г. Тюмень |
|
20 февраля 2012 г. |
Дело N А45-9905/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 февраля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Маняшиной В.П.
судей Ильина В.И.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области на решение от 29.07.2011 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Чернова О.В.) и постановление от 20.10.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Скачкова О.А., Жданова Л.И., Кулеш Т.А.) по делу N А45-9905/2011 по заявлению администрации рабочего поселка Кольцово (630559, Новосибирская область, Новосибирский район, рабочий (заводской) поселок Кольцово, 14, ИНН 5433107553, ОГРН 1035404348660) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (630000, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Кирова, 3, ИНН 5405116098, ОГРН 1035401913568) о признании недействительными решения и предписания.
Другие лица, участвующие в деле: муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства "САДВЭЛ" (630559, Новосибирская область, Новосибирский район, рабочий (заводской) поселок Кольцово, 12, ИНН 5433121653, ОГРН 1025404354700).
Суд установил:
администрация рабочего поселка Кольцово (далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - антимонопольный орган) о признании недействительными решения от 31.05.2011 и предписания от 31.05.2011 N 23.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства "САДВЭЛ" (далее - предприятие, МУП ЖКХ "САДВЭЛ").
Решением от 29.07.2011 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 20.10.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда, оспариваемые ненормативные правовые акты признаны недействительными.
Антимонопольный орган обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты, принять по делу новый судебный акт.
По мнению подателя кассационной жалобы, благоустройство, озеленение и уличное освещение территории поселения являются муниципальными нуждами, удовлетворение которых должно происходить путем размещения заказа; заключение договоров субсидирования и предоставление субсидий в целях возмещения затрат, понесенных при осуществлении названной деятельности, приводит к ограничению конкуренции на соответствующем рынке.
Отзыв на кассационную жалобу от администрации не поступил.
В отзыве на кассационную жалобу МУП ЖКХ "САДВЭЛ" просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании был объявлен перерыв с 14.02.2012 до 20.02.2012 до 11 часов 30 минут.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что антимонопольным органом совместно с Новосибирской прокуратурой проведено выездное контрольное мероприятие по проверке соблюдения законодательства о размещении заказов администрацией рабочего поселка Кольцово Новосибирской области.
В ходе проверки установлено, что администрацией заключены с МУП ЖКХ "САДВЭЛ" договоры субсидирования от 16.03.2010 N 12 (дополнительное соглашение от 20.06.2010 N1), от 19.07.2010 N 62 (дополнительное соглашение от 06.12.2010 N 1) и от 24.02.2011 N 6, согласно которым администрация предоставляет предприятию на безвозмездной и безвозвратной основе субсидии из бюджета рабочего поселка Кольцово в целях возмещения затрат, понесенных предприятием в 2010-2011 годах при осуществлении благоустройства, озеленения и уличного освещения территории рабочего поселка Кольцово.
Полагая, что действия администрации и предприятия по заключению названных договоров фактически представляют собой размещение заказов для муниципальных нужд без проведения торгов, посчитав, что данные действия приводят к ограничению конкуренции на рынке работ по благоустройству, озеленению и организации уличного освещения, антимонопольный орган пришел к выводу о нарушении администрацией требований статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
По результатам проверки антимонопольным органом принято решение от 31.05.2011 о признании администрации и МУП ЖКХ "САДВЭЛ" нарушившими указанный Закон и выдано предписание от 31.05.2011 N 23 об устранении нарушений антимонопольного законодательства и расторжении договоров субсидирования.
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, администрация обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обеих инстанций исходили из следующего.
МУП ЖКХ "САДВЭЛ" как юридическое лицо образовано по решению учредителя - администрации рабочего поселка Кольцово в форме муниципального унитарного предприятия. Уставом предприятия, утвержденным администрацией рабочего поселка Кольцово, закреплены коммерческая и социальная цели его создания, а также основные задачи, среди которых указано на осуществление деятельности, связанной с благоустройством и озеленением территории рабочего поселка Кольцово (пункт 3.2 раздела 3 Устава).
Полномочия органов местного самоуправления на создание муниципальных предприятий и учреждений в целях решения вопросов местного значения предусмотрены пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Из местного бюджета субсидии предоставляются - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации (подпункт 3 пункта 2 статьи 78 БК РФ).
Решениями Совета депутатов рабочего поселка Кольцово от 24.12.2009 N 80, от 15.12.2010 N 71 предусмотрены и определены размеры субсидий, предоставляемых МУП ЖКХ "САДВЭЛ" на 2010, 2011 годы.
