г. Тюмень |
|
14 февраля 2012 г. |
Дело N А81-1446/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 8 февраля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 14 февраля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Буракова Ю.С.
судей Коробейниковой О.С.
Лошкомоевой В.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу на решение от 08.07.2011 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Чорноба В.В.) и постановление от 10.11.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Зорина О.В., Гладышева Е.В., Смольникова М.В.) по делу N А81-1446/2011 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" (628486, Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра, город Когалым, улица Прибалтийская, 20, ИНН 8608048498, ОГРН 1028601441978) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу (629007, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард, улица Свердлова, 47, ИНН 8901002135, ОГРН 1028900509538) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь"
(далее - ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Управление Росреестра по ЯНАО, регистрирующий орган, заинтересованное лицо, податель жалобы) в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости: "Нефтесборный нефтепровод от К-18а до точки врезки Ду 159x8=520м", расположенный по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, Северо-Губкинское месторождение, и обязании осуществить государственную регистрацию права собственности на объект с выдачей свидетельства о государственной регистрации права собственности в установленный законом срок.
Решением от 08.07.2011 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением от 10.11.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным отказ Управления Росреестра по ЯНАО в государственной регистрации права собственности ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" на объект недвижимости - "Нефтесборный нефтепровод от К-18а до точки врезки Ду 159x8=520м", расположенный по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, Северо-Губкинское месторождение. Суд обязал регистрирующий орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" и произвести действия по государственной регистрации права собственности последнего на объект недвижимости - "Нефтесборный нефтепровод от К-18а до точки врезки Ду 159х8=520м", расположенный по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, Северо-Губкинское месторождение.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление Росреестра по ЯНАО обратилось в суд с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в заявленных требованиях.
По мнению подателя жалобы, судебные акты первой и апелляционной инстанций противоречат друг другу, материалам дела, выводы судов ошибочны. Право собственности на спорный объект недвижимости за обществом с ограниченной ответственностью "Геойлбент" (далее - ООО "Геойлбент") в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) не зарегистрировано. Представленных документов недостаточно для регистрации в установленном законом порядке, а именно: не представлено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, акт приёмки законченного строительством объекта от 21.09.1998 не соответствует требованиям постановления Совета Министров СССР от 23.01.1981 N 105 "О приёмке в эксплуатацию законченных строительством объектов" (далее - постановление Совета Министров СССР от 23.01.1981 N 105). Полагает, что Приложение N 1 к Временному положению о приёмке законченных строительством объектов, рекомендованного письмом Государственного комитета Российской Федерации от 09.07.1993 N БЕ-19/13, не является нормативным актом, подтверждающим юридическую обоснованность акта приёма законченного строительством объекта. При признании действий регистрирующего органа незаконными в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судом может быть возложена обязанность осуществить то или иное действие, при этом заявителю необходимо представить в регистрирующий орган все необходимые для государственной регистрации документы (данная обязанность отсутствует при признании отказа регистрирующего органа незаконным).
Управление Росреестра по ЯНАО просит рассмотреть жалобу без его участия.
ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" в представленном отзыве просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, в удовлетворении кассационной жалобы Управления Росреестра по ЯНАО отказать. Кроме того, общество, надлежащим образом извещённое о месте и времени судебного заседания, просит рассмотреть настоящую кассационную жалобу в его отсутствие.
Проверив в соответствии со статьями 286, 288 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов по настоящему делу, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, требования ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" обоснованы тем, что заявитель является правопреемником прав и обязанностей присоединённого к нему ООО "Геойлбент" на основании договора о присоединении ООО "Нефтяная холдинговая компания" и ООО "Геойлбент" к ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" от 26.03.2007 и передаточного акта от 30.03.2007.
Согласно передаточному акту ООО "Геойлбент" передало ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" определённое имущество, в том числе и объект: "Нефтесборный нефтепровод от куста 18а до точки врезки" (далее - нефтесборный нефтепровод), расположенный по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, Северо-Губкинское месторождение
Регистрация права собственности ООО "Геойлбент" на данный объект недвижимости не производилась.
ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" 30.11.2010 обратилось в Пуровский территориальный отдел Управления Росреестра по ЯНАО с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект капитального строительства нефтесборный нефтепровод.
ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" к заявлению приложены следующие документы: договор о присоединении ООО "Нефтяная холдинговая компания" и ООО "Геойлбент" к ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" от 26.03.2007; передаточный акт от 30.03.2007 в связи с реорганизацией ООО "Геойлбент" путём присоединения к ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь"; постановление администрации муниципального образования Пуровский район от 23.05.2001 N 423 "О регистрации факта ввода законченных строительством объектов ООО "Геойлбент"; кадастровый паспорт сооружения от 08.11.2010, инвентарный номер 02:13:17194, выданный Муравленковским отделением филиала ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" по Ямало-Ненецкому автономному округу; акт приёмки законченного строительством объекта от 21.09.1998; договор от 16.09.2010 N 260/Л-10/10С4618 аренды лесного участка, в составе земель лесного фонда.
Согласно письму от 25.01.2011 N 04/034/2010-386/04-95 Управление Росреестра по ЯНАО на основании пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), отказало заявителю в регистрации права собственности на нефтесборный нефтепровод.
Отказ в государственной регистрации регистрирующим органом мотивирован тем, что право собственности ООО "Геойлбент" на объект недвижимого имущества, о регистрации которого ходатайствует заявитель, в ЕГРП не зарегистрировано, а акт приёмки законченного строительством объекта от 21.09.1998 не соответствует требованиям постановления Совета Министров СССР от 23.01.1981 N 105 "О приёмке в эксплуатацию законченных строительством объектов".
