город Омск
07 октября 2011 г. |
Дело N А46-12713/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 октября 2011 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.,
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бондарь И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 08АП-6335/2011) Алексеенко Андрея Александровича, (регистрационный номер 08АП-6405/2011) Гаражного кооператива "Джип"
на решение Арбитражного суда Омской области от 30.06.2011 по делу N А46-12713/2010 (судья Суставова О.Ю.),
принятое по заявлению Гаражного кооператива "Джип"
к Администрации Советского административного округа г. Омска
об обязании заключить договор аренды земли с гаражным кооперативом "Джип" и по встречному исковому заявлению Администрации Советского административного округа г. Омска к Гаражному кооперативу "Джип"
об освобождении земельного участка
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска, Государственного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический противотуберкулезный диспансер N 4", открытого акционерного общества "ОмскВодоканал", Мятеж Павла Петровича, Старцева Владимира Арсеньевича, Норкина Сергея Вячеславовича, Самойловой Елены Николаевны, Потоцкого Анатолия Геннадьевича, Хабло Игоря Алексеевича, Дейкун Ольги Юрьевны, Пальянова Антона Сергеевича, Стариковой Галины Петровны, Алексеенко Андрея Александровича, Ковалева Георгия Георгиевича, Сидоренко Сергея Васильевича, Ефимова Сергея Петровича, Венедиктовой Елены Владимировны, Назаренко Олега Николаевича, Лазаревича Анатолия Ивановича, Жакудиновой Какимы Ашимовны, Власкина Виктора Сергеевича, Галдина Максима Владимировича, Королева Сергея Леонидовича, Павлюковой Валентины Ивановны, Семенова Федора Петровича, Гончарова Сергея Леонидовича, Семеновой Юлии Валентиновны, Белякова Алексея Борисовича, Костылевой Людмилы Сергеевны, Таскаевой Людмилы Аркадьевны, Егий Валерия Павловича, Винс Сергея Владимировича, Андреевой Анастасии Леонидовны, Кобзева Евгения Владимировича, Лепской Ирины Владимировны, Солнцева Юрия Максимовича, Кошкоровского Александра Ивановича, Комцевой Елены Ивановны, Коробецких Лидии Валентиновны, Нефедова Александра Викторовича,
при участии в судебном заседании представителей:
от Алексеенко Андрея Александровича - лично (паспорт серия 5205 N 049569 выдан 04.02.2005);
от Гаражного кооператива "Джип" - Ворфоломеева Л.А. председатель кооператива (паспорт, протокол собрания от 16.11.2009);
от Администрации Советского административного округа г. Омска - Денисова О.В. (удостоверение, по доверенности от 01.04.2011 сроком действия до 31.12.2011); Спиридонова О.В. (удостоверение, по доверенности от 26.01.2011 сроком действия до 31.12.2011);
от Открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" - Рябикова Н.Г. (удостоверение, по доверенности N 15/4 от 11.01.2011 сроком действия до 31.12.2011);
от Кобзева Евгения Владимировича - лично (паспорт);
от Коробецких Лилии Валентиновны - лично (паспорт);
остальные третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили,
установил:
Гаражный кооператив "Джип" обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к Администрации Советского административного округа г.Омска об обязании ответчика заключить договор на аренду земли с гаражным кооперативом "Джип".
Определением Арбитражного суда Омской области по данному делу от 25.04.2011 принято к рассмотрению в рамках настоящего дела встречное исковое заявление Администрации Советского административного округа г. Омска к Гаражному кооперативу "Джип" об освобождении земельного участка, мотивированное тем, что в ходе рассмотрения вопроса о заключении договора аренды земельного участка с Гаражным кооперативом "Джип" и разбирательства по данному делу выяснилось, что несколько гаражей Гаражного кооператива "Джип" расположены в охранной зоне канализации, несколько гаражей - в охранной зоне водопровода , о чем в адрес Гаражного кооператива было вынесено уведомление о нарушении охранной зоны и необходимости ее освобождения от гаражных боксов. Кроме того, у Гаражного кооператива "Джип" отсутствуют правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором расположены гаражи.
