г. Томск |
|
4 августа 2011 г. |
Дело N А27-2303/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 03 августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 августа 2011 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе: председательствующего С.Н. Хайкиной
судей: М.Х. Музыкантовой, О.А. Скачковой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Иващенко А.П., с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Захарова А.И. - доверенность от 17.06.11г.
от заинтересованного лица: Наймов В.А. - доверенность от 21.09.10г.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Кузбасского открытого акционерного общества энергетики и электрификации на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 10.05.2011 по делу N А27-2303/2011 (судья Потапов А.Л.)
по заявлению Кузбасского открытого акционерного общества энергетики и электрификации (ОГРН 1024200678260, ИНН 4200000333)
к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Кемерово
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Кузбасское открытое акционерное общество энергетики и электрификации (далее - заявитель, ОАО "Кузбассэнерго", налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по г.Кемерово (далее - налоговый орган, инспекция) N 28311 от 15.12.2010 "об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением суда от 10.05.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным решением, ОАО "Кузбассэнерго" обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель заявителя уточнил предмет требований по апелляционной жалобе и просил суд Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 10.05.2011г.по делуN А27-2303/2011 отменить в части отказа в признании недействительным решения ИФНС по г. Кемерово N 28311 от 15.12.2010 г. в размере доначисленных авансовых платежей по земельному налогу за 2 квартал 2010 года на сумму 12 171 355 руб., а также пени в размере 424 476 руб. (по земельным участкам с кадастровыми номерами N N 42:24:0101026:119, 42:24:0101026:120, 42:24:0101026:125, 42:24:0101026:126, 42:24:0101026:131, 42:24:0201006:454, решения об учете изменений по которым были приняты в декабре 2009года). Принять новый судебный акт о признании недействительным решения ИФНС по г. Кемерово N 28311 от 15.12.2010 г. в части, касающейся доначисления земельного налога за 2 квартал 2010года на сумму 12 171 355 руб., а также пени в размере 424 476 руб. по земельным участкам с кадастровыми номерами N N 42:24:0101026:119, 42:24:0101026:120, 42:24:0101026:125, 42:24:0101026:126, 42:24:0101026:131, 42:24:0201006:454.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что поскольку в декабре 2009 года был изменен вид разрешенного использования вышеназванных земельных участков, кадастровая стоимость данных земельных участков с декабря 2009 года должна была соответствовать новому виду разрешенного использования. По рассматриваемым земельным участкам Управление Росреестра по Кемеровской области только в феврале 2010 года, апреле 2010 года утвердило Акты определения кадастровой стоимости, тем самым исправляя свою ошибку по несвоевременному приведению кадастровой стоимости в соответствие с видом разрешенного использования земельных участков.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы жалобы, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель налогового органа в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Инспекцией Федеральной налоговой службы по г.Кемерово была проведена камеральная налоговая проверка первичного расчета "Налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу" ОАО "Кузбассэнерго" в отношении Кузбасского филиала ОАО "Кузбассэнерго", представленного в ИФНС России по г.Кемерово 22.07.2010 г.
В ходе проверки установлено, что налогоплательщик занизил сумму авансовых платежей по земельному налогу за 2 квартал 2010 года на сумму 13 355 571 руб., в связи с чем налоговым органом в адрес налогоплательщика было направлено требование N 15-30/065749 от 07.10.2010 г. о внесении изменений в налоговую отчетность. Уточненный расчет налогоплательщиком не представлен.
По результатам камеральной проверки налоговым орган 09.11.2010 г. составлен акт N 58499 на который 17.11.2010 года налогоплательщиком были принесены письменные возражения и вынесено решение N 28311 от 15.12.2010 г. "об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", согласно которому налогоплательщику предложено уплатить недоимку по земельному налогу в сумме 13 355 571 руб. и начислены пени в размер 465 775,53 руб.
Не согласившись с правомерностью решения ИФНС России по г. Кемерово, ОАО "Кузбассэнерго" обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Кемеровской области с апелляционной жалобой.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области от 03.02.2011 года N 57 апелляционная жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения, решение нижестоящего налогового органа утверждено.
Указанное обстоятельство явилось основанием для обжалования решения N 28311 от 15.12.2010 в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что кадастровая стоимость в отношении рассматриваемых земельных участков была утверждена 16.02.2010 года и 23.04.2010 года по соответствующим актам. В силу положений статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу не могла быть исчислена обществом исходя из кадастровой стоимости земельных участков, определенной в текущем налоговом периоде.
Седьмой арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права. В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно пункту 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. Относительно объекта налогообложения, между налоговым органом и налогоплательщиком спора отсутствует.
В соответствии со статьей 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Порядок определения налоговой базы установлен статьей 391 НК РФ.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Кодекса).
Пунктом 3 статьи 391 Кодекса установлено, что налоговая база определяется налогоплательщиками самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Таким образом, изменение вида разрешенного использования земельного участка влечет за собой изменение кадастровой стоимости земельного участка.
