г. Тюмень |
|
28 декабря 2011 г. |
Дело N А45-2709/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 декабря 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 28 декабря 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Григорьева Д.В.
судей Тихомирова В.В.
Цыгановой Е.М.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ООО Торговый двор "ЕРМАК-С" на решение от 21.06.2011 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Емельянова Г.М.) и постановление от 03.10.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Колупаева Л.А., Журавлёва В.А., Кривошеина С.В.) по делу N А45-2709/2011 по заявлению общества с ограниченной ответственностью Торговый двор "ЕРМАК-С" (630048, г. Новосибирск, улица Вертковская, дом 18А, ОГРН 1025401302354, ИНН 5403146957) к мэрии г. Новосибирска (630099, г. Новосибирск, Проспект Красный, дом 34, ОГРН 1045402490100, ИНН 5406285846), департаменту земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска (630000, г. Новосибирск, Проспект Красный, 50, ОГРН 1025402451470, ИНН 5406102806) об оспаривании отказа в предоставлении земельного участка.
В заседании приняли участие представители:
от общества с ограниченной ответственностью Торговый двор "ЕРМАК-С" - Мальцев И.Ю. по доверенности от 14.02.2011,
от мэрии г. Новосибирска - Харламов А.В. по доверенности от 06.04.2011 N 01-23-804,
от департамента земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска - Харламов А.В. по доверенности от 04.04.2011 N 311Д-55.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью Торговый двор "ЕРМАК-С" (далее - ООО ТД "ЕРМАК-С", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании неправомерным отказа департамента земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска (далее - Департамент, ответчик) о предоставлении в собственность ООО ТД "Ермак-С" земельного участка площадью 2 901 кв. м, с кадастровым номером 54:35:073915:11 по адресу: г. Новосибирск, ул. Большевистская, 274; об обязании Департамента подготовить проект договора купли-продажи земельного участка площадью 2 901 кв. м, с кадастровым номером 54:35:073915:11, расположенного по адресу: г. Новосибирск, ул. Большевистская, 274 и в десятидневный срок с даты принятия решения направить его заявителю.
Решением от 21.06.2011 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 03.10.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО ТД "ЕРМАК-С" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение от 21.06.2011 и постановление от 03.10.2011 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Заявитель считает, что суды первой и апелляционной инстанции неправильно применили нормы материального и процессуального права, полагает, что выводы судов противоречат обстоятельствам дела и представленным доказательствам. Указывает, что настоящее заявление должно быть рассмотрено в соответствии с правилами главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Представитель ООО ТД "ЕРМАК-С" в судебном заседании поддержал доводы и требования кассационной жалобы.
Представитель Департамента и мэрии г. Новосибирска в судебном заседании высказался против удовлетворения кассационной жалобы, находя её доводы необоснованными, просил решение и постановление апелляционной инстанции оставить без изменения.
Проверив в соответствии со статьями 286, 288 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов по настоящему делу, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, ООО ТД "ЕРМАК-С" обратилось в Департамент с заявлением о приобретении прав на земельный участок с кадастровым номером 54:35:073915:11 площадью 2 901 кв. м, расположенный по адресу: г. Новосибирск, ул. Большевистская, 274, на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), для использования находящегося на нём здания (конторы).
Департамент письмом от 10.02.2011 N 31-34257 отказал заявителю в предоставлении земельного участка в собственность.
Полагая, что отказ Департамента в предоставлении в собственность за плату испрашиваемого земельного участка является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что земельный участок с кадастровым номером 54:35:073915:2, предоставленный заявителю по договору аренды от 14.05.2001 N 19152, входит в границы зарезервированных земель согласно распоряжению от 01.06.2009 N 13000-р мэрии г. Новосибирска в целях строительства автомобильной дороги. При этом вновь образованный участок с кадастровым номером 54:35:073915:11, выделенный из земельного участка 54:35:073915:2, также находится в границах резервируемых земель.