Решением от 30.06.2011 по делу N А46-12713/2010 в удовлетворении требований Гаражного кооператива "Джип" к Администрации Советского административного округа г.Омска об обязании заключить договор аренды земельного участка, расположенного по ул. 4-я Поселковая в Советском административном округе г.Омска под установку гаражей было отказано. Названным решением встречные требования Администрации об освобождении земельного участка, занятого временными железобетонными гаражами в количестве 38 штук, расположенными по адресу: г. Омск, Советский административный округ, ул. 4-я Поселковая, удовлетворены.
При вынесении судебного акта по делу, суд, руководствуясь положениями гражданского и земельного законодательства, Постановлением МЭРа г. Омска N 215-п (в редакции от 25.03.2010 г..) пришел к выводу об отсутствии правовых и фактических оснований для удовлетворения требований гаражного кооператива "Джип" ввиду ненадлежащего исполнения им обязанности по представлению соответствующих документов в целях реализации права на аренду земельного участка, а именно : непредставления кадастрового паспорта земельного участка, на который претендует заявитель. Дополнительным основанием к отказу в удовлетворении заявленных кооперативом требований явился установленный в ходе судебного разбирательства факт нахождения девяти железобетонных гаражей Гаражного кооператива "Джип" на водопроводе Д-100мм и канализации Д-150мм, что противоречит требованиям санитарных норм.
Вышеуказанные основания, как это следует из содержания вынесенного судебного акта, положены в основу не только для отказа в удовлетворении требований кооператива, но и расценены судом как основания для удовлетворения встречных требований Администрации.
В апелляционных жалобах ГК "Джип" и Алексеенко А.А., ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просят решение отменить и принять новый судебный акт.
Как следует из апелляционной жалобы кооператива, довод Администрации, поддержанный судом первой инстанции о необходимости представления в целях формирования соответствующего пакета документов кадастрового паспорта земельного участка, на который претендует заявитель, противоречит ст. 34 Земельного кодекса, положениям Федерального закона N 221-ФЗ, в соответствии с которыми обязанность по оформлению кадастрового паспорта земельного участка возникает только при формировании такового под объектом недвижимости. Поскольку железобетонные гаражи, под размещение которых испрашивался земельный участок, указанному признаку не соответствуют, податель жалобы считает, что им были собраны и представлены в Администрацию все необходимые документы в целях реализации права на аренду земельного участка. Гаражный кооператив также выражает свое несогласие с выводом суда первой инстанции о занятии спорного земельного участка кооперативом при отсутствии соответствующих правоустанавливающих документов (самовольном использовании), указывая при этом, что кооператив был создан 02.02.2010 г.., а использование земельных участков гражданами индивидуально осуществлялось с разрешения Администрации начиная с 2008 г.., доказательством чего являются договора аренды, представленные в материалы дела.
Подателем жалобы также указано на допущенное судом первой инстанции нарушение процессуальных норм, которое выразилось в привлечении к участию в деле физических лиц - членов кооператива только в последнем судебном заседании, в связи с чем большинство из них были лишены возможности ознакомиться с материалами дела в полном объеме и надлежащим образом воспользоваться всеми правами, предусмотренными АПК. По убеждению подателя жалобы, привлечение к участию в деле указанных лиц влечет для суда обязанность по проведению судебного разбирательства по делу с самого начала.
При вынесении судебного акта по делу не принята во внимание позиция Прокуратуры САО г. Омска, изложенная в Предписании от 02.03.2011 г.., в соответствии с которым признано недопустимым согласование Администрацией САО схемы размещения гаражей без визуального обследования территории, что привело к нарушению прав граждан.
