г. Томск |
|
19 июля 2011 г. |
Дело NА67-1418/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 12 июля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июля 2011года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе: председательствующего С.Н. Хайкиной
судей: Л.И. Ждановой, М.Х. Музыкантовой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Иващенко А.П., с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: без участия, извещен
от заинтересованного лица: Юричев А.Н. - доверенность от 18.03.2011 г.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Томскнефть" ВНК на решение Арбитражного суда Томской области от 06.05.2011 по делу N А67-1418/2011 (судья Скачкова О.А.)
по заявлению открытого акционерного общества "Томскнефть" ВНК (ОГРН 1027001618918, ИНН 7022000310)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Томской области
о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Томскнефть" ВНК (далее по тексту - заявитель, общество, ОАО "Томскнефть" ВНК) обратилось в Арбитражный суд Томской области к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Томской области (далее по тексту - административный орган, Управление) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 25.02.2011 N Н-025 о назначении ОАО "Томскнефть" ВНК административного наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).
Решением суда от 06.05.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным решением, ОАО "Томскнефть" ВНК обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что вывод арбитражного суда первой инстанции об отсутствии доказательств, подтверждающих принятие ОАО "Томскнефть" ВНК всех зависящих от него мер по внесению изменений в действовавший в 2010 году проектный документ "Дополнение к технологической схеме разработки Западно-Останинского месторождения" (протокол ЦКР Роснедра по УВС от 15.12.2005 N 3506) и, как следствие, о наличии вины Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3. КоАП РФ, не соответствует обстоятельствам дела.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
ОАО "Томскнефть"ВНК о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, в судебное заседание представитель не явился. В материалы дела поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя апеллянта. В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствии ОАО "Томскнефть"ВНК.
В судебном заседании представитель административного органа возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ОАО "Томскнефть" ВНК зарегистрировано в качестве юридического лица Администрацией г. Стрежевого 05.07.1993, ОГРН 1027001618918.
11.02.2011 государственным инспектором по геологическому контролю по Томской области Юричевым А.Н. в отношении ОАО "Томскнефть" ВНК составлен протокол N П-025 об административном правонарушении по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ, согласно которому недропользователем не соблюдены требования утвержденного в установленном порядке проектного документа "Дополнение к технологической схеме разработки Западно-Останинского месторождения", что является нарушением условия пункта 5 Лицензионного соглашения ТОМ 00081 НЭ, тем самым ОАО "Томскнефть" ВНК нарушена статья 22 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".
25.02.2011 государственным инспектором по геологическому контролю по Томской области Юричевым А.Н. по вышеуказанному факту в отношении ОАО "Томскнефть" ВНК вынесено постановление N Н-025 о назначении административного наказания по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ с наложением административного штрафа в размере 300 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что материалами дела подтверждается факт наличия в действиях ОАО "Томскнефть" ВНК состава административного правонарушения.
Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридически х лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Материалами дела подтверждается, что ОАО "Томскнефть" ВНК 29.10.1998 выдана лицензия ТОМ 00081 НЭ со сроком действия до 25.03.2014 с целевым назначением и видами работ - поиски, разведка, добыча нефти и газа на Западно-Останинском нефтегазоконденсатном месторождении в Парабельском районе Томской области.
В соответствии с пунктом 5 Лицензионного соглашения лицензии ТОМ 00081 НЭ (в редакции Дополнительного лицензионного соглашения от 27.05.2003) владелец лицензии обеспечивает уровни добычи углеводородов в соответствии с проектными документами, утвержденными в установленном порядке.
Действующим проектным документом на разработку Западно-Останинского нефтегазоконденсатного месторождения является "Дополнение к технологической схеме разработки Западно-Останинского месторождения" (протокол ЦКР Роснедра от 15.12.2005 N 3506, согласован письмом Роснедра от 28.12.2005 N ПС-03-34/7665).
В таблице 8 "Обоснование проекта плана добычи нефти, буровых работ" установлены проектные показатели добычи нефти, показатели фонда добывающих скважин и др.
