г. Тюмень |
Дело N А45-1418/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 6 октября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 11 октября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Григорьева Д.В.
судей Антипиной О.И.
Бушмелевой Л.В.
при ведении протокола помощником судьи Емельяновой Ю.В., в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Анклав" на решение от 11.04.2011 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Куст Л.П.,) и постановление от 27.06.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Жданова Л.И., Кривошеина С.В., Кулеш Т.А.,) по делу N А45-1418/2011 по иску общества с ограниченной ответственностью "Анклав" (410000, г. Саратов, пр. 50 лет Октября, 101, ИНН 5610110130, ОГРН 1065658000891) к мэрии г. Новосибирска (630099, г. Новосибирск, пр. Красный, 34, ИНН 5406285846, ОГРН 1045402490100) о признании незаконным бездействия.
Другие лица, участвующие в деле: Департамент строительства и архитектуры мэрии г. Новосибирска.
В заседании приняли участие представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Анклав" - Иванцева Н.С. по доверенности от 14.01.2011,
от мэрии г. Новосибирска - Проскурин И.А. по доверенности от 29.12.2010.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Анклав" (далее - ООО "Анклав") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к мэрии г. Новосибирска о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредоставлении земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент строительства и архитектуры мэрии г. Новосибирска.
Решением от 11.04.2011 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 27.06.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "Анклав" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя, в нарушение статьи 28, пункта 3 статьи 35, пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации мэрией г. Новосибирска не были приняты решения ни об отказе в предоставлении земельного участка, ни об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка расположения земельного участка на кадастровой карте территории, и данное бездействие ограничивает его права в осуществлении предпринимательской деятельности.
В судебном заседании представитель ООО "Анклав" поддержал доводы кассационной жалобы, представитель мэрии г. Новосибирска возражал против её удовлетворения.
Проверив в соответствии со статьями 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов по настоящему делу, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Судом установлено и следует из материалов дела, что заявитель является собственником объектов недвижимости:
- нежилого двухэтажного здания гаража, площадью 341,7 кв. м, инвентарный номер 35:00755/001, расположенного в г. Новосибирске по ул. Большевистская, 92, кадастровый номер 54:35:0:0155:03, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 54 АГ N 784344, выданным УФРС по НСО 12.11.2009;
- нежилого одноэтажного административного здания, площадью 72,9 кв. м, инвентарный номер 35:00755/002, расположенного в г. Новосибирске по ул. Большевистская, 92, кадастровый номер 54:35:0:0155:02, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 54 АГ N 84342, выданным УФРС по НСО 12.11.2009;
- нежилого одноэтажного здания гаража, площадью 209,2 кв. м, инвентарный номер 35:00755/003, расположенного в г. Новосибирске по ул. Большевистская, 92, кадастровый номер 54:35:0:0155:01, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 54 АГ N 784342, выданным УФРС по НСО 12.11.2009.
ООО "Анклав" в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации обратилось в мэрию г. Новосибирска с заявлением от 28.10.2010 о предоставлении в собственность земельного участка с предполагаемыми местоположением: г. Новосибирск, Октябрьский район, ул. Большевистская, площадью: 30 000 кв. м и целью использования: спортивные залы, физкультурно-оздоровительные клубы, фитнес - клубы.
Постановлением от 29.12.2010 N 6608 мэрии г. Новосибирска в предоставлении ООО "Анклав" земельного участка для размещения объекта: физкультурно-оздоровительного клуба отказано со ссылкой на постановление от 16.09.2010 N 2098, которым утверждены границы спорного земельного участка для размещения объекта капитального строительства местного значения.
Неполучение положительного ответа на обращение от 28.10.2010 послужило основанием для обращения ООО "Анклав" с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что оспариваемое бездействие по непредоставлению земельного участка мэрией г. Новосибирска соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы ООО "Анклав" в сфере предпринимательской деятельности.
Выводы судов соответствуют закону и материалам дела.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с Методическими рекомендациями (утверждёнными Росземкадастром 17.02.2003) по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства разработаны в соответствии с Положением о проведении территориального землеустройства, размер земельного участка устанавливается в соответствии с утвержденными в установленном порядке предельными размерами, нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией. В общую площадь земельного участка под объектами недвижимости включается площадь, непосредственно занятая этими объектами, и площадь прилегающей территории, необходимая для обеспечения функционирования (обслуживания, эксплуатации) конкретного объекта недвижимости в соответствии с установленными нормами.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" при разрешении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами по их желанию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или с приобретением их в собственность на основании правил статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, необходимо руководствоваться следующим: рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельного участка из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
С учётом названных норм права, суд кассационной инстанции считает, что суды, исходя из установленных обстоятельств дела, пришли к правильному выводу о том, что часть земельного участка, испрашиваемого ООО "Анклав" входит в границы земельного участка, зарезервированного постановлением от 16.09.2010 N 2098 мэрии г. Новосибирска для размещения объекта капитального строительства местного значения и является ограниченной в обороте, в настоящее время спорный земельный участок в установленном действующим законодательством порядке не образован и не поставлен на кадастровый учёт, следовательно, не существует как объект права.
Кроме того, судами правильно указано на то, что в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель не обосновал необходимость предоставления ему земельного участка площадью 30 000 кв. м, в то время как совокупная площадь всех объектов недвижимости, находящихся у него в собственности составляет 623,8 кв. м.
При рассмотрении заявления о признании незаконным бездействия мэрии г. Новосибирска судами первой и апелляционной инстанций установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства и сделаны выводы, основанные на правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы жалобы сводятся к переоценке выводов судов первой и апелляционной инстанций, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 11.04.2011 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 27.06.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-1418/2011 оставить без изменения кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Д.В. Григорьев |
Судьи |
О.И. Антипина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" при разрешении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами по их желанию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или с приобретением их в собственность на основании правил статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, необходимо руководствоваться следующим: рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельного участка из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земель для государственных или муниципальных нужд."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 октября 2011 г. N Ф04-5300/11 по делу N А45-1418/2011