Алексеенко Андрей Александрович, привлеченный к участию в деле в качестве 3-го лица, в апелляционной жалобе выражает свое несогласие с вынесенным судебным актом в части удовлетворения встречных требований Администрации к гаражному кооперативу, ссылаясь при этом на наличие у него действующего договора аренды на земельный участок под принадлежащим ему гаражом N 10. По утверждению подателя жалобы, при вынесении судебного акта по делу судом допущено неполное исследование обстоятельств рассматриваемого спора, а именно : наличие у собственников гаражей законных оснований пользования земельными участками под гаражами, что в соответствии со ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ является основанием для отмены вынесенного судебного акта.
Администрация САО г. Омска в представленном отзыве просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы Гаражного кооператива и Алексеенко А.А. без удовлетворения, указывая при этом, что обстоятельства, связанные с наличием у Алексеенко действующего договора аренды на момент вынесения судом первой инстанции обжалуемого судебного акта не были доведены до сведения суда, в связи с чем не могут быть расценены в качестве основания для отмены вынесенного решения.
Суд апелляционной инстанции в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей ряда третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства и не заявивших ходатайства об его отложении.
В заседании суда апелляционной инстанции представители Гаражного кооператива "Джип", Администрации САО г. Омска, Алексеенко А.А., участвующий в судебном заседании лично, поддержали доводы апелляционных жалоб и отзыва.
При этом Алексеенко А.А. пояснил, что не получал определения суда первой инстанции о привлечении его к участию в деле в качестве третьего лица, в его адрес поступило только встречное заявление Администрации, в связи с чем он не имел возможности приобщить к материалам рассматриваемого спора договора аренды от 09.02.2010 г.., от 20.01.2011 г..
Представитель ОАО "ОмскВодоканал", участвующий в судебном заседании пояснил, что считает вынесенный судебный акт законным и обоснованным, оснований для его отмены не усматривает, поддерживает позицию Администрации, изложенную в отзыве на апелляционные жалобы. Также пояснил, что договор аренды земельного участка под линией водопровода является действующим, без выноса гаражей его нормальная эксплуатация и обслуживание не представляется возможным.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционные жалобы, отзыв на них, выслушав представителей лиц, участвующих в деле установил следующие обстоятельства.
Гаражный кооператив "Джип" зарегистрирован в качестве юридического лица 02.02.2010 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области, ОГРН 1105543003290, ИНН 5501223180.
Земельный участок в кадастровом районе 55:36 по ул. 4 Поселковая в г. Омске не сформирован и в государственном кадастре недвижимости не учтен (сообщение ФГУ 2ЗКП" по Омской области от 01.12.2010 N 2889).
04.03.2010 Гаражный кооператив "Джип" обратился в Администрацию Советского административного округа г. Омска с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 861кв.м. под установку железобетонных гаражей по адресу 4-я Поселковая, которое содержало пометку "в случае первой необходимости обязуюсь вынести гаражи за счет собственных средств в добровольном порядке" (вх.N 179 от 04.03.2010).
Перечень прилагавшихся к заявлению документов в заявлении отсутствует, иной документ, из которого бы следовал перечень представленных с заявлением документов, также отсутствует.
Протоколом N 51 от 25.03.2010 заседания комиссии по рассмотрению заявок о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории Советского административного округа г.Омска, утвержденным заместителем главы администрации, зафиксировано (пункт 14), что рассмотрение заявки Гаражного кооператива "Джип" отложено до получения информации от Департамента имущественных отношений администрации г.Омска о том, оформлены ли какие-либо права (собственность, аренда, пр.) на запрашиваемый земельный участок.
15.04.2010 Администрация Советского административного округа г. Омска письмом N 179 сообщила Гаражному кооперативу "Джип" о том, что заявка рассмотрена на комиссии администрации округа, принятие решения отложено до получения информации от Департамента имущественных отношений администрации г.Омска о том, оформлены ли какие-либо права (собственность, аренда, пр.) на испрашиваемый земельный участок.