Из анализа Методических рекомендаций по проектированию разработки нефтяных и газонефтяных месторождений, утвержденных При казом МПР России от 21.03.2007 N 61, проектного документа на разработку Западно-Останинского нефтегазоконденсатного месторождения "Дополнение к технологической схеме разработки Западно-Останинского месторождения" и содержания его таблицы 8 следует, что все приведенные в ней проектные показатели являются годовыми, то есть запланированными на определенный календарный год (с 2005 по 2014), по результатам каждого из которых владельцем лицензии - пользователем недр в уполномоченные органы предоставляются сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче углеводородного сырья.
Согласно данному проектному документу на "Западно-Останинском нефтегазоконденсатном месторождении ОАО "Томскнефть" ВНК обязано в 2010 году добыть 391,2 тыс.т нефти.
Из статистической отчетности по форме 1-ЛС "Сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче углеводородного сырья " за 2010 год следует, что фактическая до быча на месторождении за 2010 год составила 146,3 тыс.т нефти.Следовательно, отклонение фактического уровня добычи нефти от проектного составляет 244,9 тыс.т, или 62,6%.
В силу пункта 36 Методических рекомендаций по проектированию разработки нефтяных и газонефтяных месторождений, утвержденных Приказом МПР России от 21.03.2007 N 61, фактические годовые уровни отбора нефти в реализуемом варианте разработки месторождения могут отличаться от проектных величин. Возможные отклонения фактической годовой добычи нефти от проектной по месторождениям Российской Федерации, которые могут быть предусмотрены в проектных технологических документах, даны в приводимой таблице, согласно которой при проектной годовой добычи нефти от 0,1 до 1,0 млн.т допустимое отклонение фактической годовой добычи нефти от проектной составляет 27,0 %, что в данном случае превышено заявителем.
Также, согласно указанной таблице 8 общество в 2010 году должно было : - ввести 12 шт. новых добывающих скважин, фактически в 2010 году скважины не вводились; - иметь фонд добывающих скважин в количестве 52 шт., фактически реализовано 30 шт. добывающих скважин или 57,69 % проектного фонда скважин ; - иметь действующий фонд добывающих скважин в количестве 52 шт., фактически общество имеет 21 добывающую скважину или 40,38 % проектного фонда скважин ; - иметь фонд нагнетательных скважин в количестве 21 шт., фактически фонд составил 22 шт. нагнетательных скважин, т.е. реализовано 104,76 % проектного фонда ; - иметь действующий фонд нагнетательных скважин в количестве 16 шт., фактически фонд составил 18 шт. нагнетательных скважин или 112,5 % проектного фонда ; - в соответствии с проектным документом средний дебит по жидкости действующих скважин в 2010 году должен составлять 54,1 т/сутки, фактически 62,88 т/сутки, отклонение от проектного значения + 16,23 %; - в соответствии с проектным документом в 2010 году средняя обводненность продукции действующих скважин 2010 году должна составлять 54,2 %, фактически 68,86 %, отклонение от проектного значения + 27,08 %; - в соответствии с проектным документом в 2010 года средний дебит по нефти действующих скважин должен составлять 24,8 т/сутки, фактически 19,58 т/сутки, отклонение от проектного значения - 21,05 %.
Кроме того, согласно таблице 5 "Эффективность применения новых методов повышения КИН и прогноз применения" действующего проектного документа в 2010 году ОАО "Томскнефть" ВНК должно было применить методы увеличения нефтеотдачи, которые позволили бы увеличить добычу нефти на Западно-Останинском месторождении.
Общество должно было в 2010 году выполнить: 6 ГРП (гидроразрыв пласта), что позволило дополнительно добыть 139 тыс.т нефти, фактическое исполнение - 0, то есть мероприятия не проводились; бурение (зарезка) вторых стволов - 12 штук, что позволило бы дополнительно добыть 154,8 тыс.т нефти, фактическое исполнение - 1.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела доказательствам и не оспариваются ОАО "Томскнефть" ВНК.
Таким образом, правомерным является вывод суда первой инстанции о наличии в действиях общества объективной стороны административного правонарушения.
Для привлечения лица к административной ответственности необходимо наличие всех элементов состава административного правонарушения, в том числе субъективной стороны.
