г. Тюмень |
Дело N А27-2303/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 октября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Мартыновой С.А.
судей Перминовой И.В.
Роженас О.Г.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Черкасовой М.А., рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Кемеровской области кассационную жалобу Кузбасского открытого акционерного общества энергетики и электрификации на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 10.05.2011 (судья Потапов А.А.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2011 (судьи Хайкина С.Н., Музыкантова М.Х., Скачкова О.А.) по делу N А27-2303/2011 по заявлению Кузбасского открытого акционерного общества энергетики и электрификации (656037, г. Барнаул, ул. Бриллиантовая, 2, ИНН 4200000333, ОГРН 1024200678260) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово (650992, г. Кемерово, пр. Кузнецкий, 11, ИНН 4205002373, ОГРН 1044205091380) о признании недействительным решения.
В заседании приняли участие представители:
от Кузбасского открытого акционерного общества энергетики и электрификации - Барщенко П.В. по доверенности от 17.06.2011, Намоконова Е.Г. по доверенности от 17.06.2011;
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово - Наумов В.А. по доверенности от 21.09.2010.
Суд установил:
Кузбасское открытое акционерное общество энергетики и электрификации (далее - Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 15.12.2010 N 28311 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 10.05.2011, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2011, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество обратилось с кассационной жалобой.
Полагая, что судами неверно применены нормы материального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, Общество просит отменить решение и постановление, принять новый судебный акт об удовлетворении требований.
Общество считает, поскольку решения об учете изменений вида разрешенного использования в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:0101026:119, 42:24:0101026:120, 42:24:0101026:125, 42:24:0101026:126 датированы 30.12.2009, земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:131 - 15.12.2009, земельного участка с кадастровым номером 42:24:0501006:454 - 22.12.2009, то Общество в целях исчисления земельного налога было вправе использовать измененный вид разрешенного использования с 01.01.2010 при расчете кадастровой стоимости данных земельных участков.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция просит решение и постановление оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва на нее, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Судами установлено и следует из материалов, что Общество является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:0101026:119, 42:24:0101026:120, 42:24:0101026:125, 42:24:0101026:126, 42:24:0101026:131, 42:24:0501006:454 (далее - земельные участки).
Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области" утверждена кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2007.
По результатам рассмотрения заявлений ОАО "Кузбассэнерго" о государственном кадастровом учете изменений вида разрешенного использования земельных участков Федеральным государственным учреждением "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области приняты решения от 15.12.2009, от 22.12.2009, от 30.12.2009 об учете изменений объекта недвижимости - внесении сведений об изменении разрешенного использования на земельные участки.
На основании указанных решений об учете изменений видов разрешенного использования результаты определения кадастровой стоимости земельных участков отражены в соответствующих Актах определения кадастровой стоимости земельных участков от 16.02.2010, 23.04.2010, которые удостоверены уполномоченным на выполнение учетных кадастровых записей должностным лицом Управления 16.02.2010 и 23.04.2010.
Решением Инспекции от 15.12.2010 N 28311, оставленным без изменения решением вышестоящего налогового органа от 03.02.2011 N 57, по результатам камеральной налоговой проверки представленного Обществом в налоговый орган налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу за 2 квартал 2010 года (акт проверки от 17.11.2010 N 58499) отказано в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, доначислены и предложены к уплате земельный налог в сумме 13 355 571 руб. и соответствующие суммы пени.
Общество, не согласившись с решением Инспекции, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды обеих инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из законности принятого Инспекцией решения, указав на правомерное исчисление Инспекцией земельного налога за 2010 год исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области N 520, без учета перерасчета кадастровой стоимости в 2010 году.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения судебные акты, исходит из обстоятельств, установленных судами, и следующих норм материального права.
Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии со статьей 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В статье 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Принимая во внимание, что по данному делу акт определения кадастровой стоимости земельных участков утвержден уполномоченным должностным лицом Управления Росреестра по Кемеровской области после 01.01.2010, суды пришли к правильному выводу о невозможности применения с 01.01.2010 измененной кадастровой стоимости и законности оспариваемого решения Инспекции.
