г. Тюмень |
|
23 декабря 2011 г. |
Дело N А45-5174/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 декабря 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бушмелевой Л.В.
судей Григорьева Д.В.
Тихомирова В.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Транссибирские магистральные нефтепроводы" на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 14.06.2011 (судья Чернова О.В.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Скачкова О.А., Кулеш Т.А., Хайкина С.Н.) от 22.08.2011 по делу N А45-5174/2011
по иску открытого акционерного общества "Транссибирские магистральные нефтепроводы" (644033, г. Омск, ул. Красный путь, 111, корп.1, ИНН 5502020634, ОГРН 1025500514489)
к Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата по Новосибирской области" (630087, г. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, д. 167, к. 703, ИНН 5406174247, ОГРН 1035402456980)
о признании недействительным решения об отказе в осуществлении кадастрового учета земельных участков.
Другие лица, участвующие в деле: общество с ограниченной ответственностью "Техноцентр".
В заседании принял участие представитель:
открытого акционерного общества "Транссибирские магистральные нефтепроводы" - Кошелева Е.В. по доверенности от 17.02.2011 N 50/11/22.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Транссибирские магистральные нефтепроводы" (далее - ОАО "Транссибнефть", общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительным решения Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Новосибирской области (далее - ФГУ "Земельная кадастровая палата") от 06.12.2010 N 54/10-3400 об отказе в осуществлении кадастрового учета двух земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 54:14:025507:739, расположенных по адресу: Новосибирская область, Куйбышевский район, Осиновский сельсовет, и обязании ФГУ "Земельная кадастровая палата" осуществить постановку на государственный кадастровый учет земельных участков путем разделения земельного участка с кадастровым номером 54:14:025507:739.
Заявленные требования мотивированы незаконностью отказа и нарушение прав общества.
Определением арбитражного суда от 26.04.2011 к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено общество с ограниченной ответственностью "Техноцентр" (далее - ООО "Техноцентр").
Решением от 14.06.2011, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2011, в удовлетворении исковых требований ОАО "Транссибнефть" отказано.
ОАО "Транссибнефть" в кассационной жалобе просит отменить указанные судебные акты, как принятые без учета фактических обстоятельств дела, с нарушением норм процессуального и материального права, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению ОАО "Транссибнефть", решение об отказе в осуществлении кадастрового учета вынесено с нарушением Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", необоснованным применением пункта 18 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2011 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", считая, что, в данном случае, следовало руководствоваться пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 21.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которому отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Податель жалобы указывает на не применение судами норм статей 11, 11.2, 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации. Кроме того, податель жалобы указывает на то, что не дана оценка пояснениям ООО "Техноцентр" о проведении кадастровых работ по поручению ОАО "Транссибнефть", не принято во внимание, что отказ в постановке на кадастровый учет выделенных земельных участков адресован администрации Куйбышевского района, которая в дальнейшем не сможет в соответствии с действующим законодательством предоставить ОАО "Транссибнефть" право на использование земельных участков, с расположенными на них объектами магистрального нефтепровода.
Отзыв в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлен.
В судебном заседании представитель ОАО "Транссибнефть" поддержал доводы и требования кассационной жалобы.
Учитывая надлежащее извещение участвующих в деле лиц о судебном заседании по делу, кассационная жалоба рассмотрена в отсутствии представителей остальных лиц, согласно пункту 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив по правилам статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм права, соответствие выводов судов обстоятельствам дела, суд кассационной инстанции не установил оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела следует, что ОАО "Транссибнефть" заключило с ООО "Техноцентр" договор от 01.07.2010 N 1 на выполнение кадастровых работ по межеванию земельных участков с постановкой их на государственный кадастровый учет.
