г. Тюмень |
|
9 февраля 2012 г. |
Дело N А46-12713/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 2 февраля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 9 февраля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сириной В.В.
судей Орловой Н.В.
Цыгановой Е.М.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу гаражного кооператива "Джип" на решение от 30.06.2011 Арбитражного суда Омской области (судья Суставова О.Ю.) и постановление от 07.10.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Золотова Л.А., Лотов А.Н., Сидоренко О.А.) по делу N А46-12713/2010 по заявлению гаражного кооператива "Джип" (644050, Омская область, г. Омск, ул. Химиков, дом 6, корпус В, квартира 15, ИНН 5501223180, ОГРН 1105543003290) к администрации Советского административного округа города Омска (644033, Омская область, г. Омск, ул. Красный Путь, 107, ИНН 5502040895, ОГРН 1025500536962) об обязании заключить договор аренды земельного участка и по встречному иску администрации Советского административного округа города Омска к гаражному кооперативу "Джип" об освобождении земельного участка.
Другие лица, участвующие в деле: Департамент имущественных отношений администрации города Омска, Государственное учреждение здравоохранения Омской области "Клинический противотуберкулезный диспансер N 4", открытое акционерное общество "ОмскВодоканал", Мятеж Павел Петрович, Старцев Владимир Арсеньевич, Норкин Сергей Вячеславович, Самойлова Елена Николаевна, Потоцкий Анатолий Геннадьевич, Хабло Игорь Алексеевич, Дейкун Ольга Юрьевна, Пальянов Антон Сергеевич, Старикова Галина Петровна, Алексеенко Андрей Александрович, Ковалев Георгий Георгиевич, Сидоренко Сергей Васильевич, Ефимов Сергей Петрович, Венедиктова Елена Владимировна, Назаренко Олег Николаевич, Лазаревич Анатолий Иванович, Жакудинова Какима Ашимовна, Власкин Виктор Сергеевич, Галдин Максим Владимирович, Королев Сергей Леонидович, Павлюкова Валентина Ивановна, Семенов Федор Петрович, Гончаров Сергей Леонидович, Семенова Юлия Валентиновна, Беляков Алексей Борисович, Костылева Людмила Сергеевна, Таскаева Людмила Аркадьевна, Егий Валерий Павлович, Винс Сергей Владимирович, Андреева Анастасия Леонидовна, Кобзев Евгений Владимирович, Лепская Ирина Владимировна, Солнцев Юрий Максимович, Кошкоровский Александр Иванович, Комцева Елена Ивановна, Коробецких Лидия Валентиновна, Нефедов Александр Викторович.
В заседании принял участие председатель гаражного кооператива "Джип" Ворфоломеева Л.А.
Суд установил:
гаражный кооператив "Джип" обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к администрации Советского административного округа г. Омска (администрация) об обязании ответчика заключить договор на аренду земли с гаражным кооперативом "Джип". В качестве правового основания заявления указаны статьи 35, 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Определением от 25.04.2011 Арбитражного суда Омской области принято к рассмотрению в рамках настоящего дела встречное исковое заявление администрации к гаражному кооперативу "Джип" об освобождении земельного участка.
Решением от 30.06.2011 Арбитражного суда Омской области в удовлетворении требований гаражного кооператива "Джип" об обязании администрации заключить договор аренды земельного участка, расположенного по ул. 4-я Поселковая в Советском административном округе г. Омска под установку гаражей отказано. Встречное исковое заявление администрации удовлетворено, суд обязал гаражный кооператив "Джип" за счет собственных средств освободить земельный участок, занятый временными железобетонными гаражами в количестве 38 штук, расположенными по адресу: г. Омск, Советский административный округ, ул. 4-я Поселковая.
Постановлением от 07.10.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение от 30.06.2011 отменено в части удовлетворения встречных требований администрации, в указанной части принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении встречного иска.
Не согласившись с принятыми судебными актами, гаражный кооператив "Джип" обратился с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить в части отказа в удовлетворении требований об обязании заключить договор аренды земельного участка, принять в этой части новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Заявитель жалобы указывает, что в обжалуемой части судебные акты вынесены с нарушением норм материального и процессуального права.