Оставляя решение суда первой инстанции в силе, апелляционный суд указал, что распоряжение мэрии г. Новосибирска от 01.06.2009 N 13000-р и постановление мэрии г. Новосибирска от 11.03.2011 N 1977 о внесении изменений в приложение 3 к распоряжению мэрии г. Новосибирска от 22.01.2009 N 888-р вступили в законную силу, в установленном порядке не оспорены.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют закону и материалам дела.
На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу пункта 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 10.05.2007 N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка резервирования земель для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации) статья 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" дополнена абзацем следующего содержания: "Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки, находящиеся в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд".
В статье 70.1 ЗК РФ в части установления порядка резервирования земель для государственных и муниципальных нужд предусмотрено, что резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьёй 49 названного Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов. Резервирование земель допускается в зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.
Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 70.1 ЗК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 утверждено положение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд.
Кроме того, в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с приобретением юридическими лицами земельных участков в собственность, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утверждённым до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта. В переходный период (когда закон принят, а порядка резервирования нет) утверждённый в установленном законом порядке генеральный план, являющийся в силу статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации документом территориального планирования и предусматривающий строительство других объектов на спорном земельном участке, следует считать препятствием для предоставления земельного участка в собственность.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, расположенные в границах земель зарезервированных для государственных или муниципальных нужд ограничиваются в обороте (пункт 5 статьи 27 ЗК РФ).
Отказывая заявителю, Департамент указал, что согласно распоряжению мэрии г. Новосибирска от 01.06.2009 N 13000-р земельный участок с кадастровым номером 54:35:073915:2, в целях строительства автомобильной дороги, внесен в перечень участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель, при этом как следует из материалов дела и установлено судами, земельный участок с кадастровым номером 54:35:073915:2, который предоставлялся заявителю по договору аренды от 14.05.2001 N 19152, входит в границы зарезервированных земель.
Кроме того, согласно постановления мэрии г. Новосибирска от 11.03.2011 N 1977 о внесении изменений в приложение 3 к распоряжению мэрии г. Новосибирска от 22.01.2009 N 888-р "О резервировании земель для муниципальных нужд г. Новосибирска" вновь образованный при межевании земельного участка с кадастровым номером 54:35:073915:2, земельный участок 54:35:073915:11 включён в перечень земельных участков зарезервирован для муниципальных нужд г. Новосибирска на срок до 01.01.2015, в связи, с чем не подлежит отчуждению. Постановления вступили в законную силу, в установленном порядке, не оспорены и не признаны не соответствующими требованиям закона.
В связи с изложенным, судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что отказ, выраженный в письме от 10.02.2011 N 31-34257, соответствует закону.
Довод кассационной жалобы в части рассмотрения настоящего дела в порядке главы 24 АПК РФ был предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и отклонен как основанный на неправильном толковании норм материального и процессуального права.
Суд кассационной инстанции считает, что судами первой и апелляционной инстанций установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства и сделаны выводы, основанные на правильном применении норм материального и процессуального права.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов в порядке статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 21.06.2011 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 03.10.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-2709/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Д.В. Григорьев |
Судьи |
В.В. Тихомиров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 утверждено положение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд.
Кроме того, в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с приобретением юридическими лицами земельных участков в собственность, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утверждённым до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта. В переходный период (когда закон принят, а порядка резервирования нет) утверждённый в установленном законом порядке генеральный план, являющийся в силу статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации документом территориального планирования и предусматривающий строительство других объектов на спорном земельном участке, следует считать препятствием для предоставления земельного участка в собственность.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, расположенные в границах земель зарезервированных для государственных или муниципальных нужд ограничиваются в обороте (пункт 5 статьи 27 ЗК РФ)."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 декабря 2011 г. N Ф04-7079/11 по делу N А45-2709/2011
Хронология рассмотрения дела:
11.05.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5148/12
17.04.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5148/2012
28.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7079/11
03.10.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6826/11