г. Тюмень |
Дело N А45-9341/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 5 октября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 октября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сириной В.В.
судей Буракова Ю.С.
Коробейниковой О.С.
рассмотрел кассационные жалобы открытого акционерного общества "Новосибирское авиапредприятие", AROSTAN UNIVERSAL INC, на определение от 06.05.2011 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Кадникова О.В.) и постановление от 15.07.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кудряшева Е.В., Емашова Л.Н., Логачев К.Д.) по делу N А45-9341/2010 о несостоятельности (банкротстве) открытого акционерного общества "Новосибирское Авиапредприятие" (630123, г. Новосибирск, аэропорт, 2/3, ИНН 5402457484, ОГРН 1055402052639) по заявлению ИФНС России по Заельцовскому району г. Новосибирска о включении требований в размере 77 988 711,64 руб. в реестр требований кредиторов должника.
В судебном заседании приняли участие представители:
от AROSTAN UNIVERSAL INC - Анциферов Н.В. по доверенности от 26.05.2010;
от ФНС России - Курочкин П.П. по доверенности от 27.05.2011;
конкурсный управляющий открытого акционерного общества "Новосибирское авиапредприятие" Веймер Сергей Александрович.
Суд установил:
решением от 02.11.2010 Арбитражного суда Новосибирской области открытое акционерное общество "Новосибирское Авиапредприятие" (далее - ОАО "Новосибирское Авиапредприятие", должник), признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Веймер Сергей Александрович.
Сведения о введении в отношении ОАО "Новосибирское Авиапредприятие" процедуры банкротства опубликованы в издании "Коммерсантъ" от 13.11.2010.
Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России, уполномоченный орган) 10.12.2010 обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о включении требования в размере 77 988 711,64 руб., в том числе: 644 962,00 руб. - задолженность по обязательным платежам, 1 389 351,17 руб. - пени, 75 954 398,47 руб. - капитализированные платежи, в реестр требований кредиторов ОАО "Новосибирское Авиапредприятие".
До принятия судебного акта уполномоченный орган в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), заявил об уменьшении размера требования, подлежащего включению в реестр требований кредиторов должника. Размер требования уполномоченного органа составил 74 490 702,41 руб., в том числе: 644 962,00 руб. - задолженность по обязательным платежам, 2 805 081,96 руб. - сумма пени, 71 040 658,45 руб. - капитализированные платежи.
Определением от 06.05.2011 Арбитражного суда Новосибирской области заявление уполномоченного органа о включении требования в размере 74 490 702,41 руб. в реестр требований кредиторов должника удовлетворено.
Постановлением от 15.07.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда определение от 06.05.2011 Арбитражного суда Новосибирской области оставлено без изменения.
AROSTAN UNIVERSAL INC обратилось с кассационной жалобой на определение от 06.05.2011 и постановление от 15.07.2011. Заявитель просит определение от 06.05.2011 отменить в части установления требований по капитализированным платежам. Постановление от 15.07.2011 отменить. Дело в части установления требований по капитализированным платежам на ежемесячные страховые выплаты (49 590 320,56 руб.) направить на новое рассмотрение в арбитражный суд апелляционной инстанции. В части установления требований по капитализированным платежам на оплату дополнительных расходов (21 450 337,89 руб.) отказать.
Заявитель, ссылаясь на положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, статью 71 АПК РФ полагает, что размер страховой выплаты должен был быть подтвержден уполномоченным органом и проверен судом. Суд первой инстанции неправомерно посчитал, что размеры среднего заработка и страховой выплаты пострадавшим не могут проверяться в деле о несостоятельности (банкротстве), поскольку они определены не обжалованными в установленном порядке приказами органов Фонда социального страхования. Судом апелляционной инстанции немотивированно отклонен довод о том, что отсутствие полных сведений о заработной плате за 12 месяцев, предшествующих месяцу установления, утраты (снижения) профессиональной трудоспособности, по ряду застрахованных лиц, препятствует рассчитать средний заработок и, соответственно, размер ежемесячной страховой выплаты не основан на нормах права. Судами не были исследованы доказательства, используемые Фондом социального страхования при расчете капитализируемых платежей для каждого получателя.
Суды необоснованно отклонили довод о том, что ОАО ""Новосибирское Авиапредприятие" может нести ответственность за вред, который выражается в виде процента утраты трудоспособности только в части, пропорциональной соотношению периода работы в ОАО "Новосибирское Авиапредприятие", сопровождающейся воздействием вредного производственного фактора, к общему периоду воздействия вредного фактора. Ряду пострадавших диагноз профессионального заболевания установлен как полученный вне периода работы у должника.
