город Омск
13 сентября 2011 г. |
Дело N А70-1174/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 сентября 2011 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кливера Е.П.,
судей Ивановой Н.Е., Киричёк Ю.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кулагиной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5855/2011) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Тюменский государственный нефтегазовый университет", ИНН 7202028202, ОГРН 1027200811483 (далее - ТюмГНГУ; Университет; заявитель)
на решение Арбитражного суда Тюменской области от 14.06.2011 по делу N А70-1174/2011 (судья Стафеев С.А.), принятое
по заявлению Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Тюменский государственный нефтегазовый университет"
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тюменской области, ИНН 7202126866, ОГРН 1047200605484 (далее - ТУ Росфиннадзора в Тюменской области; заинтересованное лицо)
о признании недействительным предписания от 14.01.2011 N 1, в части касающейся пункта 2 раздела 6,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Борисов А.А. по доверенности от 25.08.2011 N 417, действительной по 31.12.2011 (личность удостоверена паспортом гражданина РФ);
от заинтересованного лица - представитель не явился, лицо о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом,
установил:
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Тюменский государственный нефтегазовый университет" обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к ТУ Росфиннадзора в Тюменской области, в котором просило признать недействительным предписание от 14.01.2011 N 1 в части касающейся пункта 2 раздела 6 "Иные финансовые нарушения", где указано, что студентам из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускающимся из университета, занижена на 1 531 500 руб. сумма компенсации расходов из средств федерального бюджета на приобретение одежды и обуви (при выпуске).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 14.06.2011 в удовлетворении заявленного Университетом требования отказано.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал на законность и обоснованность вынесенного заинтересованным лицом предписания в оспариваемой части.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТюмГНГУ обратился с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленного требования.
Податель жалобы считает что, судом первой инстанции не в полном объеме выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а обстоятельства, которые суд посчитал установленными - не доказаны.
Университет считает, что выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, а также указывает на нарушение судом норм процессуального права.
В ходе рассмотрения настоящего дела в порядке апелляционного производства представитель заявителя сослался на то, что в связи с внесением записи в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 2117232268426 он переименован в Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Тюменский государственный нефтегазовый университет".
ТУ Росфиннадзора в Тюменской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя не обеспечило, в письменном отзыве просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на апелляционную жалобу, возражения на письменный отзыв, заслушав представителя Университета, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Ревизионной группой ТУ Росфиннадзора в Тюменской области в период с 01.11.2010 по 30.12.2010 была проведена плановая ревизия финансово-хозяйственной деятельности Университета за период с 01.01.2008 по 31.12.2009.
Результаты ревизии оформлены актом от 30.12.2010.
В ходе ревизии при проверке правильности начисления денежных компенсаций и других выплат детям-сиротам ТУ Росфиннадзора в Тюменской области было установлено, что студентам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускающимся из Университета занижена сумма компенсации расходов на приобретение одежды и обуви (при выпуске) на сумму 1 531 464 руб., в том числе в 2008 году на сумму 519 904 руб., в 2009 году на сумму 1 011 560 руб.
ТУ Росфиннадзора в Тюменской области установлено, что действия Университета противоречат пункту 8 статьи 6 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Постановлению Правительства РФ от 07.11.2005 N 659 "Об утверждении норм материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, несовершеннолетних, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях - специальных профессиональных училищах открытого и закрытого типа и федеральном государственном учреждении "Сергиево Посадский детский дом слепоглухих Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию", письмам Рособразования от 08.02.2008 N 10-53-697/10-05, от 15.01.2009 N 10-ФАО-17/10-01 "О материальном обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
14.01.2011 по результатам ревизии ТУ Росфиннадзора в Тюменской области было вынесено предписание по устранению выявленных нарушений N 1.
В соответствии с пунктом 2 раздела 6 названного предписания "Иные финансовые нарушения" ТУ Росфиннадзора в Тюменской области зафиксировано описанное выше нарушение и возложило на Университет обязанность принять меры к доплате выпускникам Университета из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суммы компенсации расходов на приобретение одежды и обуви (при выпуске).
Срок исполнения предписания - не позднее 30 календарных дней с даты получения предписания.
