г. Тюмень |
Дело N А03-18056/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 октября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Отческой Т.И.
судей Черноусовой О.Ю.
Шабалковой Т.Я.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю на решение от 31.03.2011 Арбитражного суда Алтайского края (судья Хворов А.В.) и постановление от 04.07.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Мухина И.Н., Калиниченко Н.К., Сухотина В.М.) по делу N А03-18056/2010 по иску муниципального унитарного предприятия города Бийска "Трамвайное управление" (659315, Алтайский край, г. Бийск, ул. Васильева, 81, ИНН 2227000697, ОГРН 1022200571689) к Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю (656043, Алтайский край, г. Барнаул, проспект Красноармейский, 9, ИНН 2225026971, ОГРН 1022201761592) о взыскании 7 531 894 рублей 51 копейки.
Другие лица, участвующие в деле: Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края, Администрация города Бийска.
В заседании приняли участие представители:
Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю - Кулагина О.П. по доверенности от 01.02.2010;
муниципального унитарного предприятия города Бийска "Трамвайное управление" - Резниченко П.А. по доверенности от 01.12.2010.
Суд установил:
муниципальное унитарное предприятие города Бийска "Трамвайное управление" (далее - предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к Российской Федерации в лице управления Федерального казначейства по Алтайскому краю о взыскании 7 531 894 рублей 51 копейки убытков, состоящих из расходов, понесенных в 2007 году в связи с предоставлением услуг по перевозке пассажиров, имеющих право на меры социальной поддержки, по единым социальным проездным билетам.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края, Администрация города Бийска.
По ходатайству истца в качестве лица, представляющего Российскую Федерацию как ответчика по делу, привлечено Министерство финансов Российской Федерации.
Решением от 31.03.2011 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 04.07.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда, с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу предприятия взыскано 7 531 894 рубля 51 копейка убытков, а также судебные расходы в размере уплаченной государственной пошлины - 60 659 рублей 47 копеек.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю обратилось в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, направить дело на новое рассмотрение, поскольку судами нарушены нормы материального и процессуального права.
По мнению заявителя, расчет недополученной платы, представленный истцом, является неправильным и не соответствует способу расчета, предложенному им. Суды не приняли во внимание методику расчета выпадающих доходов транспортных организаций, связанных с предоставлением равной доступности услуг общественного транспорта отдельным категориям граждан, действующую на территории г. Бийска. Истцом не представлено доказательств фактической перевозки льготных категорий пассажиров. Обеспечение льготного проезда на общественном транспорте для отдельных категорий населения возложено на субъекты Российской Федерации.
Податель кассационной жалобы считает, что судами не дана всесторонняя оценка доводам Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю о том, что для проверки обоснованности заявленных требований необходимо установить разницу между суммой компенсации из бюджета и полученной от реализации единых социальных проездных билетов, и суммой, которую должна была получить транспортная организация согласно доле в общем объеме перевозок.
Кроме того, суды не дали оценку доводу о пропуске истцом срока исковой давности. Взыскание судебных расходов с Министерства финансов Российской Федерации является незаконным, поскольку данное лицо в качестве ответчика не привлекалось.
В отзыве на кассационную жалобу предприятие просит оставить вынесенные судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Финансирование льгот по проезду на общественном транспорте граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации, в 2007 году производилось из средств федерального бюджета и являлось расходным обязательством Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края просит отменить вынесенные судебные акты, удовлетворить кассационную жалобу, поскольку истец в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не доказал размер причиненных убытков; при вынесении спорного решения суд первой инстанции не дал оценку доводу представителя Министерства финансов Российской Федерации о пропуске истцом срока исковой давности.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 14 час. 00 мин. 13.10.2011.
Суд кассационной инстанции, заслушав представителей сторон, поддержавших доводы, изложенные в кассационной жалобе и в отзывах на нее, проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, пришел к выводу о том, что обжалуемые судебные акты по делу подлежат отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что предприятие осуществляет деятельность по перевозке пассажиров городским электрическим транспортом на платной основе.
В 2007 году истец предоставлял гражданам, проживающим в городе Бийске и пользующимся льготами, право проезда на своем транспорте в городском пассажирском сообщении на основании единого социального проездного билета (ЕСПБ).
Неполное возмещение расходов на предоставление названных льгот, послужило основанием для обращения с настоящим иском в арбитражный суд.
Оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска, поскольку представленный истцом расчет убытков полностью соответствует способу расчета, предложенному в постановлении от 25.01.2011 N 9621/10 Высшего Арбитражного Суда; сумма убытков подлежит взысканию с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции в полном объеме.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что между предприятием (перевозчик) и администрацией города Бийска (администрация) заключен договор от 09.10.2006 на перевозку отдельных категорий граждан по единым социальным проездным билетам.
В соответствии с пунктом 4.2 договора, возмещение перевозчику выпадающих доходов от перевозки отдельных категорий граждан по ЕСПБ производится в пределах ассигнований, выделенных бюджету города в соответствии с распоряжениями Администрации Алтайского края.
По договору от 01.04.2007, заключенному между предприятием (транспортная организация) и ФГУП "Почта России" в лице Бийского почтамта (почта), почта осуществляет сбор денежных средств от реализации ЕСПБ и перечисляет их транспортной организации.
