г. Тюмень |
|
19 января 2012 г. |
Дело N А81-2057/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 января 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Отческой Т.И.
судей Ильина В.И.
Маняшиной В.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе на решение от 29.06.2011 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Кустов А.В.) и постановление от 29.09.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кливер Е.П., Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю.) по делу N А81-2057/2011 по заявлению открытого акционерного общества "Стрела" (629300, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Новый Уренгой, улица Губкина, 16, ИНН 8904002422, ОГРН 1028900624830) к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе (620075, Свердловская область, город Екатеринбург, улица Кузнечная, 72, ИНН 6658076401, ОГРН 1036603498975) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 18.04.2011 N 62-11-169/пн.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Стрела" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам России в Уральском федеральном округе (далее - РО ФСФР в УрФО, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 18.04.2011 N 62-11-169/пн, которым общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнуто штрафу в размере 700 000 рублей.
Решением от 29.06.2011 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением от 29.09.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные обществом требования удовлетворены.
Административный орган в кассационной жалобе, ссылаясь на отсутствие оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, просит отменить состоявшиеся по делу решение и постановление, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества.
Указывает также на то, что допущенное обществом правонарушение является грубым, характеризуется многократным нарушением срока (5 месяцев), отсутствием осознания нарушителем противоправности своего деяния и не позволяет с учетом всех обстоятельств дела считать его малозначительным.
РО ФСФР в УрФО полагает, что указание судов апелляционной и первой инстанций на непредставление отзыва к судебному заседанию, не соответствует действительности.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, поскольку обязанность ОАО "Стрела" по раскрытию информации в форме ежеквартального отчета, сообщений о существенных фактах на данный момент прекращена. В общество не поступало никаких жалоб либо претензий со стороны акционеров, прочих заинтересованных лиц; также не было причинено ущерба публичным или частным интересам.
Общество также указывает на то, что в соответствии с протоколом N 2 от 31.10.2011 внеочередного общего собрания акционеров было принято решение о смене типа общества с открытого акционерного общества на закрытое акционерное общество, утверждена новая редакция устава общества. Из свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ серия 89 N 000827584 следует, что общество 10.11.2011 зарегистрировано как закрытое акционерное общество "Стрела".
Суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва на жалобу, не находит оснований для ее удовлетворения.
Судами установлено и следует из материалов дела, что общество создано в процессе приватизации. Правовую основу процесса приватизации составляли, в частности, Положение о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 721, Положение о порядке регистрации выпуска акций акционерных обществ открытого типа, учрежденных в процессе приватизации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.08.1992 N 547 (далее - Положение о порядке регистрации выпуска акций).
Во исполнение указанных нормативно-правовых актов 05.03.1993 Комитетом финансов Администрации Тюменской области зарегистрирован выпуск ценных бумаг АООТ "Стрела" (государственный регистрационный N 90-1П-281).
Регистрация выпуска ценных бумаг сопровождалась регистрацией плана приватизации, который является решением о выпуске акций и проспектом эмиссии этих акций (пункт 2 Приложения N 1 Положения о порядке регистрации выпуска акций).
План приватизации данного общества предусматривал размещение 49% ценных бумаг путем свободной продажи.
28.02.2011 в отдел по контролю за раскрытием информации участниками рынка ценных бумаг РО ФСФР России в УрФО поступила служебная записка N 62-11-106-06/сз о нарушениях раскрытия обществом информации, выявленных в рамках рассмотрения документов для регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг.
09.03.2011 в рамках рассмотрения вышеуказанной служебной записки были проведены дополнительные мероприятия по контролю за раскрытием обществом информации, в результате которых установлено, что 19.04.2010 составлен протокол N 1 годового общего собрания акционеров общества, на котором было принято решение осуществить дробление обыкновенных именных бездокументарных акций общества номинальной стоимостью один рубль каждая, способ размещения акций конвертация при дроблении акций.
Сообщение о существенном факте "Сведения о принятии решения о размещении ценных бумаг", составленное по форме согласно Приложению 16 к Положению о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденному Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 N 06-117/пз-н (далее - Положение о раскрытии информации), было опубликовано в ленте новостей 07.10.2010, в ленте новостей и в сети интернет 20.04.2010 было опубликовано сообщение о существенном факте "Сведения о решении общих собраний", составленное по форме согласно приложению N 22 к Положению о раскрытии информации, содержащее сведения о принятии годовым общим собранием акционеров общества решения о дроблении обыкновенных именных бездокументарных акций общества.
Вместе с тем, сообщение, опубликованное обществом 20.04.2011 в ленте новостей, не содержит сведений о раскрытии существенного факта "Сведения о принятии решения о размещении ценных бумаг". Это является нарушением статьи 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" и раздела VI Положения о раскрытии информации, о чем составлен протокол об административном правонарушении от 31.03.2011 N 62-11-205/пр-ап.
