г. Томск |
Дело N 07АП-6295/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 22 августа 2011 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.А. Скачковой,
судей Т.А. Кулеш, С.Н. Хайкиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем И.А. Топчиевой,
при участии в заседании:
от заявителя - не явился (уведомлен);
от заинтересованного лица - не явился (уведомлен);
от третьего лица - не явился (уведомлен),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Транссибирские магистральные нефтепроводы"
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 14 июня 2011 г. по делу N А45-5174/2011 (судья О.В. Чернова)
по заявлению открытого акционерного общества "Транссибирские магистральные нефтепроводы" (ОГРН 1025500514489, ИНН 5502020634, 644033, Омская область, г. Омск, ул. Красный путь, д. 111, корп. 1)
к Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Новосибирской области (ОГРН 1035402456980, ИНН 5406174247, 630087, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, д. 167, офис 703),
третье лицо - общество с ограниченной ответственностью "Техноцентр" (632387, Новосибирская область, г. Куйбышев, ул. Куйбышевская, д. 28),
о признании недействительным решения N 54/10-3400 от 06.12.2010,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Транссибирские магистральные нефтепроводы" (далее - заявитель, Общество, ОАО "Транссибнефть") обратилось в арбитражный суд с заявлением Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" (далее - ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Новосибирской области) о признании недействительным решения N 54/10-3400 от 06.12.2010, выданного ФГУ "Земельная кадастровая палата по Новосибирской области" Межрайонного отдела N 2 Куйбышевского района об отказе в осуществлении кадастрового учета двух земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 54:14:025507:739, расположенных по адресу: Новосибирская область, Куйбышевский район, Осиновский сельсовет и обязании ФГУ "Земельная кадастровая палата по Новосибирской области" осуществить постановку на государственный кадастровый учет в Межрайонном отделе N 2 Куйбышевского района два земельных участка путем раздела земельного участка с кадастровым номером 54:14:025507:739, расположенных по адресу: Новосибирская область, Куйбышевский район, Осиновский сельсовет.
Решением суда от 14 июня 2011 г. в удовлетворении требований ОАО "Транссиб нефть" отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что отказ в удовлетворении требований ОАО "Транссибнефть" по причине отсутствия доказательств нарушения законных интересов заявителя оспариваемым решением, не может являться законным основанием отказа.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Заинтересованное и третье лицо отзыва на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представили.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции, ОАО "Транссибнефть" и ООО "Техцентр" заключили договор N 1 от 01.07.2010 на выполнение кадастровых работ по межеванию земельных участков с постановкой их на государственный кадастровый учет.
Во исполнение данного договора представителем ООО "Техцентр" в соответствии со статьей 22 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 N 221-ФЗ было подано заявление от 09.12.2010 N 5414/103/10-93 в Межрайонный отдел N 2 Куйбышевского района ФГУ "Земельная кадастровая палата по Новосибирской области" о постановке на государственный кадастровый учет двух земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 54:14:025507:739, расположенных по адресу: Новосибирская область, Куйбышевский район, Осиновский сельсовет и межевой план от 27.10.2010
Решением N 54/10-3400 от 06.12.2010 ФГУ "Земельная кадастровая палата по Новосибирской области" было отказано в государственной регистрации земельных участков на основании части 10 статьи 38 "О государственном кадастре недвижимости" и пункта 18 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ" от 25.10.2001 N 137-ФЗ.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения заявителя в суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем не представлено бесспорных доказательств, подтверждающих факт предоставления ОАО "Транссиб нефть" земельного участка с кадастровым номером 54:14:025507:739 путем раздела на два земельных участка, основанием для отказа заявителю послужило не отсутствие права на раздел земельного участка, а отсутствие правоустанавливающих документов на земельные участки, следовательно, отказ в осуществлении государственного кадастрового учета является правомерным.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Частью 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) установлено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости.
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона N 221-ФЗ государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсов.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 27 Федерального закона N 221 орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
В статьях 26 и 27 Федерального закона N 221 установлен перечень оснований для приостановления либо отказа в осуществлении кадастрового учета, который носит исчерпывающий характер.