07.07.2010 письмом за N 01-18/3469 Администрация Советского административного округа г. Омска в адрес Гаражного кооператива "Джип" подтвердила вышеприведенную информацию и указала, что в рабочем порядке председателю кооператива был предоставлен перечень документов, необходимых для представления в целях заключения договора аренды. Однако, в настоящее время заключить договор аренды не представляется возможным ввиду того, что у гаражного кооператива не сформированы границы испрашиваемого земельного участка, отсутствует межевой план. Кроме того, указано на то, что испрашиваемая для предоставления в аренду площадь земельного участка не соответствует действительности.
Полагая, что Администрация Советского административного округа г. Омска незаконно не заключает договор аренды земельного участка, Гаражный кооператив "Джип" обратился в суд с требованиями (с учетом уточнений) об обязании заключить договор аренды земельного участка, а Администрация Советского административного округа г. Омска, исходя из убеждения об отсутствии правовых и фактических оснований для заключения договора аренды земельного участка с гаражным кооперативом - со встречным исковым заявлением об освобождении земельного участка, которые составляют предмет рассмотрения суда по настоящему делу.
28.06.2011 г.. Арбитражным судом Омской области было вынесено решение по делу, являющееся предметом апелляционного обжалования.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены в части отказа в удовлетворении требований кооператива об обязании Администрации заключить договор аренды земельного участка, и удовлетворения в указанной части апелляционной жалобы кооператива, исходя при этом из следующего.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, предусмотрен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса (пункт 2).
Частью 3 указанной статьи Кодекса предусмотрено, что в указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (часть 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (часть 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Приобретение прав, в том числе права аренды, на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здания, строения, сооружения, регламентирован статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно части 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Часть 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В силу части 7 цитируемой статьи Кодекса в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункт 8 статьи 36 Кодекса).
Перечень документов утвержден Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 "Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения" (Зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 28.11.2007 N 10555).
Согласно указанному приказу к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения , прилагаются следующие документы:
1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
2) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц);
3) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с Заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);
4) выданная не позднее чем за один месяц до дня подачи Заявления выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке);
5) выданная не позднее чем за один месяц до дня подачи Заявления выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего Перечня, к Заявлению прилагается выданное не позднее чем за один месяц до дня подачи Заявления уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений о
зарегистрированных правах на указанный земельный участок;
6) выданный не позднее чем за три месяца до дня подачи Заявления кадастровый паспорт земельного участка, в котором содержится описание всех частей земельного участка, занятых объектами недвижимости;
7) копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.
Как следует из содержания приведенных норм федерального законодательного акта, условием реализации заявителями (как гражданами, так и юридическими лицами) права на приобретение, в том числе на праве аренды, земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, и прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены, в том числе сооружения, является представление в уполномоченный орган вместе с заявлением необходимого пакета документов, в составе которого предусмотрено обязательность предоставления кадастрового паспорта земельного участка.
При этом федеральный законодатель установил, что именно заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Срок выполнения обязанности исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления по принятию решения о предоставлении земельного участка лицам исчисляется со дня представления кадастрового паспорта земельного участка; срок, в течение которого исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязан осуществить подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора исчисляется с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду.
Постановлением Мэра города Омска от 21.05.2003 N 215-п (ред. от 25.03.2010) "О рассмотрении заявок о предоставлении земельных участков или их частей, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органа местного самоуправления, для целей, не связанных со строительством" утвержден Порядок рассмотрения заявок о предоставлении земельных участков или их частей, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органа местного самоуправления, для целей, не связанных со строительством, на территории города Омска.
Пунктом 11 вышеназванного Порядка предусмотрено, что после поступления заявки для размещения объектов окружного значения администрация соответствующего административного округа города Омска обеспечивает подготовку и представление материалов по размещению объектов окружного значения на очередное заседание комиссии соответствующего административного округа города Омска по согласованию мест размещения объектов.