Из данных норм следует, что налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода (в том числе в зависимости от перевода земель из одной категории в другую, изменения вида разрешенного использован земельного участка), если не произошло изменений результата государственной кадастровой оценки земли, вследствие исправлен технических ошибок, судебного решения, внесенных обратным число на указанную дату.
В случае, если правообладатель земельного участка в налоговом периоде не меняется, то при изменении вида разрешенного использования земельного участка и его кадастровой стоимости в течение налогового (отчетного) периода для целей налогообложения в течение данного налогового (отчетного) периода кадастровая стоимость и ставка налога должны применяться исходя из данных государственного земельного кадастра (государственного кадастра объектов недвижимости) и документов на земельный участок, действующих на 1 января налогового периода.
Согласно статье 66 Земельного кодекса РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Материалами дела подтверждается, что налогоплательщиком при исчислении земельного налога за 2 квартал 2010 была применена кадастровая стоимость земельных участков утвержденная 16.02.2010 и 23.04.2010. Тогда как налоговая база по земельному налогу не могла быть исчислена обществом исходя из кадастровой стоимости земельных участков, определенной в текущем налоговом периоде.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, в случае изменения величины кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода (в том числе - вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка) такие изменения учитываются при определении налоговой базы, которая будет применяться для исчисления земельного налога в следующем налоговом периоде.
В апелляционной жалобе общество указывает, что поскольку в декабре 2009 года был изменен вид разрешенного использования спорных земельных участков, кадастровая стоимость данных земельных участков с декабря 2009 года должна была соответствовать новому виду разрешенного использования.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным доводом по следующим основаниям.
Следуя материалам дела, решения об учете изменений в отношении земельных участков, приняты 15.12.2009, 22.12.2009, 30.12.2009.
Вместе с тем, Акты определения кадастровой стоимости земельных участков датированы 16.02.2010, 23.04.2010, удостоверены уполномоченным на выполнение учетных кадастровых записей должностным лицом Управления 16.02.2010 и 23.04.2010.
Пунктом 3 статьи 391 НК РФ установлено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В силу п. 11, 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" разрешенное использование земельного участка, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости относится к сведениям об уникальных характеристиках этого объекта, подлежащим внесению в сведения государственного кадастра недвижимости.
Изменение вида разрешенного использования земельного участка может производиться собственником земельного участка путем внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости, при наличии документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом, установленное разрешенное использование земельного участка (ч. 3 ст. 20, п. 9 ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
При этом, согласно подпункту 7 пункта 8 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости (утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 N 42), в структуру записи об объекте недвижимости входят, в том числе сведения о кадастровой стоимости: кадастровая стоимость объекта недвижимости и дата ее утверждения; реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости.
По смыслу указанных положений, сведения об изменении кадастровой стоимости вносятся на основании Акта об утверждении кадастровой стоимости, и не могут быть внесены в государственный кадастр недвижимости ранее даты оформления такого акта в установленном порядке, и, следовательно, в силу пункта 3 статьи 391 НК РФ, не могут применяться в целях исчисления земельного налога до внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости на основании такого акта.
Порядок определения кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка урегулирован Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 12.08.2006 г. N 222 (зарегистрирован в Минюсте РФ 15.09.2006 г. N 8297).
Согласно пункту 1.4 обозначенного Приказа результаты определения кадастровой стоимости земельного участка отражаются в акте определения кадастровой стоимости земельных участков. Данный акт удостоверяется должностным лицом, уполномоченным на выполнение учетных кадастровых записей.
В силу пункта 2.3 Методических указаний N 222 в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка определение его кадастровой стоимости осуществляется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования, соответствующего измененному виду, для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка; в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель поселений в пределах одной группы его кадастровая стоимость не изменяется.
Изложенные правила указывают на то обстоятельство, что сведения об изменении кадастровой стоимости земельных участков не могли быть внесены уполномоченным лицом в соответствующий реестр ранее даты определения кадастровой стоимости земельных участков (дат вынесения актов определения кадастровой стоимости), и тем более, учтены при определении налоговой базы по земельному налогу.
Таким образом, обоснованным является вывод суда первой инстанции об отсутствии у налогоплательщика оснований применять при исчислении налоговой база по земельному налогу стоимости земельных участков, определенной в текущем налоговом периоде.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы, направленные на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 10.05.2011 по делу N А27-2303/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Кузбасского открытого акционерного общества энергетики и электрификации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
С.Н. Хайкина |
Судьи |
М.Х. Музыкантова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-2303/2011
Истец: Кузбасское ОАО Энергетики и электрификации ОАО "Кузбассэнерго"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Кемерово, ИФНС России по г. Кемерово
Хронология рассмотрения дела:
26.02.2013 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-2303/11
05.12.2012 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-2303/11
06.11.2012 Определение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-2303/11
19.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-687/12
22.02.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-687/12
30.01.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-687/12
24.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5521/11
04.08.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4967/11