г. Тюмень |
|
27 января 2012 г. |
Дело N А45-7013/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 января 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Триля А.В.,
судей Дубининой Т.Н.,
Кисляковой Т.С.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу военного комиссариата Новосибирской области на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 21.07.2011 (судья Печурина Ю.А.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда 25.10.2011 (судьи: Усенко Н.А., Емашова Л.Н., Логачев К.Д.) по делу N А45-7013/2011.
Суд установил:
муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения города Новосибирска "Консультативно-диагностическая поликлиника N 27", 630105, г. Новосибирск, ул. Рельсовая, 4, (ИНН 5402118837, ОГРН 1025401009072, далее - поликлиника) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к военному комиссариату Новосибирской области 630007, г. Новосибирск, ул. Советская, 4а, (ИНН 5406012609, ОГРН 1035402470542), Министерству финансов Российской Федерации в лице управления Федерального казначейства по Новосибирской области, 109097, г. Москва, ул. Ильинка, 9, стр. 1, ИНН 7710168360, ОГРН 1037739085636) о взыскании 73 066,75 руб. задолженности по договорам от 11.01.2011 о предоставлении услуг медицинского освидетельствования, медицинского обследования и медицинского осмотра граждан при постановке их на воинской учет, призыве на военную службу.
Исковые требования обоснованы ссылками на статьи 12, 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 7 статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 и мотивированы тем, что в 2010 году и первом квартале 2011 года истцом оказаны услуги медицинского освидетельствования, медицинского обследования и медицинского осмотра граждан при постановке их на воинский учет, призыве на военную службу, однако обязанность по оплате услуг ответчиком не исполнена.
Определением от 30.05.2011 производство по делу в части требований к Министерству финансов Российской Федерации в лице управления Федерального казначейства по Новосибирской области прекращено в связи с отказом истца от данной части заявленных требований.
До принятия решения истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уменьшил размер иска до 12 353,61 руб. в связи с частичным погашением долга ответчиком.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 21.07.2011, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда 25.10.2011, с военного комиссариата Новосибирской области в пользу истца взыскано 12 353,61 руб. задолженности, 2 922,63 руб. госпошлины.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из доказанности факта оказания истцом услуг на спорную сумму и неисполнения ответчиком обязанности по оплате стоимости услуг, принятых по актам об оказании услуг.
Не согласившись с принятыми судебными актами, военный комиссариат Новосибирской области обратился с кассационной жалобой.
По мнению заявителя жалобы, денежные средства в размере 12 353,61 руб. относятся к страховым взносам, которыми не облагаются компенсационные выплаты.
Считает, что суд не применил подпункт "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), подлежащий применению.
Заявитель жалобы указывает на то, что суд неправомерно взыскал с ответчика госпошлину, начисленную с суммы 73 066,75 руб., а не с уточненной суммы иска 12 252,61 руб.
Просит решение и постановление отменить.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, кассационная инстанция считает, что судебные акты в обжалуемой части подлежат отмене.
Как следует из материалов дела, 11.01.2011 между поликлиникой (исполнитель) и военным комиссариатом Новосибирской области (заказчик) заключены договоры на предоставление услуг, в соответствии с которыми исполнитель обязался выделять по заявке заказчика медицинских работников для медицинского освидетельствования, медицинского обследования и медицинского осмотра граждан при постановке их на воинской учет, призыве на военную службу, заказчик - компенсировать исполнителю расходы по выплате средней месячной заработной платы за время привлечения к медицинскому освидетельствованию граждан в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
В ноябре - декабре 2010 года, феврале - марте 2011 года поликлиника оказала ответчику услуги по направлению специалистов, что подтверждается актами об оказании услуг, подписанными сторонами без замечаний.
Согласно расчету истца в сумму компенсации включена средняя заработная плата медицинских работников в общей сумме 60 712,11 руб. и начисления на фонд оплаты труда в общей сумме 12 353,61 руб.
С учетом частичной оплаты понесенных расходов (60 712,11 руб.) истцом взыскивается задолженность в сумме 12 353,61 руб.
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
При этом механизм возмещения затрат, понесенных медицинскими учреждениями в результате освидетельствования граждан в связи с призывом на военную службу, определен в Правилах компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных Постановлением Правительства Российской федерации от 01.12.2004 N 704 (далее - Правила компенсации расходов).
