г. Тюмень |
|
2 декабря 2011 г. |
Дело N А70-1174/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 2 декабря 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабалковой Т.Я.
судей Ильина В.И.
Отческой Т.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Тюменский государственный нефтегазовый университет" на решение от 14.06.2011 Арбитражного суда Тюменской области (судья Стафеев С.А.) и постановление от 13.09.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кливер Е.П., Иванова Н.Е., Киричёк Ю.Н.) по делу N А70-1174/2011 по заявлению Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Тюменский государственный нефтегазовый университет" (625000, Тюменская область, город Тюмень, улица Володарского, 38, ОГРН 1027200811483, ИНН 7202028202) к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тюменской области (625018, Тюменская область, город Тюмень, улица Республики, 52, 540, ОГРН 1047200605484, ИНН 7202126866) о признании недействительным предписания в части.
В заседании приняли участие представители: от Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Тюменский государственный нефтегазовый университет" - Борисов А.А., доверенность от 25.08.2011; от Территориального управления Федеральной службы фи нансово-бюджетного надзора в Тюменской области - Колмакова С.А., доверенность от 12.11.2010; Лукьяненко Е.М. - доверенность от 08.04.2011.
Суд установил:
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Тюменский государственный нефтегазовый университет" (далее - университет) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании недействительным предписания от 14.01.2011 N 1 Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тюменской области (далее - управление) в части, касающейся пункта 2 раздела 6 "Иные финансовые нарушения", в которой указано, что студентам из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускающимся из университета, занижена на 1 531 500 руб. сумма компенсации расходов из средств федерального бюджета на приобретение одежды и обуви (при выпуске).
Решением от 14.06.2011 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 13.09.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных университетом требований отказано.
В кассационной жалобе университет, ссылаясь на нарушение судами ном материального и процессуального права, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит принятые судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Подробно доводы университета изложены в кассационной жалобе.
Управлением представлен отзыв с возражениями на доводы кассационной жалобы.
Проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ревизионной группой управления проведена плановая ревизия финансово-хозяйственной деятельности университета за период с 01.01.2008 по 31.12.2009 на предмет правильности начисления денежных компенсаций и других выплат детям-сиротам, результаты которой оформлены актом от 30.12.2010.
В ходе ревизии установлено, что студентам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускающимся из университета занижена сумма компенсации расходов на приобретение одежды и обуви (при выпуске) на сумму 1 531 464 руб., в том числе в 2008 году на сумму 519 904 руб., в 2009 году на сумму 1 011 560 руб.
По результатам ревизии управлением вынесено предписание от 14.01.2011 N 1, со сроком исполнения - не позднее 30 календарных дней с даты получения предписания.
В пункте 2 раздела 6 предписания "Иные финансовые нарушения" зафиксировано указанное выше нарушение, на университет возложена обязанность принять меры к доплате выпускникам университета из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суммы компенсации расходов на приобретение одежды и обуви (при выпуске).
Университет, полагая, что предписание в указанной части не соответствует действующему законодательству, нарушает его права и законные интересы, обратился с арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении требований университету, исходили из того, что по результатам рассмотрения настоящего дела университетом не представлено доказательств, подтверждающих выплату компенсации в полном объеме лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при выпуске.
Выводы арбитражных судов являются правомерными и соответствуют обстоятельствам дела.
Под полным государственным обеспечением и дополнительными гарантиями по социальной поддержке при получении профессионального образования понимается предоставление детям-сиротам, обучающимся по очной форме обучения в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости, а также законодательно закрепленных дополнительных мер по социальной защите прав детей-сирот до окончания обучения в указанных образовательных учреждениях (статья 1 Закона N 159-ФЗ).
Частью 8 статьи 6 Закона N 159-ФЗ предусмотрено, что выпускники образовательных учреждений, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.11.2005 N 659 "Об утверждении норм материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, несовершеннолетних, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях - специальных профессиональных училищах открытого и закрытого типа и федеральном государственном учреждении "Сергиево Посадский детский дом слепоглухих Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию" (далее - Постановление N 659) утверждены нормы обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - выпускников федеральных государственных образовательных учреждений.