Суды необоснованно исходили из применения нормативного правового акта, который не был официально опубликован - Приказа Государственного учреждения - Новосибирского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 17.02.2010 N 39 "Об утверждении нормативов формирования средств на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию лиц, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профзаболеваний при расчете капитализируемых платежей при ликвидации (банкротстве) юридических лиц-страхователей на 2010 год" (далее - приказ N 39), подписанный управляющим Новосибирского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Гурьяновым А.С. Судами при этом нарушены положения пункта 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, не учтена правовая природа юридических лиц как объединений граждан, изложенная в определении от 22.04.2004 Конституционного Суда Российской Федерации N 213-О.
ОАО "Новосибирское авиапредприятие" в кассационной жалобе по аналогичным основаниям просит определение от 06.05.2011, постановление от 15.07.2011 в части включения в реестр требований кредиторов капитализированных платежей отменить.
Следующими конкурсными кредиторами должника представлены отзывы на кассационные жалобы.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации" в лице Сибирского филиала ФГУП "УВО Минтранса России" в отзыве на кассационную жалобу считает доводы жалобы обоснованными, дело - подлежащим направлению на новое рассмотрение.
ХИЛЛСТАРТ ОВЕРСИЗ ЛИМИТЕД в отзыве считает судебные акты в обжалуемой части необоснованными, а кассационные жалобы - подлежащими удовлетворению.
Общество с ограниченной ответственностью "РН-Новосибирскнефтепродукт" в отзыве поддерживает требования заявителей жалоб об отмене определения от 06.05.2011 и постановления от 15.07.2011 в части включения в реестр требований кредиторов в сумме 71 040 658,45 руб.
В судебном заседании доводы кассационных жалоб представителями поддержаны. Представитель ФНС России против удовлетворения жалоб возражал.
Проверив в порядке статей 286, 288 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Согласно части 1 статьи 223 АПК РФ и статье 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
В силу пункта 6 статьи 16, статьи 100 Закона о банкротстве требования кредиторов рассматриваются арбитражным судом для проверки их обоснованности и наличия оснований для их включения в реестр требований кредиторов.
Исходя из подтверждающих документов суд проверяет обоснованность предъявленных к должнику требований и выясняет наличие оснований для их включения в реестр требований кредиторов.
В настоящем деле с заявлением о включении суммы капитализированных платежей - 71 040 658,45 руб. - в реестр требований кредиторов ОАО "Новосибирское Авиапредприятие" уполномоченный орган обратился обоснованно, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве", применение которого разъяснено в информационном письме от 13.04.2010 N 136 Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, связанных с капитализацией платежей при банкротстве".
Обязанность должника по внесению страховщику суммы капитализированных платежей вытекает из положений пункта 1 статьи 135 Закона о банкротстве, а также из положений пункта 2 статьи 23 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ), согласно которому при ликвидации страхователя-юридического лица он обязан внести страховщику капитализированные платежа в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Наличие данной обязанности у должника установлено судами обоснованно и лицами, участвующими в деле не оспорено.
Методика расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц-страхователей (далее - Методика) утверждена Фондом социального страхования Российской Федерации (постановление от 20.07.2001 N 72), которому Правительство Российской Федерации Постановлением от 17.11.2000 N 863 "Об утверждении порядка внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (пункт 2) поручило утвердить такую Методику.
Порядок расчета размера капитализируемых платежей определен в разделе 2 Методики, в котором указано, какая информация о получателе обеспечения по страхованию необходима для проведения расчета размера капитализируемых платежей. К такой информации относятся, в частности, размер среднего месячного заработка пострадавшего и размер ежемесячной страховой выплаты, назначенной и осуществляемой страховщиком.
В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ назначение обеспечения по страхованию осуществляется страховщиком на основании заявления застрахованного, его доверенного лица или лица, имеющего право на получение страховых выплат, на получение обеспечения по страхованию, и представляемых страхователем (застрахованным) перечисленных в данному пункте документов, к которым относятся, в том числе справки о среднем месячном заработке застрахованного за период, выбранный им для расчета ежемесячных страховых выплат в соответствии с настоящим законом. Перечень документов (их заверенных копий), необходимых для назначения обеспечения по страхованию, определяется страховщиком для каждого страхового случая.
Факты, имеющие юридическое значение для назначения обеспечения по страхованию в случае отсутствия документов, удостоверяющих наступление страхового случая и (или) необходимых для осуществления обеспечения по страхованию, а также в случае несогласия заинтересованного лица с содержанием таких документов, устанавливаются судом (пункт 5 статьи 15 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ).
Статьей 53 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фон Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" установлено, что лицо имеет право обжаловать решения и иные акты органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, действия (бездействие) его должностных лиц, если, по мнению этого лица, акты, действия (бездействие) нарушают права этого лица.