Особенности определения вины юридического лица как субъекта административного правонарушения состоят в том, что такое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
В решении суд первой инстанции указал, что ОАО "Томскнефть" ВНК не приняло всех зависящих от него мер по внесению изменений в действовавший в 2010 году проектный документ "Дополнение к технологической схеме разработки Западно-Останинского месторождения" (протокол ЦКР Роснедра по УВС от 15.12.2005 N 3506).
Материалами дела подтверждается, что предвидя заведомую невозможность выполнения проектного документа "Дополнение к технологическое схеме разработки Западно- Останинского месторождения" (протокол ЦКР Роснедра по УВС от 15.12.2005 N 3506), 31.01.2009 ОАО "Томскнефть" ВНК заключило с ОАО "ТомскНИПИнефть" ВНК договор от N ПР816 на создание (передачу) научно-технической продукции "Дополнение к технологической схеме разработки Западно-Останинского месторождения".
09.03.2010 проектный документ "Дополнение к технологической схеме разработки Западно-Останинского месторождения" был направлен ОАО "Томскнефть" ВНК в адрес Федерального агентства по недропользованию (заявление N 03-30/2-315) на рассмотрение и согласование.
09.07.2010 письмом N ПС-03-31/6474 ОАО "Томскнефть" ВНК было отказано в принятии к согласованию нового проектного документа на разработку Западно - Останинского месторождения в связи с отрицательным заключение Минэнерго России.
23.08 2010 письмом N 03-30/2-1151 ОАО "Томскнефть" ВНК были направлены в адрес Федерального агентства по недропользованию пояснения ОАО "ТомскНИПИнефть" ВНК на заключение Минэнерго России.
02.09.2010 Федеральное агентство по недропользованию, рассмотрев обращение, письмом N АМ-03-31/8388 вновь сообщило ОАО "Томскнефть" ВНК о том, что проектные документы не могут рассматриваться на Центральной комиссии по согласованию технических проектов разработки месторождений углеводородного сырья без положительного заключения Минэнерго России.
11.10.2010 ОАО "Томскнефть" ВНК обратилось к заместителю Федерального агентства по недропользованию с письмом N 03-30/2-1307 о содействии в рассмотрении присланных документов.
29.11.2010 письмом N ПС-03-31/11454 Федеральное агентство по недропользованию вновь сообщило ОАО "Томскнефть" ВНК о том, что не может принять к согласованию отчет "Дополнение к технологической схеме разработки Западно-Останинского месторождения" в связи с отрицательным заключение Минэнерго России.
19.01.2010 ОАО "Томскнефть" ВНК обратилось в адрес Федерального агентства по недропользованию с письмом N 03-30/2-60 о согласовании проектного документа на разработку Западно-Останинского месторождения с приложенными документами.
31.01.2010 Минэнерго России рассмотрело и рекомендовало к согласованию новый проектный документ по разработке Западно-Останинского месторождения, переданный в его адрес 20.01.2011, направило заключение (письмо N СК-640/05) в Роснедра.
08.02.2011 ЦКР Роснедр письмом N 35-ВМ сообщило о том, что 17.02.2011 состоится заседание нефтяной секции Центральной Комиссии по согласованию технических проектов разработки месторождений углеводородного сырья с повесткой, в том числе Дополнения к технологической схеме разработки Западно-Останинского месторождения (пункт 5).
17.02.2011 на заседании ЦКР Роснедр по УВС новый проектный документ по разработке Западно-Останинского месторождения был согласован, 04.03.2011 утвержден председателем ЦКР Роснедр по УВС Садовником П.В.
Оценив данные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу, что ОАО "Томскнефть" ВНК не предприняло исчерпывающие меры для получения положительного заключения на новый проектный документ "Дополнение к технологической схеме разработки Западно-Останинского месторождения" Минэнерго России (заключение не было получено обществом более 10 месяцев).
При этом суд первой инстанции сослался на пункт 19 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118.
Оспаривая в апелляционной жалобе выводы суда первой инстанции заявитель указывает на то, что действующий порядок согласования проектной документации по разработке месторождений углеводородного сырья не предусматривает возможности недропользователей самостоятельно, минуя Федеральное агентство по недропользованию, обращаться в Министерство энергетики России за получением заключения на проектную документацию по разработке месторождений углеводородного сырья.