Согласно письму от 21.03.2011 N 282/01-18 Администрации города Бийска и описям на реализацию проездных билетов Бийского почтамта, за 2007 год гражданам, учтенным в федеральном регистре лиц, пользующихся льготами, реализовано 37 472 ЕСПБ на сумму 6 744 960 рублей.
Стоимость месячного проездного билета в спорный период составляла 294 рублей (с января по июнь), 350 рублей (с июля по декабрь).
При продаже указанным лицам месячного проездного билета по установленной цене выручка составляет 12 086 144 рублей.
Учитывая сумму полученных истцом от реализации ЕСПБ в размере 2 574 180 рублей, суммы компенсации расходов за перевозку льготников, учтенных в федеральном регистре, полученной из бюджета в размере 1 980 069 рублей 49 копеек, не возмещенная часть расходов, в соответствии с расчетом истца составила 7 531 894 рубля 51 копейку.
Удовлетворяя заявленные требования суды исходили из того, что организация непосредственно предоставляющая потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеет право получить компенсацию в виде не полученной с потребителей платы. Представленный истцом расчет расходов полностью соответствует способу расчета, предложенному в постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2011 N 962/10.
Суд кассационной инстанции считает данный вывод судов неправомерным, не соответствующим фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, что в соответствии с частью 1 статьи 288 АПК РФ является основанием для отмены состоявшихся по делу решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции.
Рассматриваемые в постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2011 N 9621/10 правоотношения отличны от рассматриваемых по настоящему делу. Расчет суммы убытков сделан с учетом количества поездок согласно данных последних натурных обследований. Указанного критерия нет в настоящем деле.
Суды, в нарушении требований, изложенных в статье 71 АПК РФ, не приняли мер к полному и объективному исследованию имеющихся доказательств и доводов, представленных не только истцом, но и ответчиком.
В соответствии с пунктом 56 Порядка заполнения и представления форм федерального государственного наблюдения N 3-автотранс "Сведения о наличии и использовании автомобильного транспорта", N 65-автотранс "Сведения о продукции автомобильного транспорта", N 1 - автотранс "Сведения о работе пассажирского автомобильного транспорта", утвержденного постановлением Росстата России от 19.01.2007 N 9, в соответствии с которым, если в городе имеется несколько организаций, осуществляющих перевозки пассажиров автобусами (а также городским наземным электрическим транспортом) во внутригородском сообщении, то при действии единого тарифа и единых разовых проездных билетов (в том числе социальных проездных билетов) и при перевозках пассажиров, пользующихся правом бесплатного проезда, количество перевезенных пассажиров распределяется территориальным органом исполнительной власти (или уполномоченным на это лицом), выполняющим функцию заказчика по организации перевозок пассажиров, между отдельными пассажирскими предприятиями (автобусными, троллейбусными и трамвайными) пропорционально выполненной работе на линии.
Материалами дела не подтверждено, что расходы транспортной организации по настоящему делу определялись исходя из разницы между полной стоимостью и льготной стоимостью одного проездного билета в месяц и доли данного предприятия в общем количестве перевозок пассажиров льготных категорий с учетом положений методики расчета и постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.04.2011 N 17828/10.
Суду при новом рассмотрении дела следует проверить расчет расходов, понесенных предприятием вследствие предоставления льгот отдельным категориям потребителей, с учетом доли данного предприятия в количестве перевозок пассажиров льготных категорий.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 31.03.2011 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 04.07.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-18056/2010 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Алтайского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.И. Отческая |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 56 Порядка заполнения и представления форм федерального государственного наблюдения N 3-автотранс "Сведения о наличии и использовании автомобильного транспорта", N 65-автотранс "Сведения о продукции автомобильного транспорта", N 1 - автотранс "Сведения о работе пассажирского автомобильного транспорта", утвержденного постановлением Росстата России от 19.01.2007 N 9, в соответствии с которым, если в городе имеется несколько организаций, осуществляющих перевозки пассажиров автобусами (а также городским наземным электрическим транспортом) во внутригородском сообщении, то при действии единого тарифа и единых разовых проездных билетов (в том числе социальных проездных билетов) и при перевозках пассажиров, пользующихся правом бесплатного проезда, количество перевезенных пассажиров распределяется территориальным органом исполнительной власти (или уполномоченным на это лицом), выполняющим функцию заказчика по организации перевозок пассажиров, между отдельными пассажирскими предприятиями (автобусными, троллейбусными и трамвайными) пропорционально выполненной работе на линии.
Материалами дела не подтверждено, что расходы транспортной организации по настоящему делу определялись исходя из разницы между полной стоимостью и льготной стоимостью одного проездного билета в месяц и доли данного предприятия в общем количестве перевозок пассажиров льготных категорий с учетом положений методики расчета и постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.04.2011 N 17828/10."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 октября 2011 г. N Ф04-5419/11 по делу N А03-18056/2010
Хронология рассмотрения дела:
10.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14336/11
27.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14336/11
21.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5419/11
06.12.2011 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-18056/10
07.11.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14336/11
20.10.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14336/11
14.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5419/11
04.07.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4257/11
31.03.2011 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-18056/10