадью 4974,10 кв.м, мастерская (литер А2) площадью 101,3 кв.м, гараж (литер А1) площадью 50,5 кв.м, подвал площадью 474,7 кв.м), расположенное по адресу: город Тюмень, улица Республики, 61 (далее - административное здание); земельный участок под названным административным зданием с прилегающей территорией общей площадью 1432 кв.м.
Кроме того, Департаментом имущественных отношений Тюменской области по договору аренды земельного участка от 01.10.2003 N 23-10/204 (далее - договор аренды) обществу передан в аренду земельный участок под прилегающую территорию к нежилому зданию, расположенный по адресу: город Тюмень, улица Республики, 61, площадью 395 кв.м, из земель поселений, кадастровый номер 72:23:0217004:0061, сроком до 31.05.2011 (с учетом соглашения от 19.05.2010 о продлении срока действия договора аренды земельного участка).
Комитетом по архитектуре и градостроительству Администрации города Тюмени 09.06.2004 обществу выдано АПЗ на реконструкцию административного здания по улице Республики, 61.
Генеральный план дворовой части здания и эскизное предложение на устройство дополнительного входа и надстройку дворовой части указанного здания согласованы главным архитектором города Тюмени соответственно 15.09.2004 и 19.10.2005.
В отношении проектной документации на реконструкцию здания по улице Республики, 61 в городе Тюмени дано положительное заключение государственной вневедомственной экспертизы управления архитектуры и градостроительной политики Главного управления строительства администрации Тюменской области от 11.04.2005 N 104/05.
Распоряжением администрации от 09.09.2005 N 575-рк обществу разрешена реконструкция нежилого здания по улице Республики, 61, согласно прилагаемой выкопировке из плана города.
Приказом Главного управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области от 19.08.2009 N 776-од утверждено заключение N 105ц о соответствии реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации.
Общество обратилось в департамент с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию законченного реконструкцией нежилого здания.
Департамент письмом от 14.10.2010 N 17-6993 на основании пункта 1 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации отказал в выдаче разрешения, сославшись на то, что объект капитального строительства после реконструкции частично расположен за границами земельного участка, находящегося в собственности общества. Правоустанавливающие документы на дополнительный земельный участок у общества отсутствуют.
Общество, не согласившись с отказом в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию законченного реконструкцией нежилого здания, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из несоответствия оспариваемого отказа пункту 1 части 3 и части 6 статьи 55 ГрК РФ и нарушения данным отказом прав общества.
Выводы судов являются правомерными и соответствуют обстоятельствам дела.
Частью 3 статьи 55 ГрК РФ установлен перечень необходимых документов, подлежащих предоставлению застройщиком для выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в том числе правоустанавливающие документы на земельный участок (пункт 1 части 3 статьи 55 ГрК РФ).
Перечень обстоятельств, являющихся основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, определен частями 5 и 6 статьи 55 ГрК РФ, в числе которых отсутствие документов, указанных в части 3 данной статьи.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суды пришли к обоснованному выводу, что проектная документация на реконструкцию нежилого здания по улице Республики, 61 в городе Тюмени была согласована уполномоченным органом местного самоуправления. Выданное в порядке статьи 51 ГрК РФ разрешение на реконструкцию указанного здания подтверждает соответствие проектной документации разрешенному использованию земельного участка и предоставляет застройщику право осуществить реконструкцию.
Истолковав в порядке статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды, суды пришли к правильному выводу о том, что его условия предоставляют обществу право возводить на арендованном земельном участке здания, строения и сооружения (пункт 3.1.3 договора), названный договор не содержит условий, запрещающих осуществлять строительство на данном земельном участке.
Суды правомерно указали, что в силу положений главы ХV Земельного кодекса Российской Федерации земли населенных пунктов подлежат использованию под застройку и развитие населенных пунктов (пункт 1 статьи 83).
Судами учтено, что уполномоченным государственным органом выдано заключение о соответствии реконструированного объекта проектной документации.
Судами установлено, что договор аренды и дополнительное соглашение к нему были представлены обществом администрации с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Поскольку иных причин, препятствующих выдаче по заявлению общества разрешения на ввод реконструированного объекта в эксплуатацию, оспариваемый отказ не содержит, суды правомерно признали его незаконным и обязали администрацию в лице департамента выдать разрешение на ввод в эксплуатацию реконструированного объекта - нежилого здания, расположенного по адресу: город Тюмень, улица Республики, 61.
Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основе выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты с правильным применением норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оснований для их отмены в соответствии со статьей 288 АПК РФ не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 30.03.2011 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 17.06.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-12448/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации города Тюмени - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.А. Алексеева |
Судьи |
Т.И. Отческая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Перечень обстоятельств, являющихся основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, определен частями 5 и 6 статьи 55 ГрК РФ, в числе которых отсутствие документов, указанных в части 3 данной статьи.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суды пришли к обоснованному выводу, что проектная документация на реконструкцию нежилого здания по улице Республики, 61 в городе Тюмени была согласована уполномоченным органом местного самоуправления. Выданное в порядке статьи 51 ГрК РФ разрешение на реконструкцию указанного здания подтверждает соответствие проектной документации разрешенному использованию земельного участка и предоставляет застройщику право осуществить реконструкцию.
Истолковав в порядке статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды, суды пришли к правильному выводу о том, что его условия предоставляют обществу право возводить на арендованном земельном участке здания, строения и сооружения (пункт 3.1.3 договора), названный договор не содержит условий, запрещающих осуществлять строительство на данном земельном участке.
Суды правомерно указали, что в силу положений главы ХV Земельного кодекса Российской Федерации земли населенных пунктов подлежат использованию под застройку и развитие населенных пунктов (пункт 1 статьи 83)."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 октября 2011 г. N Ф04-4926/11 по делу N А70-12448/2010