В случае принятия окружной комиссией положительного решения после согласования размещения объекта окружного значения с органами, указанными в пункте 6 настоящего Порядка, администрация соответствующего административного округа города Омска в месячный срок организует выполнение работ по подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения) и после утверждения схемы расположения департаментом имущественных отношений Администрации города Омска выдает ее заявителю. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Администрация соответствующего административного округа города Омска в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка заявителю в аренду (далее - распоряжение округа) и направляет ему копию распоряжения округа с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункт 12 Порядка); Администрация административного округа города Омска заключает соответствующий договор в сроки, установленные действующим законодательством (пункт 14 Порядка).
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка к заявлению Гаражного кооператива "Джип" не прилагался; схема места размещения объекта, выполненная на планово-картографическом материале, представлялась членами гаражного кооператива и имелась в Администрации Советского административного округа г.Омска.
Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Статьей 607 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (часть 1); законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов (часть 2); в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным (часть 3).
Таким образом, учитывая изложенные нормы гражданского и земельного законодательства, а также то, что Гаражный кооператив "Джип", обратившись с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду не выполнил обязанности, предусмотренные земельным законодательством для заявителей в целях реализации права на предоставление земельного участка, суд апелляционной инстанции находит обоснованным и соответствующим представленным в материалы дела доказательствам вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых и фактических оснований для удовлетворения заявленных кооперативом требований об обязании Администрации заключить договор аренды земельного участка с Гаражным кооперативом "Джип".
При этом, не может быть принята во внимание при оценке законности вынесенного судебного акта ссылка кооператива в обоснование изложенной им позиции о представлении полного пакета документов, необходимых для реализации права на аренду земельного участка ссылка на Постановление Мэра города Омска от 21.05.2003 в редакции, действующей в момент подачи заявления (до внесения соответствующих изменений), поскольку выводы суда о необходимости представления кадастрового паспорта земельного участка и обязанности по выполнению кадастровых работ за счет средств заявителя, мотивированы установлением указанной обязанности не только нормами вышеуказанного постановления Мэра г. Омска, но и обусловлены нормами федерального законодательства, на что обоснованно указано в обжалуемом судебном акте.
Судом апелляционной инстанции также отклоняется как не соответствующий вышеприведенным нормам земельного законодательства в части регламентирующей порядок предоставления земельного участка в аренду и довод апелляционной жалобы кооператива о необоснованном возложении на него обязанности по представлению кадастрового паспорта под размещение гаражных боксов в связи тем, что указанные гаражи не являются объектами недвижимости.
Как следует из содержания вышеприведенных норм обязанность по представлению в комплекте кадастрового паспорта земельного участка не поставлена в зависимость от статуса объекта в целях размещения которого испрашивается земельный участок. Кроме того, кадастровый паспорт необходим в целях индивидуализации объекта аренды и установления его границ и площади, на что также обоснованно указано в вынесенном судебном акте.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не может согласиться с высказанной судом первой инстанцией позицией о том, что основания для отказа в удовлетворении заявленных Гаражным кооперативом требований об обязании заключить договор аренды земельного участка являются одновременно основаниями для удовлетворения встречных требований Администрации об освобождении земельного участка.
Как следует из содержания обжалуемого решения, формулируя вывод о наличии оснований для удовлетворения встречных требований, суд руководствовался положениями статей 60, 76 Земельного кодекса РФ, ст. 304 Гражданского кодекса РФ, а также руководящими разъяснениями, содержащимися Постановлении Пленума Верховного суда РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22, предусматривающих защиту прав собственника земельного участка путем обязания лица, самовольно занявшего земельный участок, прекратить нарушение прав собственника.
Причем, как это следует из текста вынесенного судебного акта, суд посчитал доказанным факт использования земельного участка Гаражным кооперативом "Джип" без наличия правоустановливающих документов, что расценено как условие удовлетворения встречных требований Администрации.
Между тем, как это следует из материалов рассматриваемого спора, у кооператива отсутствуют какие-либо отношения с собственником земельного участка по поводу его аренды, границы земельного участка не определены, указанный земельный участок не поставлен на кадастровый учет и не существует как объект права.
