г. Тюмень |
|
17 января 2012 г. |
Дело N А75-1611/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 января 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Отческой Т.И.
судей Беловой Л.В.
Маняшиной В.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сургут перевалка" на решение от 11.05.2011 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Кущева Т.П.) и постановление от 20.09.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Сидоренко О.А., Золотова Л.А., Лотов А.Н.) по делу N А75-1611/2011 по заявлению Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора к обществу с ограниченной ответственностью "Сургут перевалка" (628452, Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра, Сургутский район, поселок Солнечный, первая Солнечная промзона, строение 1.2/1, ИНН 8617028723, ОГРН 1108617000150) о привлечении к административной ответственности.
Суд установил:
Ханты-Мансийский межрайонный природоохранный прокурор (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о привлечении к административной ответственности общества с ограниченной ответственностью "Сургут перевалка" (далее - ООО "Сургут перевалка", общество) за совершенное административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 11.05.2011 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 20.09.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования прокурора удовлетворены, общество привлечено к административной ответственности по указанной статье в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "Сургут перевалка" обратилось в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции. При этом ссылается на нарушение судами норм материального и процессуального права. Просит прекратить производство по делу об административном правонарушении.
По мнению общества, в его действиях отсутствует состав вменяемого правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
Отзыв на кассационную жалобу от прокурора не поступил.
Суд кассационной инстанции, проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит правовых оснований для отмены принятых по делу оспариваемых судебных актов.
Из материалов дела следует, что Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства на территории Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
В ходе проверки установлено, что ООО "Сургут перевалка" в соответствии с договором строительного подряда от 29.09.2010 N 42 с привлечением подрядных организаций осуществляет строительство (реконструкцию) объекта: "Комплекс перевалки 2,5 млн. тонн в год стабильного газового конденсата Сургутского ЗСК в железнодорожный транспорт" в пределах арендованных земельных участков с кадастровыми номерами 86:03:030502:96, 86:03053301:50, 86:03000000:1906.
На основании приказа генерального директора ООО "Сургут перевалка" от 20.10.2010 N 28/1 при производстве работ на вышеуказанном объекте ООО "Сургут перевалка" с привлечением подрядных организаций в период с 20.10.2010 по 17.02.2011 проведен частичный демонтаж выведенного из эксплуатации блокировочного трубопровода светлых и темных нефтепродуктов протяженностью 3200 метров, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 86:03:000000:1906 площадью 14,3357 га в Сургутском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Кроме того, ООО "Сургут перевалка" с привлечением подрядных организаций в период с 01.11.2010 по 17.02.2011 на земельном участке с кадастровым номером 86:03:030502:96 площадью 33,8083 га в Сургутском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры осуществлен демонтаж пожарного депо, котельной, теплицы, проведены работы по обустройству ограждения, ворот, а также земляные работы; вырыт котлован под свайное поле, выполнены работы по забивке 84 свай.
С учетом положений пунктов 10, 16 статьи 1, статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации прокурор пришел к выводу о том, что общество должно было получить разрешение на строительство (реконструкцию).
Заместитель Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора, установив, что обществом не было получено указанного разрешения, 02.03.2011 вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ (строительство, реконструкция объекта капитального строительства без разрешения на строительство).
На основании данного постановления прокурор обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о привлечении общества к административной ответственности.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования прокурора и привлекая общество к административной ответственности, исходил из наличия в действиях ООО "Сургут перевалка" состава вменяемого правонарушения (события и вины).
Суд апелляционной инстанции данный вывод суда первой инстанции признал правомерным.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций по делу обоснованными, соответствующими материалам дела и нормам права, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность граждан, должностных лиц, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и юридических лиц при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство.
Согласно части 3 и части 4 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства может являться застройщик или заказчик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо.
При осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, застройщик или заказчик должен подготовить земельный участок для строительства и объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта, а также передать лицу, осуществляющему строительство, материалы инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство.
Из материалов дела следует, что 29.09.2010 между обществом (Заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "Газстрой" (Генподрядчик) заключен договор строительного подряда, согласно которого генподрядчик обязуется в установленный договором срок выполнить собственными силами и силами привлеченных субподрядных организаций по заданию Заказчика все виды строительных, монтажных, специальных строительных работ, пусконаладочных работ на объекте "Комплекс перевалки 2,5 млн. тонн стабильного газового конденсата Сургутского ЗСК в железнодорожный транспорт".
