г. Тюмень |
|
10 ноября 2011 г. |
Дело N А45-2472/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 3 ноября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 ноября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Маняшиной В.П.
судей Беловой Л.В.
Ильина В.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области на решение от 03.06.2011 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Емельянова Г.М.) и постановление от 30.08.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Колупаева Л.А., Бородулина И.И., Кривошеина С.В.) по делу N А45-2472/2011 по заявлению открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (191002, город Санкт-Петербург, улица Достоевского, 15, ИНН 7707049388, ОГРН 1027700198767) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (630000, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Кирова, 3, ИНН 5405116098, ОГРН 1035401913568) о признании недействительным решения.
Другие лица, участвующие в деле: открытое акционерное общество "Мобильные ТелеСистемы" (109147, город Москва, улица Марксистская, 4, ИНН 7740000076, ОГРН 1027700149124).
В заседании приняли участие представители открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" - Шпигунова Ю.М. по доверенности от 31.03.2011 в порядке передоверия по доверенности от 22.03.2011 N 12-339, Терехова Е.В. по доверенности от 02.06.2011 в порядке передоверия по доверенности от 01.04.2011 N 12-407.
Суд установил:
открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (далее - заявитель, ОАО "Ростелеком") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным решения от 09.11.2010 Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - антимонопольный орган).
Судом первой инстанции открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" признано правопреемником открытого акционерного общества "Сибирьтелеком" (далее - ОАО "Сибирьтелеком") в связи с реорганизацией в форме присоединения, в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена процессуальная замена.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено открытое акционерное общество "Мобильные ТелеСистемы" (далее - ОАО "МТС").
Решением от 03.06.2011 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 30.08.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
Антимонопольный орган в кассационной жалобе, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушение судами норм материального права, просит отменить обжалуемые судебные акты, принять по делу новый судебный акт.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Ростелеком" просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Представители ОАО "Ростелеком" в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Отзыв на кассационную жалобу от ОАО "МТС" не поступил.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в антимонопольный орган поступила жалоба ОАО "МТС" о злоупотреблении ОАО "Сибирьтелеком" доминирующим положением путем принуждения ОАО "МТС" к принятию условий дополнительного соглашения к договору от 16.04.2007 N 07ПО-05/2007.
В жалобе ОАО "МТС" ссылалось на то, что принятие предложенных ОАО "Сибирьтелеком" условий, содержащихся в пунктах 3.1.14, 3.2.14, 3.3.13 указанного дополнительного соглашения к договору, повлечет увеличение затрат на оказание услуг связи абонентам местной сети ОАО "МТС", а также услуг присоединения и пропуска трафика присоединенным операторам.
По результатам рассмотрения жалобы ОАО "МТС" антимонопольным органом принято решение от 09.11.2010, которым действия ОАО "Сибирьтелеком", выразившееся в навязывании ОАО "МТС" условий договора, невыгодных для него и (или) не относящихся к предмету договора признаны нарушением пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Полагая, что решение антимонопольного органа является незаконным, ОАО "Сибирьтелеком" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обеих инстанций исходили из следующего.
Пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.
В силу положений части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги общедоступной электросвязи отнесены к сфере деятельности естественных монополий.
При рассмотрении спора судами установлено, что ОАО "Сибирьтелеком" является субъектом естественной монополии в области связи и включено в Реестр операторов связи, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования, в географически определяемой зоне нумерации "Новосибирская", идентифицируемым кодом "383-2 (3)", в его отношении осуществляются государственное регулирование и контроль.
Оказание услуг общедоступной электросвязи субъектом естественных монополий непрерывно связано с оказанием услуг присоединения и пропуска трафика, на рынке оказания услуг которых установлено доминирующее положение ОАО "Сибирьтелеком".
Между ОАО "Сибирьтелеком" и ОАО "МТС" заключен договор от 16.04.2007 N 07ПО-05/2007 о присоединении сетей электросвязи, предметом которого является оказание услуг по присоединению на местном уровне и оказание услуг по пропуску трафика.
ОАО "Сибирьтелеком" направило в адрес ОАО "МТС" дополнительное соглашение N 3 к договору о присоединении от 16.04.2007 N 07ПО-05/2007.