Заявитель считает необоснованным применение судами постановления мэра г. Омска N 215-П в редакции от 25.03.2010. Поскольку спорные правоотношения возникли до введения в действие данной редакции постановления, применению подлежало постановление мэра г. Омска N 215-П в редакции от 15.06.2006. П. 12 указанного постановления в редакции от 15.06.2006 возлагает на главу администрации издать распоряжение, в котором содержатся, в том числе, сведения о кадастровом паспорте земельного участка. Неправильно применены судами статьи 34, 36 ЗК РФ, приказ Минэкономразвития от 30.10.2007 N 370 "Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения".
Из нормативных актов, действовавших на момент обращения гаражного кооператива "Джип" к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, следует, что именно ответчик обязан был в установленные сроки обеспечить рассмотрение заявления на заседании окружной комиссии, обеспечить формирование земельного участка, утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, издать распоряжение о предоставлении земельного участка со сведениями о кадастровом номере земельного участка, площади земельного участка и других сведений. Данные требования закона ответчиком были нарушены.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286, 288 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, гаражный кооператив "Джип" зарегистрирован в качестве юридического лица 02.02.2010 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области.
Земельный участок в кадастровом районе 55:26 по ул. 4-я Поселковая в г. Омске не сформирован и в государственном кадастре недвижимости не учтен (сообщение ФГУ "ЗКП" по Омской области от 01.12.2010 N 2889).
Материалами дела подтверждается, что часть указанного земельного участка находится в муниципальной собственности.
Согласно положению администрации административного округа г. Омска, утвержденного постановлением мэра г. Омска от 31.12.2008 N 1187-П, предоставление в аренду земельных участков для размещения временных объектов, включая металлические и сборные железобетонные гаражные боксы, относится к функциям администрации округа.
Гаражный кооператив "Джип" обратился в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 861 кв.м под установку железобетонных гаражей по адресу ул. 4-я Поселковая, которое содержало пометку "в случае первой необходимости обязуюсь вынести гаражи за счет собственных средств в добровольном порядке". Перечень прилагавшихся к заявлению документов в заявлении отсутствовал, как и иной документ, из которого бы следовал перечень представленных с заявлением документов.
Судами установлено, что не является спорным вопрос о том, что кадастровый паспорт земельного участка к заявлению не прилагался; схема места размещения объекта, выполненная на планово-картографическом материале, представлялась членами гаражного кооператива и имелась в администрации.
Протоколом от 25.03.2010 N 61 заседания комиссии по рассмотрению заявок о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории Советского административного округа г. Омска, утвержденным заместителем главы администрации зафиксировано, что рассмотрение заявки гаражного кооператива "Джип" отложено до получения информации от департамента имущественных отношений г. Омска о том, оформлены ли какие-либо права на запрашиваемый земельный участок.
15.04.2010 администрация письмом N 179 сообщила гаражному кооперативу "Джип" о том, что заявка рассмотрена на комиссии администрации округа, принято решение об отложении до получения информации от департамента имущественных отношений администрации г. Омска о том, оформлены ли какие-либо права на запрашиваемый земельный участок.
07.07.2010 администрация письмом N 01-18/3469 подтвердила вышеприведенную информацию и указала, что в рабочем порядке председателю кооператива был предоставлен перечень документов, необходимых для представления в целях заключения договора аренды. Однако в настоящее время заключить договор аренды не представляется возможным ввиду того, что у гаражного кооператива не сформированы границы испрашиваемого земельного участка, отсутствует межевой план. Кроме того, указано на то, что испрашиваемая для представления в аренду площадь земельного участка не соответствует действительности.
Полагая, что администрация незаконно не заключает договор аренды земельного участка, гаражный кооператив "Джип" обратился в суд с требованиями об обязании заключить договор аренды земельного участка, а администрация исходя из отсутствия правовых и фактических оснований для заключения договора аренды земельного участка с гаражным кооперативом - со встречным исковым заявлением об освобождении земельного участка.