Суд апелляционной жалобы считает доводы апелляционной жалобы об отсутствии вины в действиях ОАО "Томскнефть"ВНК не обоснованными.
В соответствии с п.19 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, в отношении материалов, касающихся разработки месторождений углеводородного сырья, Федеральное агентство по недропользованию или его территориальный орган одновременно с направлением на рассмотрение комиссии направляет в электронном виде в Министерство энергетики Российской Федерации следующую проектную документацию:
технологическая схема опытно-промышленной разработки месторождения (залежей
или участков залежей);
технологическая схема разработки месторождения и дополнения к ней;
технологический проект разработки месторождения и дополнения к нему.
Министерство энергетики Российской Федерации рассматривает проектную документацию в течение 7 дней со дня ее получения, после чего направляет в комиссию заключение о результатах рассмотрения, в том числе о рекомендуемом к согласованию варианте проектного решения.
Рассмотрение проектной документации осуществляется комиссией в течение 30 дней со дня представления материалов пользователем недр. Срок рассмотрения проектной
документации по уникальным и крупным месторождениям полезных ископаемых может быть увеличен, но не более чем на 30 дней. По результатам рассмотрения проектной документации комиссия принимает решение о согласовании проектной документации или о мотивированном отказе в согласовании проектной документации (в отношении углеводородного сырья - с обязательным учетом заключения Министерства энергетики Российской Федерации о результатах рассмотрения проектной документации), которое направляется пользователю недр в течение 7 дней со дня принятия (п.20 Положения).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции материалов дела, что по документации общества Минэнерго России было дано отрицательным заключение. То есть все необходимые меры для представления надлежащего пакета документов для получения положительного заключения Минэнерго России не были предприняты. Доказательств того, что отрицательное заключение было выдано необоснованно, с нарушением установленных требований не представлено.
Одного лишь рассмотрения проектной документации комиссией недостаточно для ее применения, поскольку согласно пунктам 23, 24 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118, решение о согласовании проектной документации подписывается секретарем комиссии, утверждается ее председателем или лицом, его замещающим, скрепляется печатью Федерального агентства по недропользованию или его территориального органа. Проектная документация, прошедшая согласование с комиссией в соответствии с настоящим Положением, утверждается пользователем недр.
Новый проектный документ по разработке Западно-Останинского месторождения был согласован на заседании ЦКР Роснедр по УВС только 17.02.2011, утвержден председателем ЦКР Роснедр по УВС Садовником П.В. 04.03.2011, направлен недропользователю, то есть не только после истечения 2010 года, но и после рассмотрения дела об административном правонарушении.
Доказательств того, что комиссией или Федеральным агентством по недропользованию были необоснованно затянуты сроки рассмотрения проектной документации, соответствующей всем требованиям, что они были нарушены органом, в материалы дела не представлено, в связи с чем у суда нет оснований для вывода о незаконности бездействия данных органов по не рассмотрению документации недропользо
вателя в более ранее время.
Учитывая все изложенное, из представленных материалов не следует, что обществом не были предприняты все необходимые и достаточные меры для обеспечения соблюдения требований действовавшего проектного документа в 2010 году, как и для обеспечения внесения в него изменений, утверждения нового проектного документа для того, чтобы выполнить требования технического проекта и лицензионного соглашения.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что ОАО "Томскнефть" ВНК не приняло всех зависящих от него мер по внесению изменений в действовавший в 2010 году проектный документ "Дополнение к технологической схеме разработки Западно-Останинского месторождения" (протокол ЦКР Роснедра по УВС от 15.12.2005 N 3506), что свидетельствует о наличии вины в действиях общества.
Таким образом, имеются основания для привлечения к административной ответственности Следовательно, постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Томской области от 25.02.2011 N Н-025, является законно и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Томской области от 06.05.2011 по делу N А67-1418/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
С.Н. Хайкина |
Судьи |
Л.И. Жданова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-1418/2011
Истец: ОАО "Томскнефть" ВНК
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Томской области