г. Тюмень |
|
14 декабря 2011 г. |
Дело N А81-1084/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 8 декабря 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 декабря 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Каранкевич Е.А.
судей Коробейниковой О.С.
Лошкомоевой В.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Дробота Александра Ивановича на постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2011 (судьи Зиновьева Т.А., Еникеева Л.И., Шарова Н.А.) по делу N А81-1084/2011 по иску индивидуального предпринимателя Дробота Александра Ивановича к Департаменту недвижимости муниципального образования город Новый Уренгой (629300, город Новый Уренгой, Ленинградский проспект, 5 Б, ИНН 8904013329, ОГРН 1028900625302) о признании права собственности на объект недвижимости.
Другие лица, участвующие в деле: дочернее открытое акционерное общество "Строительно-монтажный поезд N 522", муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства "Лимбей", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ямало-Ненецком автономном округе. Индивидуальный предприниматель Дробот Александр Иванович
Суд установил:
индивидуальный предприниматель Дробот Александр Иванович (далее - ИП Дробот А.И.) обратился в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с исковым заявлением к Департаменту недвижимости муниципального образования город Новый Уренгой (далее - Департамент) о признании права собственности на объект недвижимости: помещение (здание) магазина "Каштан", площадью 143,5 кв. м, расположенное по адресу: посёлок Коротчаево, площадь Ленина (далее - помещение магазина).
Дочернее открытое акционерное общество "Строительно-монтажный поезд N 522" (далее - ДОАО "СМП N 522") по заявлению истца привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Определением суда от 22.04.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, также привлечены муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства "Лимбей" (далее - МУП ЖКХ "Лимбей") и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ямало -Ненецком автономном округе (далее - Росимущество).
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22.05.2011 (судья Соколов С.В.) исковое заявление удовлетворено. За ИП Дроботом А.И. признано право собственности на здание магазина.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2011 решение отменено, в удовлетворении исковых требований ИП Дробота А.И. отказано.
Не согласившись с постановлением апелляционной инстанции, истец обратился с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
В кассационной жалобе Индивидуальный предприниматель Дробот Александр Ивановичзаявитель указал, что вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии спора относительно тождества имущества не соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам. Сделав вывод о возникновении у ответчика права муниципальной собственности в силу прямого указания постановления Верховного Совета от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1), суд апелляционной инстанции неверно истолковал закон. Сделка по передаче помещения магазина в собственность муниципального образования город Новый Уренгой (далее - МО г. Новый Уренгой), совершённая Гаффнером И.В. от имени открытого акционерного общества "Севтюментранспуть", и принятие этого имущества в муниципальную собственность на основании распоряжения главы города Новый Уренгой от 26.04.2005 N 924-р, является ничтожной в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В отзыве на кассационную жалобу Департамент просит оставить постановление апелляционной инстанции без изменения и рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие своего представителя.
Учитывая надлежащее извещение участвующих в деле лиц о времени и месте проведения судебного разбирательства, кассационная жалоба заявителя рассматривается в их отсутствие в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив в соответствии со статьями 286, 288 АПК РФ законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела следует, что по договору приёма-передачи основных средств (передаточный акт) от 16.03.1998 N 5 объект недвижимости: дом-почта (магазин "Каштан"), площадью 111,3 кв. м, расположенный по адресу: посёлок Коротчаево, площадь Ленина, 4, (далее - объект дом-почта) внесён в уставный капитал ДОАО "СМП N 522" учредителем - открытым акционерным обществом "Севтюментранспуть" (далее - ОАО "Севтюментранспуть").
ОАО "Севтюментранспуть" является правопреемником УЭС Севтюментранспуть, преобразованного в результате приватизации в акционерное общество открытого типа, в соответствии с Законом Российской Федерации от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" (далее - Закон о приватизации).
Между ДОАО "СМП N 522" (продавец) и ЧПБОЮЛ Дроботом А.И. (покупатель) заключён договор купли-продажи помещения магазина от 03.02.2005.
Согласно пункту 2.1 договора цена приобретаемого покупателем помещения установлена в размере 70 000 руб., указанная цена является окончательной и изменению не подлежит.
Обязательство покупателя по оплате имущества прекращено зачётом встречных требований по акту о взаиморасчётах от 03.02.2005.
Помещение магазина передано продавцом покупателю по акту приёма-передачи от 03.02.2005.
В целях регистрации права собственности на данный объект истец обратился в Ново-Уренгойский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Управление Росреестра).
Сообщением от 11.02.2011 N 08/035/2010-402/08-657 в государственной регистрации права собственности истцу отказано. Регистрирующий орган указал, что право собственности на помещение не может быть зарегистрировано ввиду отсутствия необходимых правоустанавливающих документов, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), а также в связи с неподтверждённостью права собственности со стороны продавца - ДОАО "СМП N 522".