Отказывая истцу в удовлетворении иска, суды руководствовались статьями 34, 36 ЗК РФ, приказом Минэкономразвития от 30.10.2007 N 370 "Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения".
На основании названных норм суды пришли к выводу, что условием реализации заявителями (как гражданами, так и юридическими лицами) права на приобретение, в том числе на праве аренды, земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, и прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены, в том числе сооружения, является представление в уполномоченный орган вместе с заявлением необходимого пакета документов, в составе которого предусмотрено обязательное предоставление кадастрового паспорта земельного участка. При этом заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости").
При этом срок выполнения обязанности исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления по принятию решения о предоставлении земельного участка лицам исчисляется со дня представления кадастрового паспорта земельного участка; срок, в течение которого исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязан осуществить подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора исчисляется с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду.
Поскольку материалами дела подтверждено и сторонами не оспорено, что гаражный кооператив "Джип" не приложил к заявлению кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу об отсутствии правовых и фактических оснований для удовлетворения заявленного кооперативом требования.
Выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права, при этом суд кассационной инстанции исходит из следующего.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством, предусмотрен статьей 34 ЗК РФ.
Частью 3 указанной статьи Кодекса предусмотрено, что в указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Частью 4 той же статьи прямо предусмотрено, что обязанностью заявителя является выполнение за свой счет в отношении земельного участка кадастровых работ и обращение с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Согласно части 5 исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Согласно части 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 5 данной статьи перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем. Согласно приказу Минэкономразвития от 30.10.2007 N 370 "Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения" в этот перечень входит выданный не позднее чем за три месяца до дня подачи заявления кадастровый паспорт земельного участка, в котором содержится описание всех частей земельного участка, занятых объектами недвижимости.
Частью 7 статьи 36 ЗК РФ также предусмотрено, что в случае если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица в месячный срок со дня поступления указанного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Из названных норм федерального законодательства следует обязательность предоставления заявителем кадастрового паспорта земельного участка, а выполнение кадастровых работ обеспечивается за счет заявителя, который и обращается с соответствующим заявлением в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". С учетом изложенного подлежит отклонению довод заявителя жалобы о неправильном применении норм статей 34, 36 ЗК РФ.
Довод заявителя жалобы о необходимости руководствоваться постановлением мэра г. Омска от 21.05.2003 в редакции, действовавшей в момент подачи заявления, правомерно отклонен судами первой и апелляционной инстанции на том основании, что в части положения названного правового акта органа местного самоуправления противоречили нормам федерального законодательства, подлежащего применению к спорному правоотношению.
В судебном заседании заявитель жалобы обратился с ходатайством о взыскании с ответчика судебных издержек в сумме 136 399 руб. 30 коп. с приложением копий подтверждающих документов.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Из положений названной нормы следует, что судебные расходы возмещаются стороне, в пользу которой принят судебный акт.
Поскольку ГК "Джип" отказано в удовлетворении требований, заявленное ходатайство удовлетворению не подлежит.
Таким образом, не имеется оснований для принятия доводов кассационной жалобы, основанных на неправильном применении норм материального права. Вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения иска гаражного кооператива "Джип" является законным и обоснованным.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 30.06.2011 Арбитражного суда Омской области и постановление от 07.10.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-12713/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Сирина |
Судьи |
Н.В. Орлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 7 статьи 36 ЗК РФ также предусмотрено, что в случае если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица в месячный срок со дня поступления указанного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Из названных норм федерального законодательства следует обязательность предоставления заявителем кадастрового паспорта земельного участка, а выполнение кадастровых работ обеспечивается за счет заявителя, который и обращается с соответствующим заявлением в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". С учетом изложенного подлежит отклонению довод заявителя жалобы о неправильном применении норм статей 34, 36 ЗК РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 февраля 2012 г. N Ф04-7191/11 по делу N А46-12713/2010
Хронология рассмотрения дела:
23.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6864/12
11.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6864/12
08.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6864/12
18.05.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6864/12
09.02.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7191/11
07.10.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6335/11
07.10.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6405/11