Согласно подпункту 3 пункта 2 Правил компенсации расходов компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с выплатой среднего заработка (с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда) врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу, возмещением расходов в случае участия указанных лиц в проведении мероприятий по обеспечению исполнения Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Пунктом 3 Правил компенсации расходов предусмотрено, что компенсация расходов, указанных в пункте 2 Правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации.
Суд пришел к выводу о наличии у военкомата обязанности компенсировать поликлинике расходы, выплатившей привлеченным медицинским работникам заработную плату (с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда). Каких-либо ограничений для компенсации расходов законодательством не предусмотрено.
Заявитель жалобы ссылается на подпункт "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ, согласно которому от обложения страховыми взносами освобождаются все виды установленных законодательством Российской Федерации компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Кассационная инстанция считает неправомерным взыскание суммы 12 353,61 руб. исходя из следующего.
Поскольку военный комиссариат не является в силу Закона N 212-ФЗ страхователем по отношению к привлеченным в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" медицинским работникам, исполнявшим государственную обязанность, обязанность по оплате страховых взносов на ответчика не может быть возложена.
Дополнительных расходов, кроме выплаты медперсоналу заработной платы за период участия в призывной компании, которые подлежали бы компенсации сверх тех, что предусмотрены Правилами компенсации расходов и фактически произведены комиссариатом, участие в ней для поликлиники не создает. Уплата страховых взносов с фонда заработной платы дополнительным расходом не является, поскольку обязательна независимо от участия в деятельности военкомата.
При таких условиях во взыскании данной суммы следовало отказать. Судебные акты подлежат отмене.
Довод заявителя кассационной жалобы о неправильном взыскании с него государственной пошлины (суд взыскал госпошлину, рассчитанную от первоначальной цены иска), не может быть признан обоснованным.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит возврату уплаченная государственная пошлина при добровольном удовлетворении ответчиком требований истца после обращения последнего в арбитражный суд и вынесения определения о принятии искового заявления к производству, а также при утверждении мирового соглашения судом общей юрисдикции.
Данная норма не может рассматриваться как исключающая применение положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о распределении судебных расходов между лицами, участвующими в деле, и возлагающая на истца бремя уплаты пошлины.
Принимая во внимание, что исковые требования в сумме 60 712,11 руб. добровольно удовлетворены ответчиком после предъявления иска и вынесения арбитражным судом определения о принятии его к производству, суд в соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, абзаца 3 пункта 3 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, правомерно взыскал с ответчика понесенные истцом расходы по госпошлине в этой части.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 21.07.2011 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда 25.10.2011 по делу N А45-7013/2011 отменить. В иске отказать.
Взыскать с военного комиссариата Новосибирской области в пользу муниципального бюджетного учреждения здравоохранения города Новосибирска "Консультативно-диагностическая поликлиника N 27" 2 428,71 руб. государственной пошлины по иску.
Взыскать с муниципального бюджетного учреждения здравоохранения города Новосибирска "Консультативно-диагностическая поликлиника N 27" в доход федерального бюджета 4 000 руб. государственной пошлины по апелляционной и кассационной жалобам.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Триль |
Судьи |
Т.Н. Дубинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
При этом механизм возмещения затрат, понесенных медицинскими учреждениями в результате освидетельствования граждан в связи с призывом на военную службу, определен в Правилах компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных Постановлением Правительства Российской федерации от 01.12.2004 N 704 (далее - Правила компенсации расходов).
Согласно подпункту 3 пункта 2 Правил компенсации расходов компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с выплатой среднего заработка (с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда) врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу, возмещением расходов в случае участия указанных лиц в проведении мероприятий по обеспечению исполнения Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
...
Заявитель жалобы ссылается на подпункт "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ, согласно которому от обложения страховыми взносами освобождаются все виды установленных законодательством Российской Федерации компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
...
Поскольку военный комиссариат не является в силу Закона N 212-ФЗ страхователем по отношению к привлеченным в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" медицинским работникам, исполнявшим государственную обязанность, обязанность по оплате страховых взносов на ответчика не может быть возложена."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 января 2012 г. N Ф04-6877/11 по делу N А45-7013/2011