На запрос истца Департамент в письме от 29.03.2010 N 03205/02 сообщил, что объект дом-почта числится в реестре муниципальной собственности МО г. Новый Уренгой.
Кроме того судами установлено и материалами дела подтверждено, что на основании обращения ОАО "Севтюментранспуть" от 19.11.2004 N 2509, соглашения о порядке и условиях приёма-передачи объектов жилищного фонда, социально-культурного и коммунально-бытового назначения, находящихся на балансе ОАО "Севтюментранспуть", передаваемых в собственность муниципального образования город Новый Уренгой, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность" объект дом-почта был принят в собственность МО г. Новый Уренгой и включён в реестр муниципального имущества распоряжением Главы города Новый Уренгой от 26.04.2005 N 924-р "О приёме в муниципальную собственность".
В 2005 году в муниципальную собственность была осуществлена фактическая передача объекта на основании соответствующего акта приёма-передачи, подписанного от передающей стороны генеральным директором ОАО "Севтюментранспуть" Гаффнером И.В.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришёл к выводу о ничтожности сделки по передаче объекта дом-почта в собственность МО г. Новый Уренгой, совершённой Гаффнером И.В. от имени ОАО "Севтюментранспуть", поскольку с 31.08.2004 Гаффнер И.В. не обладал полномочиями руководителя общества. Удовлетворяя исковые требования о признании за ИП Дроботом А.И. права собственности на помещение магазина, суд счёл, что истцом представлены доказательства законности приобретения права собственности на помещение магазина и несения бремени его содержания с момента приобретения.
Повторно рассматривая дело, суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции и отменил принятое по делу решение.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что ОАО "Севтюментранспуть" не имело права распоряжаться объектом дом-почта в том числе посредством внесения в уставный капитал ДОАО "СМП N 522" при его создании, поскольку в результате приватизации УЭС "Севтюментранспуть" указанный объект не был передан в уставный капитал ОАО "Севтюментранспуть", а подлежал передаче в муниципальную собственность в порядке, предусмотренном Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утверждённым распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп. При этом суд учёл, что согласно приложению N 9 к Акту оценки стоимости УЭС "Севтюментранспуть" объект дом-почта значится в числе имущества предприятия для которого установлены особые условия приватизации.
Обоснованным является вывод суда апелляционной инстанции о том, что спорное имущество относится к муниципальной собственности на основании Постановления N 3020-1 и указанный нормативный правовой акт выступает основанием возникновения права муниципальной собственности на объект.
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 3020-1 объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения (пункт 1 приложения N 3) независимо от того, на чьём балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.
В пункте 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" разъяснено, что объекты, указанные в приложении N 3 к Постановлению N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности в силу прямого указания закона.
На основании вышеизложенного, довод заявителя кассационной жалобы о неверном истолковании закона судом апелляционной инстанции при применении Постановления N 3020-1 суд кассационной инстанции считает несостоятельным.
Поскольку материалами дела подтверждено право муниципальной собственности на спорный объект, суд апелляционной инстанции пришёл к правильному выводу о том, что исковые требования ИП Дробота А.И. удовлетворению не подлежат.
Доводы заявителя кассационной жалобы были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, где им была дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки приведённых доводов у суда кассационной инстанции нет.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что при принятии постановления суд апелляционной инстанции не допустили нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в порядке статьи 288 АПК РФ не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2011 по делу N А81-1084/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Каранкевич |
Судьи |
О.С. Коробейникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что ОАО "Севтюментранспуть" не имело права распоряжаться объектом дом-почта в том числе посредством внесения в уставный капитал ДОАО "СМП N 522" при его создании, поскольку в результате приватизации УЭС "Севтюментранспуть" указанный объект не был передан в уставный капитал ОАО "Севтюментранспуть", а подлежал передаче в муниципальную собственность в порядке, предусмотренном Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утверждённым распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп. При этом суд учёл, что согласно приложению N 9 к Акту оценки стоимости УЭС "Севтюментранспуть" объект дом-почта значится в числе имущества предприятия для которого установлены особые условия приватизации.
Обоснованным является вывод суда апелляционной инстанции о том, что спорное имущество относится к муниципальной собственности на основании Постановления N 3020-1 и указанный нормативный правовой акт выступает основанием возникновения права муниципальной собственности на объект.
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 3020-1 объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения (пункт 1 приложения N 3) независимо от того, на чьём балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.
В пункте 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" разъяснено, что объекты, указанные в приложении N 3 к Постановлению N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности в силу прямого указания закона.
На основании вышеизложенного, довод заявителя кассационной жалобы о неверном истолковании закона судом апелляционной инстанции при применении Постановления N 3020-1 суд кассационной инстанции считает несостоятельным."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 декабря 2011 г. N Ф04-6174/11 по делу N А81-1084/2011