18.04.2011 РО ФСФР России в УрФО вынесло постановление N 62-11-169/пн о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 700 000 рублей.
Считая, что привлечение к административной ответственности нарушает его права и законные интересы, общество, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя требования, исходили из наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ, вместе с тем признали совершенное обществом правонарушение малозначительным и применили статью 2.9 КоАП РФ.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству.
В силу части 2 статьи 15.19 КоАП РФ нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от семисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", статьей 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", пунктом 5.1 Положения о раскрытии информации, обязанность по раскрытию информации в форме ежеквартального отчета распространяется на эмитентов, являющихся акционерными обществами, созданными при приватизации государственных или муниципальных предприятий (их подразделений), в соответствии с планом приватизации, утвержденным в установленном порядке и являвшимся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций такого эмитента, если указанный план приватизации предусматривал возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям либо неограниченному кругу лиц.
Обязанность осуществлять раскрытие информации в форме сообщений о существенных фактах в порядке, предусмотренном Положением, распространяется на эмитентов, которые в соответствии с Положением обязаны раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг (пункт 6.1.1 Положения о раскрытии информации).
В соответствии с пунктом ("Сведения об этапах процедуры эмиссии ценных бумаг") в форме сообщения о существенном факте раскрываются сведения о принятии решения о размещении ценных бумаг. Сообщение о таком существенном факте должно быть составлено по форме согласно Приложению 16 к Положению о раскрытии информации.
Моментом наступления существенного факта, содержащего сведения о принятии решения о размещении ценных бумаг считается дата составления протокола (дата истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) собрания (заседания) уполномоченного органа управления эмитента, на котором принято решение о размещении ценных бумаг.
Согласно пункту Положения о раскрытии информации раскрытие информации в форме сообщения о существенном факте должно осуществляться путем опубликования сообщения о существенном факте в следующие сроки с момента наступления существенного факта: в ленте новостей - не позднее 1 дня; на странице в сети Интернет - не позднее 2 дней.
Исследовав в совокупности материалы дела, представленные сторонами доказательства, положения пунктов 6.2.6, 6.3.1 Положения о раскрытии информации, суды обеих инстанций установили факт совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ, поскольку общество нарушило сроки раскрытия информации в ленте новостей.
Вместе с тем, суды пришли к выводу о наличии оснований для признания совершенного обществом административного правонарушения в качестве малозначительного.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения лицо, его совершившее, может быть освобождено от административной ответственности.
Оценка малозначительности правонарушения осуществляется судом применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния и может иметь место только в исключительных случаях (пункты 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
Суды, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ доводы и доказательства сторон, учитывая раскрытие информации на ленте новостей, а также, что совершенное правонарушение не повлекло существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, пришли к выводу о применении положений статьи 2.9 КоАП РФ. При этом суды признали совершенное обществом административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ, малозначительным.
Суд кассационной инстанции считает данный вывод правомерным, поскольку наложение на общества за названное правонарушение штрафа в значительном размере несоразмерно степени вины заявителя и не соответствует соразмерности и справедливости назначения наказания.
Довод административного органа о представлении отзыва к судебному заседанию был предметом судебного разбирательства, ему дана соответствующая правовая оценка судом апелляционной инстанции.
Переоценка установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Нарушений судами норм материального или процессуального права не установлено.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 29.06.2011 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 29.09.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-2057/2011 оставить без изменения кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.И. Отческая |
Судьи |
В.И. Ильин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Обязанность осуществлять раскрытие информации в форме сообщений о существенных фактах в порядке, предусмотренном Положением, распространяется на эмитентов, которые в соответствии с Положением обязаны раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг (пункт 6.1.1 Положения о раскрытии информации).
...
Исследовав в совокупности материалы дела, представленные сторонами доказательства, положения пунктов 6.2.6, 6.3.1 Положения о раскрытии информации, суды обеих инстанций установили факт совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ, поскольку общество нарушило сроки раскрытия информации в ленте новостей.
...
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения лицо, его совершившее, может быть освобождено от административной ответственности.
Оценка малозначительности правонарушения осуществляется судом применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния и может иметь место только в исключительных случаях (пункты 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
Суды, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ доводы и доказательства сторон, учитывая раскрытие информации на ленте новостей, а также, что совершенное правонарушение не повлекло существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, пришли к выводу о применении положений статьи 2.9 КоАП РФ. При этом суды признали совершенное обществом административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ, малозначительным."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 января 2012 г. N Ф04-7108/11 по делу N А81-2057/2011