Как следует из материалов дела, основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета двух земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 54:14:025507:739, расположенных по адресу: Новосибирская область, Куйбышевский район, Осиновский сельсовет, явилось то, что документы по форме и содержанию не соответствовали требованиям Федерального закона 7 N 221-ФЗ, а именно, межевой план представлен на образование земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 54:14:025507:739 с сохранением его в измененных границах, который находится в государственной собственности и не предоставлен гражданину или юридическому лицу. В соответствии с пунктом 18 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" эта процедура производится с земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, которые предоставлены гражданину или юридическому лицу.
Согласно статье 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса.
Решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Обязательными приложениями к заявлениям об образовании земельных участков являются:
1) кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка;
2) правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
В соответствии с пунктом 18 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" до 1 января 2015 года при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного гражданину или юридическому лицу, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 54:14:025507:739, расположенный по адресу: Новосибирская область, Куйбышевский район, Осиновский сельсовет, образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 54:14:025507:5. Указанный участок был предоставлен ГУП "Осиновское" на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании государственного акта от 25.06.1999 N НСО-14-0043. На основании постановления Главы Куйбышевского района Новосибирской области от 19.11.2007 N 1330 право постоянного (бессрочного) пользования прекращено.
Из содержания межевого плана N 5414/103/10-93 от 09.11.2010 усматривается, что заказчиком кадастровых работ являлась Администрация Куйбышевского района Новосибирской области. Межевой план подготовлен ООО "Техноцентр" 27.10.2010.
При таких обстоятельствах, материалами дела подтверждается и не опровергнуто заявителем, что заказчиком проведения кадастровых работ являлась Администрация Куйбышевского района, и раздел земельных участков на основании постановления от 20.10.2010 был произведен Администрацией Куйбышевского района, а не ОАО "Транссибнефть".
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявителем не представлено бесспорных доказательств, подтверждающих факт предоставления ОАО "Транссибнефть" земельного участка с кадастровым номером 54:14:025507:739 путем раздела на два земельных участка.
Судом первой инстанции правомерно отклонена ссылка заявителя на письмо N 543/3 от 27.03.2009, так как оно регулирует иные правоотношения, не относящиеся к данной правовой ситуации, не относится к актам законодательства, в связи с чем, не может быть принято во внимание.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
С учетом вышеуказанных положений процессуального и материального права, на основании имеющихся в деле доказательств, проанализировав доводы апелляционной жалобы по отдельности, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что из представленных заявителем доказательств и иных материалов дела не усматривается несоответствия оспариваемого отказа в осуществлении кадастрового учета двух земельных участков путем раздела земельного участка Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", нарушений прав и законных интересов заявителя не установлено. Заявителем иных доказательств, подтверждающих изложенные в заявлении и апелляционной жалобе доводы, в арбитражный суд не представлено.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого отказа и об отсутствии нарушений в данном случае прав и законных интересов заявителя являются обоснованными.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
При обращении ООО "Транссибнефть" в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой поступило платежное поручение от 24.06.2011 N 42453 с назначением платежа "Государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы по делу N 45-5174/2011" на сумму 2000 руб.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, принимая во внимание позицию, изложенную в абзаце 2 пункта 15 Информационного письма Президиума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 25 мая 2005 года N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", уплаченная государственная пошлина в размере 1000 руб., на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату подателю жалобы.
Руководствуясь статьями 104, 110, 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Арбитражного суда Новосибирской области от 14 июня 2011 г. по делу N А45-5174/2011 оставить без изменения, апелляционную открытого акционерного общества "Транссибирские магистральные нефтепроводы" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Транссибирские магистральные нефтепроводы" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 руб., уплаченную по платежному поручению от 24.06.2011 N 42453.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
О.А. Скачкова |
Судьи |
Т.А. Кулеш |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-5174/2011
Истец: ОАО "Транссибирские магистральные нефтепроводы" (ОАО "Транссибнефть"), ОАО "Транссибнефть"
Ответчик: ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Новосибирской области, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Новосибирской области
Третье лицо: ООО "техноцентр"