Приложением N 1 к договору утверждена сводка затрат на строительство, которой предусмотрено производство демонтажных работ, подготовка территории строительства, основные объекты строительства, объекты подсобного и обслуживающего назначения, объекты энергетического хозяйства, объекты транспортного хозяйства связи, наружные сети и сооружения водоснабжения, канализации, теплоснабжения и газоснабжения, благоустройство и озеленение территории.
Согласно пункту 6.1 договора заказчик работ до начала их выполнения обязан получить разрешение на проведение строительства объекта "Комплекс перевалки 2.5 млн. тонн в год стабильного газового конденсата Сургутского ЗСК в железнодорожный транспорт".
В соответствии с приказом генерального директора ООО "Сургут перевалка" от 20.10.2010 N 28/1 при производстве работ на вышеуказанном объекте ООО "Сургут перевалка" с привлечением подрядных организаций проведен частичный демонтаж выведенного из эксплуатации блокировочного трубопровода светлых и темных нефтепродуктов.
Как установлено природоохранной прокуратурой демонтаж вышеуказанного трубопровода является одним из этапов строительства (реконструкции) объекта капитального строительства "Комплекс перевалки 2,5 млн. тонн стабильного конденсата Сургутского ЗСК в железнодорожный транспорт".
Прокуратурой также установлено, что ООО "Сургут перевалка" с привлечением подрядных организаций в период с 01.11.2010 по 17.02.2011 в ходе работ по строительству объекта "Комплекс перевалки 2,5 млн. тонн стабильного конденсата Сургутского ЗСК в железнодорожный транспорт" осуществлен демонтаж пожарного депо, котельной, теплицы, проведены работы по обустройству ограждения, ворот, а также земляные работы, вырыт котлован под свайное поле, выполнены работы по забивке свай.
Это подтверждено представленным проектом производства работ на демонтажные работы на объекте "Комплекс перевалки 2,5 млн. тонн в год стабильного газового конденсата Сургутского ЗСК в железнодорожный транспорт", в котором поименованы такие работы как демонтаж металлических конструкций, демонтаж строительных конструкций, демонтаж монолитных конструкций.
Факт проведения демонтажных работ подтвержден также следующими документами: актом обследования от 11.02.2011 с фототаблицей, актом осмотра от 14.02.2011, объяснениями генерального директора ООО "Сургут перевалка", объяснениями представителей подрядных организаций - общества с ограниченной ответственностью "Сибпромстрой N 14", общества с ограниченной ответственностью "ЮГРА-АвтоДор", договорами строительного подряда, актами выполненных работ по данным договорам.
Суды, исследовав в соответствии с нормами статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, установили, что общество на момент проверки без разрешения на строительство осуществляло строительство объекта капитального строительства "Комплекс перевалки 2.5 млн. тонн в год стабильного газового конденсата Сургутского ЗСК в железнодорожный транспорт". Обстоятельства, которые могли бы сделать невозможным исполнение обществом требований градостроительного законодательства, не выявлены.
При таких обстоятельствах суды правомерно сделали вывод о наличии в действиях общества признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют имеющимся в деле доказательствам, сделаны на основе правильного применения норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену данных судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с пунктом 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", взимание государственной пошлины по данной категории дел, в том числе при подаче кассационной жалобы, не предусмотрено.
Таким образом, 2000 рублей государственной пошлины, уплаченные за подачу кассационной жалобы, в соответствии со статьей 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежат возврату обществу.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 104, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 11.05.2011 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 20.09.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-1611/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Вернуть из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью "Сургут перевалка" уплаченную по платежному поручению от 07.11.2011 N 871 государственную пошлину в сумме 2 000 (две тысячи) рублей.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.И. Отческая |
Судьи |
Л.В. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 3 и части 4 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства может являться застройщик или заказчик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо.
...
Суды, исследовав в соответствии с нормами статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, установили, что общество на момент проверки без разрешения на строительство осуществляло строительство объекта капитального строительства "Комплекс перевалки 2.5 млн. тонн в год стабильного газового конденсата Сургутского ЗСК в железнодорожный транспорт". Обстоятельства, которые могли бы сделать невозможным исполнение обществом требований градостроительного законодательства, не выявлены.
При таких обстоятельствах суды правомерно сделали вывод о наличии в действиях общества признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
...
В соответствии с пунктом 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", взимание государственной пошлины по данной категории дел, в том числе при подаче кассационной жалобы, не предусмотрено."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 января 2012 г. N Ф04-6791/11 по делу N А75-1611/2011
Хронология рассмотрения дела:
17.01.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6791/11
20.09.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4620/11
11.05.2011 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-1611/11
11.05.2011 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-1611/11