Финансирование расходов, связанных с реализацией данного постановления, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на соответствующий год федеральным органам исполнительной власти и иным получателям указанных средств на обеспечение деятельности соответствующих подведомственных учреждений (пункт 2).
Следовательно, действующим законодательством предусмотрены как ежегодные выплаты, так и единовременные выплаты при выпуске лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей из государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования.
Письмами Рособразования от 08.02.2008 N 10-53-697/10-05 и от 15.01.2009 N 10-ФАО-17/10-01 "О материальном обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Федеральным агентствам по образованию разъяснено, что материальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рассчитывается в соответствии с Постановлением N 659.
Таким образом, довод университета о законодательном нерегламентировании процедуры компенсационных выплат отклоняется судом кассационной инстанции.
Согласно указанным письмам Рособразования лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ежегодно обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем (помимо обеспечения при выпуске). Ежегодное обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем составляло в 2008 году - 23 632 руб., в 2009 году - 25 289 руб. Расходы на обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием (при выпуске) указанной категории лиц (в расчете на одного обучающегося) на 01.01.2008 составляют на юношу 53 430 руб., на девушку 54 788 руб., в 2009 году - 59 337 руб.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав доводы и доказательства сторон, установили, что приказами от 16.04.2008 N 350/с, от 15.04.2009 N 363/с подтверждается выплата лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ежегодной денежной компенсации расходов на приобретение одежды и обуви. Данные приказы не приняты судами в качестве доказательств, так как их них не следует выплата сумма компенсации расходов на приобретение одежды и обуви, предусмотренная при выпуске.
Приказы, свидетельствующие о выплате компенсации указанным лицам при выпуске, университетом не представлены.
Ссылка университета на то, что в приказах отсутствует формулировка, позволяющая определить их принадлежность к ежегодной выплате, судом кассационной инстанции не принимается, поскольку суды сделали вывод об отсутствии выплат лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при выпуске исходя из совокупности, представленных доказательств.
Согласно части 1 статьи 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Как установили суды обеих инстанций, университетом не представлены доказательства осуществления компенсационных выплат при выпуске каждому студенту.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводом суда апелляционной инстанций инстанции о том, обстоятельства по данному спору не могут быть подтверждены свидетельскими показаниями, а должны быть подтверждены первичными финансовыми документами, в связи с чем судом обоснованно отказано в удовлетворении ходатайства о допросе в качестве свидетеля выпускника 2009 года.
Довод о том, что именно управление должно доказать и обосновать несоответствие доводов, указанных в акте от 30.12.2010 и предписании от 14.01.2011, не может быть принят как противоречащий положениям статьи 65 АПК РФ, поскольку, если при рассмотрении дела университет обосновывает свои требования тем, что спорные документы подтверждают компенсационную выплату студентам при выпуске в полном объеме, то в силу статьи 65 АПК РФ именно его обязанностью является представление доказательств, подтверждающих заявленные доводы.
Положение статей 65, 200 АПК РФ по обязанности доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными и иными органами оспариваемых актов, решений соответствующими органами, не освобождает лицо, в отношении которого вынесен оспариваемый ненормативный акт, доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, выводы судов, содержащиеся в обжалуемых решении и постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, судами правильно применены нормы материального и процессуального права.
Основания, предусмотренные статьей 288 АПК РФ для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, судом кассационной инстанции не установлены.
При таких обстоятельствах кассационная жалобы удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 14.06.2011 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 13.09.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-1174/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Я. Шабалкова |
Судьи |
В.И. Ильин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.11.2005 N 659 "Об утверждении норм материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, несовершеннолетних, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях - специальных профессиональных училищах открытого и закрытого типа и федеральном государственном учреждении "Сергиево Посадский детский дом слепоглухих Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию" (далее - Постановление N 659) утверждены нормы обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - выпускников федеральных государственных образовательных учреждений.
...
Письмами Рособразования от 08.02.2008 N 10-53-697/10-05 и от 15.01.2009 N 10-ФАО-17/10-01 "О материальном обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Федеральным агентствам по образованию разъяснено, что материальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рассчитывается в соответствии с Постановлением N 659."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 2 декабря 2011 г. N Ф04-6373/11 по делу N А70-1174/2011