г. Тюмень |
|
08 ноября 2011 года |
Дело N А67-1418/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 8 ноября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 8 ноября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Маняшиной В.П.
Новоселова В.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Томскнефть" Восточной нефтяной компании на решение от 06.05.2011 Арбитражного суда Томской области (судья Скачкова О.А.) и постановление от 19.07.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Хайкина С.Н., Жданова Л.И., Музыкантова М.Х.) по делу N А67-1418/2011 по заявлению открытого акционерного общества "Томскнефть" Восточной нефтяной компании (636780, Томская область, г. Стрежевой, ул. Буровиков, д. 23, ИНН 7022000310, ОГРН 1027001618918) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Томской области (634021, г. Томск, ул. Шевченко, д. 17, ИНН 7019034542, ОГРН 1027000907801) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности.
В заседании приняла участие представитель открытого акционерного общества "Томскнефть" Восточной нефтяной компании - Евтушенко О.Н. (доверенность от 01.08.2011).
Суд установил:
Открытое акционерное общество "Томскнефть" Восточной нефтяной компании (далее - ОАО "Томскнефть" ВНК) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Томской области (далее - Управление Росприроднадзора) о признании незаконным и отмене постановления от 25.02.2011 N Н-025 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Решением от 06.05.2011 Арбитражного суда Томской области в удовлетворении заявленных ОАО "Томскнефть" ВНК требований отказано.
Постановлением от 19.07.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОАО "Томскнефть" ВНК, ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение, которым признать незаконным и отменить постановление Управления Росприроднадзора от 25.02.2011 N Н-025.
По мнению заявителя, выводы судов двух инстанций об отсутствии доказательств, подтверждающих принятие ОАО "Томскнефть" ВНК всех зависящих от него мер по внесению изменений в действовавший в 2010 году проектный документ "Дополнение к технологической схеме разработки Западно-Останинского месторождения" и, как следствие, о наличии вины в совершении вменяемого ему правонарушения, не соответствуют обстоятельствам дела.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Росприроднадзора, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые ОАО "Томскнефть" ВНК судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ОАО "Томскнефть" ВНК Евтушенко О.Н. поддержала доводы кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, уполномоченным должностным лицом Управления Росприроднадзора составлен протокол от 11.02.2011 N П-025, на основании которого вынесено постановление от 25.02.2011 N Н-025 о привлечении ОАО "Томскнефть" ВНК к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Основанием для привлечения к административной ответственности послужили выводы Управления Росприроднадзора о том, что названным недропользователем не соблюдены требования утвержденного в установленном порядке проектного документа "Дополнение к технологической схеме разработки Западно-Останинского месторождения", что является нарушением пункта 5 лицензионного соглашения ТОМ N 00081 НЭ и статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".
Не согласившись с выводами Управления Росприроднадзора, ОАО "Томскнефть" ВНК обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 25.02.2011 N Н-025.
Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Права и обязанности пользователя недр приведены в статье 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах". Одной из его обязанностей является выполнение условий, предусмотренных в лицензии (пункт 10 части 2 названной статьи).
Частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Исследовав материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций установили, что основанием для привлечения ОАО "Томскнефть" ВНК к административной ответственности послужили выводы Управления Росприроднадзора о невыполнении данным недропользователем пункта 5 лицензионного соглашения ТОМ N 00081 НЭ на поиски, разведку, добычу нефти и газа на Западно-Останинском нефтегазоконденсатном месторождении в Парабельском районе Томской области, согласно которому владелец лицензии должен обеспечить соблюдение уровней добычи углеводородов в соответствии с проектными документами, утвержденными в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 19 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, в отношении материалов, касающихся разработки месторождений углеводородного сырья, Федеральное агентство по недропользованию или его территориальный орган одновременно с направлением на рассмотрение комиссии направляет в электронном виде в Министерство энергетики Российской Федерации следующую проектную документацию: технологическая схема опытно-промышленной разработки месторождения (залежей или участков залежей); технологическая схема разработки месторождения и дополнения к ней; технологический проект разработки месторождения и дополнения к нему.
Министерство энергетики Российской Федерации рассматривает проектную документацию в течение 7 дней со дня ее получения, после чего направляет в комиссию заключение о результатах рассмотрения, в том числе о рекомендуемом к согласованию варианте проектного решения.
Рассмотрение проектной документации осуществляется комиссией в течение 30 дней со дня представления материалов пользователем недр. Срок рассмотрения проектной документации по уникальным и крупным месторождениям полезных ископаемых может быть увеличен, но не более чем на 30 дней.
По результатам рассмотрения проектной документации комиссия принимает решение о согласовании проектной документации или о мотивированном отказе в согласовании проектной документации (в отношении углеводородного сырья - с обязательным учетом заключения Министерства энергетики Российской Федерации о результатах рассмотрения проектной документации), которое направляется пользователю недр в течение 7 дней со дня принятия (п.20 Положения).
Судами первой и апелляционной инстанции установлено, что по представленной ОАО "Томскнефть" ВНК документации Минэнерго России было дано отрицательное заключение. Исчерпывающие меры для своевременного представления надлежащего пакета документов, необходимых для получения положительного заключения Минэнерго России, ОАО "Томскнефть" ВНК не были предприняты. Доказательств того, что отрицательное заключение было выдано необоснованно, с нарушением установленных требований заявитель суду не представил.
Поскольку новый проектный документ по разработке Западно-Останинского месторождения был согласован на заседании Центральной комиссии по согласованию технологических проектов разработки месторождений углеводородного сырья (далее - ЦКР Роснедр) только 17.02.2011, утвержден председателем ЦКР Роснедр 04.03.2011, то есть после истечения 2010 года, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о правомерном привлечении ОАО "Томскнефть" ВНК к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Принимая во внимание, что выводы судов первой и апелляционной инстанций не противоречат упомянутым нормам материального права, а также имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 06.05.2011 Арбитражного суда Томской области и постановление от 19.07.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-1418/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Ильин |
Судьи |
В.П. Маняшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Права и обязанности пользователя недр приведены в статье 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах". Одной из его обязанностей является выполнение условий, предусмотренных в лицензии (пункт 10 части 2 названной статьи).
Частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
...
Поскольку новый проектный документ по разработке Западно-Останинского месторождения был согласован на заседании Центральной комиссии по согласованию технологических проектов разработки месторождений углеводородного сырья (далее - ЦКР Роснедр) только 17.02.2011, утвержден председателем ЦКР Роснедр 04.03.2011, то есть после истечения 2010 года, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о правомерном привлечении ОАО "Томскнефть" ВНК к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 8 ноября 2011 г. N Ф04-5643/11 по делу N А67-1418/2011