Судами установлено, что виды разрешенного использования земельных участков действительно изменены 15.12.2009, 22.12.2009, 30.12.2009 решениями Управления Росреестра по Кемеровской области, однако Акты определения кадастровой стоимости земельных участков датированы 16.02.2010, 23.04.2010, удостоверены уполномоченным на выполнение учетных кадастровых записей должностным лицом Управления 16.02.2010 и 23.04.2010.
Пунктом 3 статьи 391 НК РФ установлено, что налогоплательщики -организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
При этом, согласно подпункту 7 пункта 8 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости (утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 N 42) в структуру записи об объекте недвижимости входят, в том числе сведения о кадастровой стоимости: кадастровая стоимость объекта недвижимости и дата ее утверждения; реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктом 1.4 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 (далее - Методические указания N 222), результаты определения кадастровой стоимости данных земельных участков отражаются в Акте определения кадастровой стоимости земельных участков.
В силу пункта 2.3 Методических указаний N 222 в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка определение его кадастровой стоимости осуществляется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования, соответствующего измененному виду, для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь
земельного участка; в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель поселений в пределах одной группы его кадастровая стоимость не изменяется.
Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание, что Акты об утверждении кадастровой стоимости земельных участков оформлены 16.02.2010, 23.04.2010, и удостоверены уполномоченным на выполнение учетных кадастровых записей должностным лицом Управления только 16.02.2010 и 23.04.2010, суды пришли к правильным выводам о том, что сведения об изменении (перерасчете) кадастровой стоимости земельных участков не могли быть внесены ранее указанных дат.
Таким образом, на начало налогового периода по состоянию на 01.01.2010 иная кадастровая стоимость не была утверждена (налоговая база оставалась прежней).
Инспекция правомерно руководствовалась данными государственного кадастра недвижимости по состоянию на 01.01.2010, внесенными на основании постановления Коллегии Администрации Кемеровской области N 520.
Ссылка Общества в дополнении к кассационной жалобе на разъяснения Министерства экономического развития Российской Федерации от 03.10.2011 N Д06-4868 отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку они имеют информационно-разъяснительный характер, в них выражается позиция Министерства по конкретным вопросам, и в силу статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации такие разъяснения не могут быть положены в основу принятия судебных актов в связи с тем, что не являются нормативным правовым актом, применяемым арбитражными судами при рассмотрении дел.
Таким образом, при вынесении решения и постановления в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судами оценены все доводы, заявленные Обществом и налоговым органом в ходе рассмотрения дела. Выводы, изложенные в судебных актах о том, что кадастровая стоимость земельных участков в 2010 году правильно определялась на основании сведений государственного кадастра недвижимости, оснований для применения иных показателей кадастровой стоимости у Инспекции не имелось, соответствуют материалам дела. При этом размер ставки налога и действия органов государственного кадастра недвижимости не оспорены.
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судами не допущено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 10.05.2011 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2011 по делу N А27-2303/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.А. Мартынова |
Судьи |
И.В. Перминова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1.4 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 (далее - Методические указания N 222), результаты определения кадастровой стоимости данных земельных участков отражаются в Акте определения кадастровой стоимости земельных участков.
В силу пункта 2.3 Методических указаний N 222 в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка определение его кадастровой стоимости осуществляется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования, соответствующего измененному виду, для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь
...
Инспекция правомерно руководствовалась данными государственного кадастра недвижимости по состоянию на 01.01.2010, внесенными на основании постановления Коллегии Администрации Кемеровской области N 520.
Ссылка Общества в дополнении к кассационной жалобе на разъяснения Министерства экономического развития Российской Федерации от 03.10.2011 N Д06-4868 отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку они имеют информационно-разъяснительный характер, в них выражается позиция Министерства по конкретным вопросам, и в силу статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации такие разъяснения не могут быть положены в основу принятия судебных актов в связи с тем, что не являются нормативным правовым актом, применяемым арбитражными судами при рассмотрении дел."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 октября 2011 г. N Ф04-5521/11 по делу N А27-2303/2011
Хронология рассмотрения дела:
26.02.2013 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-2303/11
05.12.2012 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-2303/11
06.11.2012 Определение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-2303/11
19.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-687/12
22.02.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-687/12
30.01.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-687/12
24.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5521/11
04.08.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4967/11