Согласно пункту 2 Порядка предоставления в 2008 году и в плановом периоде 2009 и 2010 годов субсидий муниципальным унитарным предприятиям за счет средств бюджета рабочего поселка Кольцово, утвержденного постановлением Главы рабочего поселка Кольцово от 02.06.2008 N 240, субсидии из бюджета рабочего поселка Кольцово предоставляются муниципальным унитарным предприятиям рабочего поселка Кольцово на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат при осуществлении ими деятельности, в том числе по благоустройству, включая уличное освещение, озеленение, содержание автомобильных дорог и сооружений на них, а также иных видов деятельности по содержанию объектов благоустройства.
В пунктах 2, 7, 11 Порядка предоставления в 2011 году субсидий муниципальным унитарным предприятиям за счет средств бюджета рабочего поселка Кольцово, утвержденного постановлением администрации рабочего поселка Кольцово от 30.12.2010 N 1158, содержатся аналогичные нормы.
На основании изложенного, суды пришли к выводу, что МУП ЖКХ "САДВЭЛ" является получателем субсидий из местного бюджета, направленных на возмещение затрат при осуществлении предприятием его уставной деятельности; заключение администрацией и предприятием спорных договоров субсидирования соответствует бюджетному законодательству Российской Федерации, муниципальным правовым актам рабочего поселка Кольцово.
Учитывая, что названные решения и Порядок предоставления субсидий из бюджета рабочего поселка Кольцово приняты уполномоченными органами в установленном порядке, не были оспорены и не признаны в судебном порядке незаконными, суды обеих инстанций указали, что отсутствуют правовые основания для признания полученных субсидий из местного бюджета по заключенным договорам незаконными, не соответствующими действующему законодательству и нарушающими антимонопольное законодательство.
Между тем судами не учтено следующее.
В соответствии с пунктами 19, 21 части 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ организация благоустройства и озеленения территории поселения, организация освещения улиц отнесены к вопросам местного значения.
Согласно части 2 статьи 18 Закона N 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов потребности муниципальных образований в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения, относятся к муниципальным нуждам.
Таким образом, организация благоустройства, озеленения, освещения улиц территории поселения отнесена к муниципальными нуждами.
В силу пункта 1 статьи 72 БК РФ, части 1 статьи 54 Закона N 131-ФЗ, пункта 1 статьи 10 Закона N 94-ФЗ для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для муниципальных нужд требуется размещение заказов путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме; без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
При этом финансирование затрат на услуги для муниципальных нужд осуществляется за счет местного бюджета на основании контракта, заключенного по результатам торгов (аналогичные выводы содержатся в судебных актах по делу N А68-544/11).
Согласно статье 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом, удовлетворение потребностей муниципального образования посредством выделения администрацией бюджетных средств предприятию без осуществления процедуры размещения заказов путем проведения торгов для муниципальных нужд следует признать нарушением требований статьи 16 Закона о защите конкуренции, поскольку в данном случае создаются преимущества отдельному хозяйствующему субъекту, в то время как иные хозяйствующие субъекты лишены доступа к соответствующему товарному рынку, что свидетельствует об ограничении конкуренции.
С учетом изложенного, вывод судов о незаконности оспариваемого решения и выданного на его основании предписания антимонопольного органа не соответствует законодательству Российской Федерации о размещении заказов для муниципальных нужд.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат отмене, кассационная жалоба - удовлетворению.
Поскольку обстоятельства дела установлены судами первой и апелляционной инстанций в полном объеме, но неправильно применены нормы материального права, на основании пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции выносит по делу новый судебный акт об отказе администрации в удовлетворении требований о признании недействительными оспариваемых решения и предписания антимонопольного органа.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 29.07.2011 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 20.10.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-9905/2011 отменить.
Принять по делу новый судебный акт. В удовлетворении требований администрации рабочего поселка Кольцово о признании недействительными решения от 31.05.2011 и предписания от 31.05.2011 N 23 Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.П. Маняшина |
Судьи |
В.И. Ильин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 1 статьи 72 БК РФ, части 1 статьи 54 Закона N 131-ФЗ, пункта 1 статьи 10 Закона N 94-ФЗ для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для муниципальных нужд требуется размещение заказов путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме; без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
...
Согласно статье 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом, удовлетворение потребностей муниципального образования посредством выделения администрацией бюджетных средств предприятию без осуществления процедуры размещения заказов путем проведения торгов для муниципальных нужд следует признать нарушением требований статьи 16 Закона о защите конкуренции, поскольку в данном случае создаются преимущества отдельному хозяйствующему субъекту, в то время как иные хозяйствующие субъекты лишены доступа к соответствующему товарному рынку, что свидетельствует об ограничении конкуренции."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 февраля 2012 г. N Ф04-7134/11 по делу N А45-9905/2011
Хронология рассмотрения дела:
27.04.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4651/12
03.04.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4651/2012
20.02.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7134/11
20.10.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8035/11