Во исполнение данного договора ООО "Техноцентр", проведя кадастровые работы по межеванию земельных участков, в соответствии со статьей 22 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 N 221-ФЗ подало заявление от 09.12.2010 N 5414/103/10-93 в Межрайонный отдел N 2 Куйбышевского района ФГУ "Земельная кадастровая палата" о постановке на государственный кадастровый учет двух земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 54:14:025507:739, расположенных по адресу: Новосибирская область, Куйбышевский район, Осиновский сельсовет, и межевой план от 27.10.2010.
ФГУ "Земельная кадастровая палата" приняло решение от 06.12.2010 N 54/10-3400 об отказе в государственной регистрации земельных участков на основании части 10 статьи 38 "О государственном кадастре недвижимости" и пункта 18 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ" от 25.10.2001 N 137-ФЗ.
ОАО "Транссибнефть", считая данный отказ незаконным, нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Арбитражный суд, основываясь на положениях статей 11.2, 11.3, 29 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 26, 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований. При этом арбитражный суд исходил из того, что ОАО "Транссибнефть" не доказало нарушение своих прав оспариваемым решением об отказе в осуществлении кадастрового учета земельных участков, поскольку не представило документов в подтверждение наличия какого-либо права на земельный участок с кадастровым номером 54:14:025507:739 путем раздела на два земельных участка.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции
Выводы судов основаны на установленных по делу обстоятельствах и правильном применении норм действующего законодательства.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу указанной нормы права, а также согласно части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регламентируются Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре).
Пунктом 2 части 2 статьи 27 Закона о государственном кадастре предусмотрено, что в осуществлении кадастрового учета может быть отказано, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Закона.
Отказ в осуществлении кадастрового учета мотивирован несоответствием документов по форме и содержанию требованиям Закона о государственном кадастре, а именно тем, что межевой план представлен на образование земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 54:14:025507:739 с сохранением его в измененных границах, который находится в государственной собственности и не предоставлен гражданину или юридическому лицу. В соответствии с пунктом 18 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" такая процедура раздела земельного участка производится с земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, которые предоставлены гражданину или юридическому лицу.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующих обстоятельств.
Статьей 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса.
Решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Согласно пункту 18 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2011 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", до 01.01.2015 при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного гражданину или юридическому лицу, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).
Судами установлено, что в представленном межевом плане N 5414/103/10-93 от 09.11.2010 заказчиком проведения кадастровых работ указана администрация Куйбышевского района.
ОАО "Транссибнефть" не представило доказательств, подтверждающих наличие права собственности на земельный участок с кадастровым номером 54:14:025507:739 путем раздела на два земельных участка.
При таких обстоятельствах ОАО "Транссибнефть" не доказало, что оспариваемое решение не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы. В этой связи у суда не имелось оснований для удовлетворения заявленных требований.
С учетом изложенного доводы кассационной жалобы о неправильном применении судами норм Земельного кодекса Российской Федерации отклоняются.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, не опровергая правильность выводов судов, по существу направлены на иную оценку доказательств и установленных обстоятельств по делу, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 14.06.2011 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2011 по делу N А45-5174/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Бушмелева |
Судьи |
Д.В. Григорьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказ в осуществлении кадастрового учета мотивирован несоответствием документов по форме и содержанию требованиям Закона о государственном кадастре, а именно тем, что межевой план представлен на образование земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 54:14:025507:739 с сохранением его в измененных границах, который находится в государственной собственности и не предоставлен гражданину или юридическому лицу. В соответствии с пунктом 18 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" такая процедура раздела земельного участка производится с земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, которые предоставлены гражданину или юридическому лицу.
...
Статьей 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса.
Решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
...
... не представило доказательств, подтверждающих наличие права собственности на земельный участок с кадастровым номером 54:14:025507:739 путем раздела на два земельных участка.
При таких обстоятельствах ... не доказало, что оспариваемое решение не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы. В этой связи у суда не имелось оснований для удовлетворения заявленных требований.
С учетом изложенного доводы кассационной жалобы о неправильном применении судами норм Земельного кодекса Российской Федерации отклоняются."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 декабря 2011 г. N Ф04-6295/11 по делу N А45-5174/2011