Из указанных положений не следует, что при установлении в деле о банкротстве размера подлежащих включению в реестр требований об уплате капитализируемых платежей арбитражный суд должен проверять правильность и обоснованность определения размера среднего месячного заработка пострадавшего и размер ежемесячной страховой выплаты, назначенной и осуществляемой страховщиком, в отношении каждого пострадавшего. Установление данных обстоятельств в деле о банкротстве может затронуть интересы застрахованных лиц. Заинтересованные лица вправе обратиться в суд с отдельным требованием. В связи с этим суд апелляционной инстанции правомерно указал, что представленный уполномоченным органом расчет капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) в размере 71 040 658,45 руб. соответствует Методике и подтвержден представленными в материалы дела документами, в том числе, приказами о назначении ежемесячных страховых выплат в отношении конкретных работников должника, актами о случае профессионального заболевания, документами федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, справкой ОАО "Новосибирское авиапредприятие" о заработной плате застрахованных лиц, справками-расчетами сумм ежемесячных страховых выплат по состоянию на дату открытия конкурсного производства в отношении должника.
С учетом изложенного подлежит отклонению довод заявителей жалоб о том, что арбитражный суд в деле о банкротстве должен был проверить размеры среднего заработка и страховой выплаты пострадавшим.
Также обоснованно со ссылкой на пункты 1, 3 статьи 12 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ, определяющей размер ежемесячной страховой выплаты, отклонен судами первой и апелляционной инстанции довод о том, что должник может нести ответственность только за вред, который выражается в виде процента утраты трудоспособности в части, пропорциональной соотношению периода работы в ОАО "Новосибирское авиапредприятие", сопровождавшейся воздействием вредного производственного фактора, к общему периоду воздействия вредного фактора.
Судами обоснованно применены положения Приказа N 39. При этом суд кассационной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ при ликвидации страхователя-юридического лица он обязан внести страховщику капитализированные платежи в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанного Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 17.11.2000 N 863 "Об утверждении Порядка внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", которым (пункт 2) Фонду социального страхования Российской Федерации поручено разработать и по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Федеральной службой по финансовому оздоровлению и банкротству утвердить указанную выше Методику.
Методика утверждена постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 30.07.2011 N 72 во исполнение пункта 2 названного постановления.
Согласно абзацу 3 пункта 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.11.2006 N 57 "О некоторых вопросах установления в деле о банкротстве требований о выплате капитализированных платежей" положения данной Методики учитываются при определении размера капитализированных платежей, вносимых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
В разделе 1 Методики указано, что она базируется на применении социальных норм и экономических нормативов, определяющих размеры ежемесячных страховых выплат и средств на покрытие дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших. Нормативы формирования средств на покрытие дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию - это специфические для страховщика показатели, которые применяются для расчета стоимости средств в стоимостном выражении. Они разрабатываются страховщиком самостоятельно. Данные нормативы в установленном порядке утверждены Приказом N 39.
Формула расчета капитализируемых платежей определена в разделе 2 Методики и включает размер капитализируемых платежей на оплату дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья пострадавших.
Таким образом, для расчета размера капитализируемых платежей применяется утвержденная в установленном порядке Методика, которая обязательна для применения. По заключению Минюста России от 20.08.2001 N 07/8410-ЮД постановление Фонда социального страхования от 30.07.2011 N 72, которым данная Методика утверждена, в государственной регистрации не нуждается.
Суд кассационной инстанции считает, что расчет размера капитализируемых платежей на оплату дополнительных расходов произведен на основании документов, принятых в установленном законодательством порядке. Оснований для их неприменения не установлено. Доводы кассационных жалоб подлежат отклонению.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения данного спора, исследованы судами обеих инстанций полно, выводы судов соответствуют установленным фактическим обстоятельствам. Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в порядке статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
определение от 06.05.2011 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 15.07.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-9341/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Сирина |
Судьи |
Ю.С. Бураков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ при ликвидации страхователя-юридического лица он обязан внести страховщику капитализированные платежи в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанного Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 17.11.2000 N 863 "Об утверждении Порядка внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", которым (пункт 2) Фонду социального страхования Российской Федерации поручено разработать и по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Федеральной службой по финансовому оздоровлению и банкротству утвердить указанную выше Методику.
Методика утверждена постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 30.07.2011 N 72 во исполнение пункта 2 названного постановления.
Согласно абзацу 3 пункта 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.11.2006 N 57 "О некоторых вопросах установления в деле о банкротстве требований о выплате капитализированных платежей" положения данной Методики учитываются при определении размера капитализированных платежей, вносимых в Фонд социального страхования Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 октября 2011 г. N Ф04-393/11 по делу N А45-9341/2010
Хронология рассмотрения дела:
14.05.2012 Определение Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-11330/10
12.05.2012 Определение Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-11330/10
11.05.2012 Определение Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-11330/10
04.05.2012 Определение Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-11330/10
23.04.2012 Определение Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-11330/10
16.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-393/11
13.03.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-11330/10
17.02.2012 Определение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-9341/10
15.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-393/11
09.12.2011 Определение Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-11330/10
12.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-393/11
12.08.2011 Определение Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-11330/10
11.08.2011 Определение Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-11330/10
25.07.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-11330/10
15.07.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-11330/10
12.05.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-393/11
21.02.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А45-9341/2010
08.12.2010 Определение Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-11330/10
02.11.2010 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-9341/10