Указанным дополнительным соглашением предлагалось дополнить обязанности сторон по договору пунктами 3.1.14, 3.2.12 следующего содержания:
- обеспечить пропуск исходящего от сети связи ОАО "МТС" трафика по сети связи ОАО "Сибирьтелеком" только с номеров диапазона нумерации, закрепленного за сетью ОАО "МТС" и указанного в таблице N 7 приложения N 2 к договору, а также от сетей связи операторов, действующих в зоне нумерации 383-2(3), присоединенных к сети оператора в г. Новосибирске, при наличии соответствующего права присоединения сетей связи данных операторов, указанного в лицензии оператора, от зоны разграничения ответственности, указанной в приложении N 1 к договору от 16.04.2007 N 07ПО-05/2007 (пункт 3.1.14);
- обеспечить пропуск входящего трафика на сеть электросвязи ОАО "Сибирьтелеком" по сети электросвязи ОАО "МТС" только с номеров диапазона нумерации, закрепленного за сетью ОАО "МТС" и указанного в таблице N 7 приложения N 2 к договору, а также от сетей связи операторов, действующих в зоне нумерации 383-2(3), присоединенных к сети ОАО "МТС" в г. Новосибирске, при наличии соответствующего права присоединения сетей связи данных операторов, указанного в лицензии оператора, до зоны разграничения ответственности (пункт 3.2.14);
- пункт 3.3.13 изложить в следующей редакции: письменно информировать друг друга об изменении топологии своей сети не менее чем за десять рабочих дней до ее введения. С момента истечения указанного срока действие договора распространяется на топологию сети, измененную или дополненную согласно соответствующему уведомлению.
Кроме того, согласно указанному дополнительному соглашению ОАО "Сибирьтелеком" обязуется оказать ОАО "МТС" услугу присоединения 60 точек присоединения на участке АТС ОАО "МТС" - АТС ОАО "Сибирьтелеком" при наличии технической возможности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) операторы связи имеют право на присоединение своих сетей электросвязи к сети связи общего пользования. Присоединение одной сети электросвязи к другой сети электросвязи и их взаимодействие осуществляется на основании заключаемых операторами связи договоров о присоединении сетей электросвязи, в которых согласно пункту 3 данной статьи должны быть предусмотрены:
- права и обязанности операторов;
- обязанности операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования в части присоединения в случае, если участником договора является оператор, занимающий существенное положение в сети связи общего пользования;
- существенные условия присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия;
- перечень услуг присоединения и услуг по пропуску трафика, которые оператор, занимающий существенное положение в сети связи общего пользования, обязан оказывать, а также порядок их оказания;
- порядок рассмотрения споров между операторами связи по вопросам присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия.
Согласно пункту 1 статьи 19 Закона о связи, к договору о присоединении сетей электросвязи, определяющему условия оказания услуг присоединения, а также связанные с этим обязательства по взаимодействию сетей электросвязи и пропуску трафика, применяются положения о публичном договоре в отношении операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования. Оператор, занимающий существенное положение в сети связи общего пользования, в целях обеспечения недискриминационного доступа на рынок услуг связи в сходных обстоятельствах обязан устанавливать равные условия присоединения сетей электросвязи и пропуска трафика для операторов связи, оказывающих аналогичные услуги.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обеих инстанций указали, что оспариваемое решение антимонопольного органа, вменяя ОАО "Сибирьтелеком" нарушение в виде навязывания невыгодных условий договора, не содержит ссылок на нормы права, которым не соответствуют спорные условия дополнительного соглашения, выводы антимонопольного органа основаны только на изложенных в жалобе ОАО "МТС" доводах и представленных им документах.
Согласно частям 2, 3, 6 статьи 41 Закона о защите конкуренции, приложению 6 Федеральной антимонопольной службы от 22.12.2006 N 337 "Об утверждении форм актов, принимаемых комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства" (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 19.01.2007 N 8790) в решении антимонопольного органа излагаются обстоятельства дела, установленные комиссией, доказательства, на которых основаны выводы комиссии об этих обстоятельствах; нормативные правовые акты, которыми руководствовалась комиссия при принятии решения; доводы, по которым комиссия отклоняет те или иные доказательства; указание на нарушение требований конкретных нормативных актов.