При данных обстоятельствах, обращение Администрации в требованием в кооперативу об освобождении указанного земельного участка лишено правового основания.
Помимо изложенного, на момент рассмотрения спора в суде первой инстанции, не была утрачена возможность пролангации договоров аренды с собственниками гаражных боксов в индивидуальном порядке, а также имел место факт выхода отдельных членов кооператива из его состава, что подтверждается апелляционной жалобой Алексеенко А.А., представленными им в качестве приложения к апелляционной жалобе текстом договора аренды от 09.02.2010 г..
Первоначально договора аренды заключались владельцами гаражей с Администрацией индивидуально (ксерокопии указанных договоров представлялись владельцами гаражей в материалы дела), продление указанных договоров на новый срок владельцами гаражей не производилось в связи с тем, что оформление прав на земельный участок было поручено руководству кооператива.
Ненадлежащее исполнение обязанностей по формированию границ земельного участка и затягивание процедуры представления земельного участка в аренду кооперативу в связи с указанным обстоятельством не является доказательством самовольного противоправного пользования земельными участками владельцами гаражей, добросовестно заблуждавшихся относительно законности их использования.
При данных обстоятельствах, констатация вывода о самовольном занятии владельцами гаражей земельных участков под расположенными на них гаражными боксами и утрате ими прав на указанные земельные участки не соответствует обстоятельствам рассматриваемого спора.
Что касается установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, связанных с нахождением части гаражей на линиях водопровода и канализации, не опровергнутых лицами, участвующими в деле, что является безусловным основанием для освобождения земельного участка, то указанные выводы касаются только части земельного участка, и не могут быть распространены на весь земельный участок вцелом.
С учетом изложенного, по убеждению суда апелляционной инстанции, вопрос об освобождении спорной территории от расположенных на ней гаражных боксов должен решаться Администрацией с владельцами гаражных боксов индивидуально, с исследованием вопросов связанных с основаниями возникновения прав на занимаемый земельный участок и законности его дальнейшего использования.
Таким образом, выводы обжалуемого судебного акта о наличии правовых оснований для удовлетворения встречных требований Администрации об освобождении земельного участка занятого железобетонными гаражами в количестве 38 штук, сформулированы на неполно исследованных обстоятельствах рассматриваемого спора при недоказанности факта самовольного использования владельцами гаражей указанной территории, что в соответствии со ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, является основанием для отмены вынесенного судебного акта в указанной части.
Выводы судебного акта об отсутствии оснований для удовлетворения требований кооператива об обязании Администрации заключить с кооперативом договор аренды земельного участка суд апелляционной инстанции расценивает как законные и обоснованные.
При этом отклоняются доводы апелляционной жалобы кооператива о допущенных судом первой инстанции нарушении процессуальных требований, повлекших нарушение прав третьих лиц, выразившихся в привлечении их к участию в деле только в последнем судебном заседании.
По убеждению суда апелляционной инстанции, привлечение к участию в деле 3х лиц, владельцев гаражей, было обусловлено необходимостью соблюдения, а не нарушения их процессуальных прав. Как следует из материалов рассматриваемого спора, указанные лица привлечены к участию в дела определением от 06.06.2011, рассмотрение заявленных сторонами требований с их участием было назначено на 28.06.2011 г.., о чем указанные лица были уведомлены надлежащим образом.
В материалах рассматриваемого спора имеются письменные пояснения указанных лиц (тома дела 4, 5) относительно предмета спора, а также представлены документы, подтверждающие факт наличия договорных отношений с Администрацией в отношении занимаемых ими индивидуально земельных участок за период 2008-2010 г.., документы, подтверждающие права собственности на гаражные боксы.
В материалах рассматриваемого спора также имеются заявления отдельных участников кооператива с просьбой провести судебное заседание без их участия.