Судом также установлено, что земельный участок, в том числе под заявленным объектом недвижимости, находится у заявителя в аренде, о чём свидетельствует договор от 16.09.2010 N 260/Л-10, заключённый с Департаментом природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа. Вид разрешённого пользования - для строительства линейных объектов.
Кадастровый паспорт сооружения на нефтесборный нефтепровод у заявителя имеется.
Заявитель, полагая, что решение заинтересованного лица нарушает его права и законный интерес на владение, пользование и распоряжение имуществом, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что отсутствие зарегистрированного за ООО "Геойлбент" права собственности не лишает ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь", как универсального правопреемника, обратиться в регистрирующий орган с заявлением о первичной регистрации этого права за собой. Ссылка заинтересованного лица на часть 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации является необоснованной, поскольку в действие данный нормативный правовой акт вступил с 30.12.2004, следовательно, на момент завершения строительства обозначенного объекта он ещё не существовал. Противоречия между Временным положением о приёмке законченных строительством объектов, утверждённым письмом Государственного комитета Российской Федерации от 09.07.1993 N БЕ-19/13 и постановлением Совета Министров СССР от 23.01.1981 N 105 отсутствуют, Временное положение дополняет указанное постановление. Правоустанавливающим документом для государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества в соответствии со статьёй 17 Закона о регистрации (в соответствующей редакции) является постановление администрации муниципального образования Пуровский район от 23.05.2011 N 423. На основании изложенного суд пришёл к выводу о том, что заявителем представлены все документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 17 Закона о регистрации, необходимые для регистрации спорного имущества, у заинтересованного лица отсутствовали законные основания отказа в государственной регистрации. Управлением Росреестра по ЯНАО в результате неправомерных действий нарушены права и законный интерес заявителя на владение, пользование и распоряжением имуществом. Выдача заявителю в установленные срок свидетельства в случае принятия решения о государственной регистрации права, в силу Закона о регистрации является для регистрирующего органа обязательным.
Апелляционный суд, оставляя без изменения решение суда первой инстанции, указал, что акт приёмки законченного строительством объекта от 21.09.1998 в совокупности с Постановлением администрации муниципального образования Пуровский район от 23.05.2011 N 423 относятся к надлежащим документам для государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, и выводы суда первой инстанции поддержал.
Выводы судов соответствуют закону и материалам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица в силу приведённой нормы права требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения и действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Судебные инстанции, оценив в соответствии со статьёй 71 АПК РФ представленные доказательства и обстоятельства дела, руководствуясь при этом статьями 57, 58, пунктом 1 статьи 131, статьями 153, 218, пунктом 4 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 2, 4, 9, пунктом 1 статьи 13, статьями 16, 17, пунктом 1 статьи 18, пунктом 1 статьи 25 Закона о регистрации, разъяснениями, изложенными в пункте 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", обоснованно удовлетворили заявленные требования.
ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" представлены все документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 17 Закона о регистрации, необходимые для регистрации спорного имущества, у заинтересованного лица отсутствовали законные основания отказа в государственной регистрации. Управлением Росреестра по ЯНАО в результате неправомерных действий нарушены права и законный интерес заявителя на владение, пользование и распоряжением имуществом.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку фактически направлены на переоценку выводов судов первой и апелляционной инстанций, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов в порядке статьи 288 АПК РФ судом кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 08.07.2011 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 10.11.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-1446/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.С. Бураков |
Судьи |
О.С. Коробейникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что отсутствие зарегистрированного за ООО "Геойлбент" права собственности не лишает ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь", как универсального правопреемника, обратиться в регистрирующий орган с заявлением о первичной регистрации этого права за собой. Ссылка заинтересованного лица на часть 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации является необоснованной, поскольку в действие данный нормативный правовой акт вступил с 30.12.2004, следовательно, на момент завершения строительства обозначенного объекта он ещё не существовал. Противоречия между Временным положением о приёмке законченных строительством объектов, утверждённым письмом Государственного комитета Российской Федерации от 09.07.1993 N БЕ-19/13 и постановлением Совета Министров СССР от 23.01.1981 N 105 отсутствуют, Временное положение дополняет указанное постановление. Правоустанавливающим документом для государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества в соответствии со статьёй 17 Закона о регистрации (в соответствующей редакции) является постановление администрации муниципального образования Пуровский район от 23.05.2011 N 423. На основании изложенного суд пришёл к выводу о том, что заявителем представлены все документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 17 Закона о регистрации, необходимые для регистрации спорного имущества, у заинтересованного лица отсутствовали законные основания отказа в государственной регистрации. Управлением Росреестра по ЯНАО в результате неправомерных действий нарушены права и законный интерес заявителя на владение, пользование и распоряжением имуществом. Выдача заявителю в установленные срок свидетельства в случае принятия решения о государственной регистрации права, в силу Закона о регистрации является для регистрирующего органа обязательным.
...
Судебные инстанции, оценив в соответствии со статьёй 71 АПК РФ представленные доказательства и обстоятельства дела, руководствуясь при этом статьями 57, 58, пунктом 1 статьи 131, статьями 153, 218, пунктом 4 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 2, 4, 9, пунктом 1 статьи 13, статьями 16, 17, пунктом 1 статьи 18, пунктом 1 статьи 25 Закона о регистрации, разъяснениями, изложенными в пункте 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", обоснованно удовлетворили заявленные требования.
ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" представлены все документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 17 Закона о регистрации, необходимые для регистрации спорного имущества, у заинтересованного лица отсутствовали законные основания отказа в государственной регистрации. Управлением Росреестра по ЯНАО в результате неправомерных действий нарушены права и законный интерес заявителя на владение, пользование и распоряжением имуществом."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 февраля 2012 г. N Ф04-73/12 по делу N А81-1446/2011