Признавая недействительным оспариваемое решение антимонопольного органа, суды учитывали, что антимонопольным органом не представлено доказательств навязывания ОАО "МТС" невыгодных условий или условий, не относящихся к предмету договора, что можно было бы расценить как злоупотребление доминирующим положением применительно к положениям антимонопольного законодательства и статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суды признали недоказанным, что действия ОАО "Сибирьтелеком" могут рассматриваться как выходящие за допустимые пределы осуществления гражданских прав и налагающие на контрагентов неразумные ограничения или создающие необоснованные условия реализации ими своих прав.
При этом судами установлено и признано свидетельствующим об определении ОАО "Сибирьтелеком" равных условий присоединения сетей электросвязи и пропуска трафика для операторов связи то обстоятельство, что аналогичные договоры и дополнительные соглашения к ним с подобными условиями заключены ОАО "Сибирьтелеком" с другими операторами связи, в частности, с ОАО "Мегафон", ОАО "Вымпел-Коммуникации".
Более того, судами установлено, что условия дополнительного соглашения лишь уточняли условия пропуска трафика, определенные сложившимися договорными отношениями. Необходимость такого уточнения была вызвана нарушением ОАО "МТС" маршрутизации, предусмотренной проектно-сметной документацией к договору за период с июля 2009 года по май 2010 года.
При этом до направления дополнительного соглашения ОАО "МТС" в связи с указанным нарушением маршрутизации стало направлять трафик по маршруту, определенному в договоре.
Исходя из указанных обстоятельств, суды пришли к выводу, что сами по себе условия дополнительного соглашения к договору и факт направления его ОАО "МТС" не повлияли на взаимоотношения сторон по договору при сложившейся ситуации, поскольку пропуск трафика осуществлялся согласно условиям договора и без подписания дополнительного соглашения.
Судами обоснованно указано, что без проведения антимонопольным органом анализа соответствия спорных условий дополнительного соглашения нормам Закона о связи, Правилам государственного регулирования цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования, и Перечню услуг присоединения и услуг по пропуску трафика, оказываемых операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования, цены на которые подлежат государственному регулированию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.10.2005 N 627, не могли быть приняты доводы ОАО "МТС" о том, что условия дополнительного соглашения в предложенной ОАО "Сибирьтелеком" редакции повлекут увеличение затрат на оказание услуг связи абонента местной сети ОАО "МТС", а также услуг присоединения и пропуска трафика присоединенным операторам ОАО "МТС".
Таким образом, судами признаны недоказанными обстоятельства о навязывании невыгодных или не относящихся к предмету договора условий, в связи с чем вывод судов об отсутствии в действиях Общества нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции является обоснованным.
Несогласие антимонопольного органа с оценкой судами фактических обстоятельств дела не свидетельствует о нарушении судами норм права и не является основанием для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
Переоценка доказательств и фактических обстоятельств спора, установленных судами, в силу положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 03.06.2011 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 30.08.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-2472/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.П. Маняшина |
Судьи |
Л.В. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Признавая недействительным оспариваемое решение антимонопольного органа, суды учитывали, что антимонопольным органом не представлено доказательств навязывания ОАО "МТС" невыгодных условий или условий, не относящихся к предмету договора, что можно было бы расценить как злоупотребление доминирующим положением применительно к положениям антимонопольного законодательства и статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.
...
Судами обоснованно указано, что без проведения антимонопольным органом анализа соответствия спорных условий дополнительного соглашения нормам Закона о связи, Правилам государственного регулирования цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования, и Перечню услуг присоединения и услуг по пропуску трафика, оказываемых операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования, цены на которые подлежат государственному регулированию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.10.2005 N 627, не могли быть приняты доводы ОАО "МТС" о том, что условия дополнительного соглашения в предложенной ОАО "Сибирьтелеком" редакции повлекут увеличение затрат на оказание услуг связи абонента местной сети ОАО "МТС", а также услуг присоединения и пропуска трафика присоединенным операторам ОАО "МТС".
Таким образом, судами признаны недоказанными обстоятельства о навязывании невыгодных или не относящихся к предмету договора условий, в связи с чем вывод судов об отсутствии в действиях Общества нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции является обоснованным."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 ноября 2011 г. N Ф04-6003/11 по делу N А45-2472/2011