Таким образом, третьи лица, привлеченные к участию в дела определением суда по делу от 06.06.2011 г.. имели реальную возможность реализовать свои процессуальные права, и надлежащим образом ими воспользовались.
При данных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не усматривает безусловных оснований для отмены вынесенного судебного акта по причине допущенных процессуальных нарушений, исчерпывающий перечень которых содержится в части 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
С учетом изложенного по результатам рассмотрения апелляционных жалоб суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены вынесенного судебного акта в части удовлетворения встречных требований Администрации САО г. Омска и удовлетворении апелляционной жалобы Алексеенко А.А. полностью и Гаражного кооператива "Джип" в части.
Согласно статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ между сторонами судебного разбирательства возникают правоотношения по распределению судебных расходов, которые регулируются главой 9 АПК РФ.
Законодательством не предусмотрена возможность возврата подателю апелляционной жалобы уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов.
Следовательно, расходы Гаражного кооператива "Джип" (в части) и Алексеенко А.А. по уплате государственной пошлины подлежат возмещению Администрацией Советского административного округа города Омска в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктами 2, 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Алексеенко Андрея Александровича удовлетворить.
Апелляционную жалобу Гаражного кооператива "Джип" удовлетворить в части.
Решение Арбитражного суда Омской области от 30.06.2011 по делу N А46-12713/2010 в части удовлетворения встречных требований Администрации Советского административного округа г. Омска об обязании Гаражного кооператива "Джип" освободить земельный участок занятый временными железобетонными гаражами отменить.
Вынести в указанной части новый судебный акт об отказе в удовлетворении встречных требований Администрации Советского административного округа г. Омска.
Взыскать с Администрации Советского административного округа г.Омска государственную пошлину в размере 3000руб.00 коп.., из которых 2000руб.00 коп.. в пользу Алексеенко Андрея Александровича, и 1000руб. в пользу Гаражного кооператива "Джип".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Золотова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-12713/2010
Истец: Гаражный кооператив "Джип"
Ответчик: Администрация Советского административного округа г. Омска
Третье лицо: Алексеенко Андрей Александрович, Андреева Анастасия Леонидовна, Беляков Алексей Борисович, Венедиктова Елена Владимировна, Венедиктова Елена Владмировна, Винс Сергей Владимирович, Власкин Виктор Сергеевич, Галдин Максим Владмирович, Госудасрвенное учреждение здравоохранения Омской области "Клинический противотуберкулезный диспансер N 4", Дейкун Ольга Юрьевна, Департамент имущественных отношений Администрации города Омска, Евгий Валерий Павлович, Егий Валерий Павлович, Ефимов Сергей Петрович, Жакудинова Какима Ашимовна, ИП ГОНЧАРОВ СЕРГЕЙ ЛЕОНИДОВИЧ, Кобзев Евгений Владимирович, Ковалев Георгий Георгиевич, Комцева Елена Ивановна, Коробецких Лидия Валентиновна, Королев Сергей Леонидович, Костылева Людмила Сергеевна, Кошкоровский Александр Иванович, Лазаревич Анатолий иванович, Лепская Ирина Владмировна, Мятеж Павел Петрович, Назаренко Олег Николаевич, Нефедов Александр Викторович, Норкин Сергей Вячеславович, ОАО "ОмскВодоканал", ПАВЛЮКОВА ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА, Пальянов Антон Сергеевич, Потоцкий Анатолий Геннадьевич, Самойлова Елена Николаевна, Семенов Федор Петрович, Семенова Юлия Валентиновна, Сидоренко Сергей Васильевич, Солнцев Юрий Максимович, Старикова Галина Петровна, Старцев Владмир Арсеньевич, Таскаева Людмила Аркадьевна, Хабло Игорь Алексеевич, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области, ФГУ "Земельная кадасровая палата" Омской области
Хронология рассмотрения дела:
23.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6864/12
11.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6864/12
08.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6864/12
18.05.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6864/12
09.02.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7191/11
07.10.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6335/11
07.10.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6405/11