Полагая, что названное предписание в вышеуказанной части не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Университета, последний обратился с заявленным требованием в арбитражный суд первой инстанции.
14.06.2011 Арбитражный суд Тюменской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" под полным государственным обеспечением и дополнительным гарантиям по социальной поддержке при получении профессионального образования понимается, предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся по очной форме обучения в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости, а также законодательно закрепленных дополнительных мер по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до окончания обучения в указанных образовательных учреждениях.
Дополнительные гарантии по социальной поддержке - законодательно закрепленные дополнительные меры по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при получении ими профессионального образования по очной форме обучения.
В соответствии с частью 8 статьи 6 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" выпускники образовательных учреждений, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 07.11.2005 N 659 утверждены нормы обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - выпускников федеральных государственных образовательных учреждений.
Письмом Рособразования от 08.02.2008 N 10-53-697/10-05 "О материальном обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" основании данных Росстата по ценам, сложившимся в среднем по Российской Федерации на 01.01.2008, расходы на материальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в расчете на одного обучающегося), составляют на: обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием (при выпуске) на юношу 53 430 руб.; на девушку 54 788 руб.
Письмом Рособразования от 15.01.2009 г.. N 10-ФАО-17/10-01 "О материальном обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в бюджетных сметах на 2009 год учреждений, находящихся в ведении Рособразования, на материальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрены средства федерального бюджета (в расчете на одного обучающегося) на обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием (при выпуске)- 59 337 руб.
Проанализировав процитированные выше правовые нормы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что положения действующего законодательства предоставляют право лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования как на ежегодное обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем, так и на обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем при выпуске, то есть законодательством предусмотрены ежегодные выплаты и единовременные выплаты при выпуске вышеуказанных лиц из государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования.
Судом первой инстанции установлено и имеющиеся в материалах дела документы свидетельствуют, что приказами от 16.04.2008 N 350/с (т.1 л.д. 53-59), от 15.04.2009 N 363/с (т. 1 л.д. 29-36) подтверждается выплата 23 632 руб. (за 2008 год) и 25 289 руб. (за 2009 год) соответственно ежегодной денежной компенсации расходов на приобретение одежды и обуви.
Приказов, свидетельствующих о выплате компенсации лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования при выпуске, материалы настоящего дела не содержат.
Податель апелляционной жалобы в возражениях на отзыв указывает на то, что процедура компенсационных выплат студентам не регламентирована законодательством.
Однако арбитражный суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным указанием Университета, как основанном на неверном толковании вышеперечисленных правовых норм.
В ходе рассмотрения настоящего дела в порядке апелляционного производства представитель подателя жалобы ходатайствовал о допросе в качестве свидетеля Мироновой Е.Ю. (урожденной Малюкиной Е.П.), которая могла бы подтвердить выплату компенсации лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования при выпуске.
Рассмотрев заявленное ходатайство, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его удовлетворения, поскольку в соответствии со статьей 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Таким образом, показания свидетеля Мироновой Е.Ю. (урожденной Малюкиной Е.П.) не могут являться относимыми и допустимыми доказательствами, достоверно подтверждающими факт осуществления компенсационной выплаты лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования при выпуске. Такими доказательствами являются первичные финансовые документы, подтверждающие получение в полном объеме компенсационных выплат при выпуске указанными детьми.
Как правильно отметил суд первой инстанции, такие документы заявителем в материалы дела не представлены.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Тюменской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Поскольку в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 1 информационного письма от 11.05.2010 N 139, Университетом при подаче апелляционной жалобы подлежала к уплате государственная пошлина в сумме 1000 руб., а фактически им была уплачена в сумме 2000 руб., то 1000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины подлежит возврату подателю жалобы из федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 14.06.2011 по делу N А70-1174/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Тюменский государственный нефтегазовый университет" из федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению от 14.06.2011 N 88427.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.П. Кливер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-1174/2011
Истец: ГОУ Высшего профессионального образования "Тюменский государственный нефтегазовый университет"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тюменской области, Федеральная служба Финансово-бюджетного надзора Территориальное управление в Тюменской области